Проблема регулирования международных финансовых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:36, реферат

Краткое описание

Достижение этой цели позволяет поддерживать стабильный уровень основных параметров развития мировой экономики, снижать многочисленные риски, создавать необходимые условия для расширения инвестирования. Кроме того, устойчивость функционирования международных финансовых рынков является обязательным условием поддержания стабильных валютных курсов, развития международного кредитования, международных фондовых и страховых операций. Так, рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям значительно расширить круг источников финансирования, не ограничиваясь бюджетными средствами, самофинансированием и банковскими кредитами.

Содержание

Введение. 3
2. Сущность и функции международных финансовых рынков. 3
3. Проблемы регулирования международных финансовых рынков. 6
4. Перспективы развития международных финансовых рынков. 9
Заключение. 13

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИ1.docx

— 33.39 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РОССИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Самарский государственный  университет»

 

 

 

 

 

Реферат на тему: Проблема регулирования международных финансовых рынков.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Ягавкина Е. Е.

Проверила: Манукян М.М.

Оценка:_______________

 

 

 

 

 

 

Самара 2013

Оглавление

Введение. 3

2. Сущность  и функции международных финансовых  рынков. 3

3. Проблемы  регулирования международных финансовых  рынков. 6

4. Перспективы  развития международных финансовых  рынков. 9

Заключение. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Международный финансовый рынок является неотъемлемой частью мирового хозяйства. Финансовые рынки чрезвычайно динамичны. Многолетние исследования показывают, что они во многом являются основой рыночной экономики. Обеспечение устойчивости функционирования международных финансовых рынков является одной из важнейших целей развития мировой экономики. Достижение этой цели позволяет поддерживать стабильный уровень основных параметров развития мировой экономики, снижать многочисленные риски, создавать необходимые условия для расширения инвестирования. Кроме того, устойчивость функционирования международных финансовых рынков является обязательным условием поддержания стабильных валютных курсов, развития международного кредитования, международных фондовых и страховых операций. Так, рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям значительно расширить круг источников финансирования, не ограничиваясь бюджетными средствами, самофинансированием и банковскими кредитами. Мировой опыт показывает, что в конце ХХ столетия именно фондовый рынок стал основным источником инвестиционных ресурсов в динамично развивающихся странах. Рынок ценных бумаг, обеспечивая превращение сбережений в инвестиции и перелив финансовых ресурсов между секторами экономики, в решающей мере способствует экономическому росту и повышению благосостояния населения.

Поэтому выявление проблем  регулирования международных финансовых рынков является актуальным в современном  мире.

2. Сущность и функции международных  финансовых рынков.

Международный финансовый рынок  – это система рыночных отношений, обеспечивающая аккумулирование и  перераспределение мировых финансовых потоков. В организационном плане – это совокупность национальных рынков, специализированных финансово – кредитных учреждений, фондовых бирж, банков, через которые осуществляется движение мировых финансовых потоков в сфере международных экономических отношений.

Основные функции МФР  заключаются в:

  • мобилизации и перераспределении аккумулированного капитала между национальными экономиками, странами, регионами, корпорациями;
  • формировании рыночной цены на отдельные финансовые инструменты под воздействием спроса и предложения;
  • снижении издержек финансовых операций;
  • ускорении концентрации и централизации капитала (образование крупных финансовых холдингов), что особенно ярко проявляется в слияниях и поглощениях коммерческих и инвестиционных банков, а также бирж.

К особенностям МФР можно  отнести:

  • огромные масштабы сделок (операции на МФР превышают в 50 раз сделки по международной торговле товарами);
  • отсутствие пространственных, географических и временных границ. Операции на МФР осуществляются практически круглосуточно;
  • использование ведущих валют (доллар, евро, йена, СДР) в сделках между участниками рынка;
  • сделки проводятся по международным процентным ставкам (LIBOR, EUROBOR и т.п.);
  • широкое внедрение национальных финансовых рынков в систему МФР

при сохранении их определенной самостоятельности. Их место в системе МФР определяется:

  • местом и ролью страны в мировой системе хозяйства;
  • наличием развитой национальной финансово-кредитной системы;
  • стабильностью национальной экономики;
  • благоприятным инвестиционным климатом;
  • валютным, налоговым и инвестиционным законодательством.

Участников МФР можно классифицировать по следующим признакам:

  1. характер участия субъектов в операциях:
  • прямые;
  • косвенные.

По характеру участия  субъектов в операциях, к прямым участникам относятся биржевые члены соответствующих рынков производных финансовых инструментов, заключающие сделки за свой счет и (или) за счет и по поручению клиентов, не являющихся биржевыми членами, которые являются косвенными участниками.

  1. цель и мотивы участия:
  • хеджеры;
  • спекулянты (трейдеры и арбитражеры).
  1. Типы эмитентов и их характеристики:
  • международные и межнациональные агентства;
  • национальные правительства и суверенные заемщики;
  • региональные органы власти;
  • муниципальные органы власти;
  • корпорации, банки, другие организации.
  1. Типы инвесторов и должников:
  • частные инвесторы (физические лица);
  • институциональные инвесторы (финансовые институты коллективного инвестирования).

К частным – относятся  физические лица, осуществляющие операции с ценными бумагами. Институциональные  инвесторы – это банки, государственные  учреждения, международные финансовые институты, пенсионные и страховые фонды и компании, взаимные инвестиционные фонды, менеджеры вкладов, крупные корпорации.

  1. Страна происхождения/местонахождения субъектов:
  • развитые страны;
  • развивающиеся страны;
  • международные институты;
  • оффшорные зоны.

3. Проблемы регулирования международных финансовых рынков.

Регулирование является важнейшей составляющей финансовых рынков. Регулирование финансовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей.

Первая предполагает регулирование  преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть  полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников рынка – саморегулирующим организациям (СРО) (например, во Франции).

Вторая подразумевает  передачу максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям. При этом государство сохраняет  за собой основные контрольные функции  и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания). В преобладающем большинстве стран степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. При этом структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США – штатам, в Германии – землям).

Общей тенденцией в мировой  практике регулирования финансового рынка является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более чем 30 стран с развитыми рынками – более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия, Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора (в случае его образования). Исключением из общего правила является Швейцария, которая не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).

Учитывая особый характер деятельности на фондовом рынке, регулирующий орган берет на себя функцию организации  отношений на рынке. Во многих случаях  это подразумевает жесткую систему  допуска организаций или физических лиц к работе на фондовом рынке.

Таким органом является в  США Комиссия по ценным бумагам. В  соответствии с действующим порядком на нее возложена регистрация  проспектов эмиссии, лицензирование деятельности участников рынка, деятельности специализированных регистраторов, осуществляющих ведение  реестров акционеров, а также брокерской дилерской, депозитарной, клиринговой  и деятельности по организации торговли ценными бумагами. В частности, Комиссия квалифицирует работу на организованном фондовом рынке как исключительный вид деятельности и ограничивает доступ таких организаций как  коммерческие банки, промышленные и  торговые предприятия лишь возможностью работать через брокерские компании.

Помимо центрального органа в США важнейшую роль в регулировании  фондового рынка играют саморегулирующие организации (такие как все биржи, Национальная ассоциация дилеров NASD, Национальная фьючерсная ассоциация NFA и др.). Они состоят из профессиональных участников рынка, которые следят за соблюдением коллегами профессиональной этики, правил и традиций работы на рынке. Их решения не являются обязывающими, но способны значительно ограничить доступ к рынку и даже лишить участника профессиональной квалификации, наличие которой является необходимым требованием Комиссии по ценным бумагам.

Деятельность саморегулирующих организаций в Великобритании была подвергнута критике из-за попыток  нанести ущерб интересам инвесторов, и сейчас работа на фондовом рынке  в стране регулируется в основном государством.

Необходимо отметить, что  кроме профессиональных участников фондового рынка на нем работает большое число институциональных  инвесторов, обладающих значительными  финансовыми ресурсами, которые, попадая  на рынок, во многом определяют ситуацию на нем. К таким участникам можно отнести банки, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.

В Германии традиционно основными  действующими лицами на финансовых рынках являются коммерческие банки. Они оказывают значительное влияние на работу фондового рынка, и сами могут предоставлять брокерские услуги на фондовом рынке и пользоваться привилегированным положением и брокера и инвестора одновременно. Следует, однако, отметить, что нарушений этического характера со стороны банков в Германии отмечено намного меньше, чем в США и Великобритании.

Идеальной модели функционирования и регулирования финансового рынка в мире не существует. Лучшие из них представляют собой “золотую середину” между жестким централизованным управлением и коллегиальным регулированием профессиональными организациями. Для каждой страны необходимо учитывать степень развития рынка и его инфраструктуры, его традиции, менталитет участников (например, ценность репутации участника), доверие к органу регулирования и объем обращающегося на этом рынке капитала.

4. Перспективы развития международных финансовых рынков.

В 2000-2009 гг. произошло общее  ухудшение условий функционирования международного финансового рынка. Оно выражается в повышении риска  дальнейшего снижения курса доллара  по отношению к другим ключевым валютам; обострении соперничества США, стран  зоны евро и Японии на международном  финансовом рынке; ухудшении финансовой ситуации в странах зоны евро и  США при одновременном быстром  росте национальных финансовых рынков Китая, Индии, стран Юго-Восточной  Азии. Это привело к глобальным дисбалансам и усилению рисков на международном финансовом рынке.

В последнее десятилетие происходит наращивание глобальных дисбалансов на международном финансовом рынке, связанных с изменением позиций государств - участников этого рынка. Сальдо текущих операций США - признанного лидера международного финансового рынка - постоянно ухудшается, а зеркальным отражением этого процесса является улучшение сальдо текущих операций в странах Азии (страны АСЕАН, Китае и Индии), в нефтедобывающих развивающихся странах и в меньшей степени в малых развитых странах (Швейцария, Норвегия, Швеция). Сальдо счета текущих операций зоны евро остается близким к нулю, но при этом наблюдается расхождение между динами­кой этого показателя в странах, имеющих профицит (Германия, страны Бенилюкс и Финляндия) и в странах, которые имеют дефицит (Испания, Франция, Португалия, Греция). В процентах к мировому ВВП сальдо счета текущих операций с 1994 по 2007 г. в США снизилось на 1,5 - 2,1 %, а в странах Азии с формирующимися рынками и в малых европейских странах выросло в среднем на 0,5 - 0,75%. Что касается стран зоны евро, то, пережив падение в 2000 г. на 0,5 %, оно выросло к 2007 г. на 0,37 %. Сформировавшиеся стойкие дисбалансы в развитии национальных финансовых рынков стран - участниц международного финансового рынка проявляются во всех секторах международного финансового рынка: валютном, кредитном, фондовом, инвестиционном и страховом. Обобщая вышесказанное отметим, что упорядоченная корректировка дисбалансов международного финансового рынка возможна лишь в результате слаженной и согласованной финансовой политики стран - участниц между­народного финансового рынка, направленной на совместное регулирование международного финансового рынка.

Информация о работе Проблема регулирования международных финансовых рынков