Проблемы и особености лизинга в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Темой данной курсовой работы является «Проблемы становления и развития лизинга в РФ». Актуальность темы обусловлена рядом причин, таких как, например:

- лизинг сравнительно недавний институт, который сформировался в сознании экономического сообщества России и нашел свое отражение в нормативно-правовых актах, регулирующих данную сферу хозяйственных отношений. Впервые понятие «лизинг» было закреплено в Указе Президента РФ от 17.09.1994г. №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности»;

- до настоящего момента ведутся споры является ли лизинг экономической категорией или правовой, рассматривать ли лизинг как инструмент, способ финансирования (форму инвестиционной деятельности) или как совокупность гражданско-правовых отношений между субъектами сделки по купле-продаже имущества с последующей его сдаче в наем, пользование за определенную плату. Так, в федеральном законе от 29.10.1998г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» законодатель предлагает два понятия, лизинга и лизинговой деятельности. В литературе часто встречается уподобление лизинга кредиту либо аренде. Так, например в статье «Договор лизинга: аренда, но финансовая. Комментарий к постановлению Президиума ВАС РФ от 18.05.2010г. №1729/10» под авторством Мурзина Д.В., опубликованной в журнале «Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации», №10 (215), октябрь 2010, с.54-63, лизинг представлен с двух точек зрения, экономической и юридической, а также автором обозначены проблемы, возникающие в связи с неоднозначной трактовкой лизинга, несоответствием его юридической природы и экономической сущности;

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы лизинговых отношений.

1.1 Понятие и классификация лизинга.

1.2 Лизинг как источник финансирования.

1.3 Лизинговые сделки: особенности и эффективность.

Глава II. Российский рынок лизинга: Основные тенденции и особенности.

2.1 История развития отечественного лизинга. Лизинг до кризиса 2008г.

2.2 Состояние рынка лизинга РФ в период финансового кризиса 2008-2009гг.

2.3 Перспективы развития рынка лизинга в РФ.

Глава III. Лизинг в действии на примере недвижимости.

3.1Анализ лизинговых сделок на примере недвижимости.

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Лизинг Курсовая7687.docx

— 96.49 Кб (Скачать файл)

   Расходы при кредите k = Кik+К%ik+Иik+(Kik-Аik)%пр/(1-%пр)

   Расходы при лизинге л = Кiл+К%iл+Иiл+(Kiл-Аiл)%пр/(1-%пр)

   С учетом описанных условий, в формулах происходят следующие замены:

   Кik = Кiл = Аiл - суммы погашения тела кредита в периоде i при кредите и при лизинге равны амортизации при лизинге в периоде i;

   K%i = Oi%K, где %К - кредитная ставка, а Оi - остаточная стоимость в периоде i;

   Иi= Оi%И, где %И - ставка налога на имущество.

   В результате формулы преобразовались в следующий вид:

   Расходы при кредите i =Аiл + Oiл%K + Oik %И+(Аiл-Аik)%пр/(1-%пр)

   Расходы при лизинге i = Аiл+ Oiл%K + Oiл%И

   Таким образом, расходы при лизинге и расходы при кредите в каждом конкретном периоде зависят только от остаточной стоимости и амортизации, а именно от сроков и методов амортизации. Разница в расходах при кредите и при лизинге, а именно - эффективность, зависит только от разницы налогов на имущество, зависящих от остаточной стоимости, и от размера налога на прибыль при кредите, который зависит от ставки налога на прибыль и разницы амортизации при лизинге и кредите в каждом периоде.

   Введя зависимость амортизации и остаточной стоимости от первоначальной стоимости имущества, нормы амортизации с учетом коэффициента ускорения, метода амортизации и периода, мы сможем полностью описать всю сумму расходов за любой период сравнения как без учета, так и с учетом временной стоимости денежных средств предприятия.

   Если мы обозначим A полн, О полн - амортизацию и остаточную стоимость, проинтегрированную за период от начала сделки до конца амортизации, а A полн_д, Ополн_д - амортизацию и остаточную стоимость, проинтегрированную за период от начала сделки до конца амортизации, но с учетом временной стоимости денежных средств, то получим:

   Расходы при кредите = Аполнл + Oполнл%K + Oполнk %И+(Аполнл-Аполнk)%пр/(1-%пр)

   Расходы при лизинге = Аполнл+ Oполнл%K + Oполнл %И

   Те же расходы рассматриваются с учетом временной стоимости денег, а именно - поделив каждую статью расхода в соответствующем периоде на коэффициент , где k - цена денежных средств (в случае необходимости можно использовать непрерывную ренту, но это не повлияет на суть рассуждений):

   Расходы при кредите_д=Аполн_дл+Oполн_дл%K+

   Oполн_дk%И+ (Аполн_дл-Аполн_дk)%пр/(1-%пр)

   Расходы при лизинге_д = Аполн_дл+ Oполн_дл%K + Oполн_дл%И

   Получив данные формулы и умея рассчитывать Аполн, Oполн л , Аполн_дл, Oполн_дл , можно определить расходы при лизинге и при кредите, а соответственно и эффективность лизинга, в зависимости от сроков амортизации, методов амортизации и временной стоимости денежных средств.

   Теперь рассмотрим, каким образом можно рассчитать полную интегральную амортизацию и остаточную стоимость при разных методах амортизации.

   Где x - доля амортизации, до которой имущество будет амортизироваться на конец расчета (в примерах предполагается, что имущество амортизируется полностью, и x = 1). А = ставка амортизации, соответствующая сроку полезного использования, используемая для лизинга с учетом специального коэффициента 3. Амортизации по нелинейному методу амортизация начисляется только до x=80% (остаточная стоимость 20%), а после этого действует линейная норма амортизации.

   На основании данной методики была разработана модель, позволяющая рассчитывать разные варианты лизинговых сделок и сравнивать их с кредитными операциями.

   Для разных групп имущества была рассчитана структура эффективности лизинга отдельно для линейного метода начисления амортизации и для нелинейного метода. Эффективность лизинга по сравнению с кредитом увеличивается по мере увеличения сроков амортизации с 2% до 15%, а доля экономии по налогу на имущество в эффективности при больших сроках амортизации доходит до 30%.

   Эффективность увеличивается по мере увеличения срока амортизации. Это связано с тем, что при больших сроках амортизации эффективность лизинга практически на 30% формируется за счет экономии по налогу на имущество, и при относительно большой временной стоимости денежных средств становится более выгодно откладывать уплату налога на имущество на более позднее время.

   Важно отметить, что для групп с небольшим сроком амортизации, до 10 лет, эффективность с увеличением ставки дисконтирования растет, а для групп с большим сроком амортизации эффективность сначала растет, а потом стремительно падает.

   Данный эффект связан с тем, что на эффективность влияют два фактора: налог на имущество и налог на прибыль.

1. Эффективность, связанная с налогом на прибыль, увеличивается по мере увеличения временной стоимости денежных средств за счет того, что в начале сделки налог на прибыль экономится за счет ускоренной амортизации, а позже платится, но учитывается с дисконтом.

2. Эффективность, связанная  с налогом на имущество, при  увеличении временной стоимости  денежных средств уменьшается.  Это связано с тем, что при  увеличении ставки дисконта становится  менее выгодно платить сейчас  меньший налог на имущество,  а позже больший, так как уплаченное позже будет учтено с дисконтом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Российский рынок лизинга: основные тенденции и особенности.

2.1 История развития  отечественного лизинга. Лизинг до кризиса 2008 г.

   Первый период - до начала 90-х годов XX века. Этот период характеризуется отсутствием специального законодательства о лизинге, неразвитостью этой формы предпринимательства, отсутствием четких представлений о правовом положении сторон сделки.

   Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали поставки на условиях "ленд-лиза" (государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.).

   «До перестройки в СССР лизинговые операции проводились в основном внешнеторговыми организациями, например такими как: «Совфрахт», «Автоэкспорт», «Совтрансавто», «Авиаэкспорт», «Совкомфлот», «Трактороэкспорт». Преобладающий объем операций приходился на импорт оборудования из развитых капиталистических стран, т.е. наша страна выступала в основном в качестве лизингополучателя».

    Внутренний лизинг вообще не получил в то время какого-либо заметного развития. Такое положение дел было обусловлено, в частности, наличием только государственного сектора экономики. Лизинг как институт гражданского права не был известен Гражданскому кодексу РСФСР от 11.06.1964г. и Основам гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 08.12.1961г. Нормативная база для регулирования лизинговых отношений отсутствовала.

   В России наиболее подходящие условия для развития лизинга сложились на рубеже 80х-90х годов, в период перехода к рыночным отношениям, возможности использования разнообразных договорных форм участниками предпринимательских отношений, необходимости в инвестициях.

   Второй период - с начала 90-х годов до 1998 года. С началом "рыночных" реформ и переходом к многоукладной экономике в деятельности компаний начали появляться договоры, которые содержали в себе элементы лизинговых сделок. Однако специальное законодательство все еще отсутствовало. В начале 90-х годов в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками. К середине 90-х годов Правительство Российской Федерации (РФ), оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. 17.09.1994г. Президентом РФ был издан Указ №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» (в настоящее время Указ утратил силу), согласно которому Правительству РФ была поставлена задача разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге, предусмотрев в нем: определение лизинга как вида предпринимательской деятельности, направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок. Впервые в российском законодательстве термин «лизинг» был обозначен в вышеназванном Указе Президента РФ.

   Во исполнение Указа Президента №1929 было издано Постановление Правительства РФ от 29.06.1995г. №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (в настоящий момент Постановление утратило силу). Постановлением было утверждено Временное положение о лизинге, согласно которому лизинг был определен как вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.  Временное положение о лизинге описывало:

- общие принципы осуществления  лизинговых операций;

- права и обязанности  участников лизингового договора;

- состав и порядок уплаты  лизинговых платежей.

   «На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами (объединения промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия.). Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов6. В основном это были отраслевые лизинговые компании, такие как: «Аэролизинг», «Лизингуголь», «Росстанкоминструмент», «Росагроснаб»».

   В 1994 году 15 лизинговых компаний России для защиты своих интересов и представления их в органах государственной власти, международных организаций объединились в Российскую Ассоциацию лизинговых компаний (Рослизинг). Цель Ассоциации - координация деятельности организаций, входящих в её состав, а также представление и защита общих имущественных интересов и прав её членов.

   Данный период можно охарактеризовать следующими признаками:

   - отсутствием специальных нормативных актов в сфере лизинга, хотя лизинг развивался с применением норм законодательства об аренде. До 1996 года лизинг мог осуществляться в качестве сделок, "хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему";

   - большой степенью риска для участников лизинговой деятельности, что сдерживало развитие лизинга.

   Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии лизинга. Первое Постановление от 20.11.1995г. №1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)…» (в настоящий момент Постановление утратило силу) предусматривало право лизингополучателя на включение лизинговых платежей в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. Второе Постановление от 27.06.1996г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» предусматривало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности.

    Дальнейшее нормативное закрепление лизинговые отношения (в т.ч. договорные основы лизинга) получают с вступлением в силу с 01.03.1996г. части второй ГК РФ. С тех пор все нормативные документы, регулирующие отношения финансовой аренды (лизинга), применяются в части, не противоречащей ГК РФ.

   Третий период- 1998- 2001 годы характеризует  возникновение рынка.

   После утверждения Временного положения о лизинге началась разработка специального федерального закона «О лизинге», который был принят 29.10.1998г. под №164-ФЗ после присоединения России к Конвенции УНИДРУА.

   «Многие положения закона о лизинге вступили в противоречие с ГК РФ: представленное в законе определение лизинга (а также многие иные положения) больше подходили к понятию аренды с правом выкупа, нежели к лизинговым отношениям. Кроме того, в ГК РФ в отличие от закона о лизинге отсутствовали какие -либо разделение лизинга на типы (долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный) или виды (финансовый, возвратный, оперативный), а также отсутствовало понятие сублизинга. Это не исчерпывающий перечень разночтений закона о лизинге и ГК РФ. На практике это приводило к тому, что лизинговые компании, лизингополучатели и другие участники лизинговых отношений руководствовались в своей текущей хозяйственной деятельности теми нормами права, которые им больше подходили. Более того, в ряде регионов стали разрабатывать самостоятельные гражданско-правовые акты по лизингу» .

   До 2002 года федеральный закон (ФЗ) №164-ФЗ назывался «О лизинге», а 29.01.2002г. ФЗ №10-ФЗ в него были внесены существенные изменения, в том числе и в название: с тех пор он называется «О финансовой аренде (лизинге)». Это было сделано с целью унификации российского законодательства, устранения противоречий одних законов другим.

   Изначально, закон о лизинге как и Временное положение о лизинге предусматривали, что лизинговая деятельность может осуществляться только на основе специального разрешения (лицензии), однако данное требование было отменено 02.02.2002г. со вступлением в силу ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» №10-ФЗ. С отменой лицензирования были сняты бюрократические барьеры на пути развития лизинговых компаний.

   Упадок российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 года (дефолт 17.08.1998г.), оказал значительное влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Они оказались не способны оплачивать приобретаемые средства производства в полном объеме, особенно импортные, подорожавшие наиболее сильно вследствие девальвации рубля7. В результате сформировались условия для возникновения масштабного спроса на долгосрочное заемное финансирование, в том числе и на лизинг. Таким образом, 1998 год стал переломным моментом в развитии российского рынка лизинга и его превращением из маловостребованной услуги в массовый продукт.

Информация о работе Проблемы и особености лизинга в РФ