Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение федеральных займов, государственного внутреннего долга РФ, их динамике и структуре. Значение в практической деятельности. Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес - проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАЙМЫ 3
1.1.Понятие и сущность федерального займа 3
1.1. Виды федеральных займов 9
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ 13
2.1.Сущность и понятие государственного долга 13
2.2 Виды и формы государственного долга 17
2.3.Управление государственным долгом 19
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 37
Выплата дохода осуществляется по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1,2 или 4 раза в год. Краткосрочные заёмные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Такие облигации называются облигациями с нулевым купоном.
При досрочном погашении инвестор может уменьшить свои потери (если через год ставка упала и составила уже не 12%, а только 6%), выкупив и разместив новый заём и погасив старый.
[ 18, 262-263]
Рынок государственных облигаций, выпущенных Министерством финансов РФ и обращающихся на биржевом рынке (ММВБ), представлен следующими видами облигаций:
1. Государственные краткосрочные
бескупонные облигации (ГКО)
2. Облигации федерального займа с переменным
купонным доходом (ОФЗ-ПК)
3. Облигации федерального займа с постоянным
купонным доходом (ОФЗ-ПД)
4. Облигации федерального займа с фиксированным
купонным доходом (ОФЗ-ФД)
5. Облигации федерального займа с амортизацией
долга (ОФЗ-АД)
Государственные краткосрочные
бескупонные облигации (ГКО)
Доходом по ГКО выступает дисконт, т.е. разница между ценой реализации
(при погашении эта цена равна номиналу
облигаций) и ценой их приобретения при
первичном размещении или на вторичном
рынке. Срок обращения ГКО до 1 года. Номинал
облигации 1 000 рублей.
Облигации федерального займа
с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)
ОФЗ-ПК относятся к облигациям с неизвестным
купонным доходом. Облигации с неизвестным
(переменным) купонным доходом дают его
владельцам право на периодическое получение
процентного (купонного) дохода. Частота
выплат по купону 2 или 4 раза в год. Размеры
каждого купона ОФЗ-ПК объявляются непосредственно
перед началом соответствующего купонного
периода исходя из текущей доходности
выпусков ГКО, которые погашаются примерно
в одно время с датой выплаты этого купона.
При этом, возможно также получение дисконта,
если цена приобретения облигаций (при
первичном размещении или на вторичных
торгах) будет меньше цены их реализации,
в том числе при погашении облигаций по
их номиналу. Номинал облигации составляет
1 000 рублей. Срок обращения ОФЗ-ПК от 1 года
до 5 лет.
ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД, ОФЗ-АД относятся
к облигациям с известным купонным доходом.
Облигации с известным купонным доходом
(размеры которых заранее объявляются
Эмитентом) являются ценными бумагами,
дающими его владельцам право на периодическое
получение процентного (купонного) дохода.
При этом, здесь возможно также получение
дисконта, если цена приобретения облигаций
(при первичном размещении или на вторичных
торгах) будет меньше цены их реализации,
в том числе при погашении облигаций по
их номиналу.
Облигации федерального
займа с постоянным купонным доходом
(ОФЗ-ПД)
В случае ОФЗ-ПД размеры всех купонов
определяются как постоянная величина
на весь период до погашения. Срок обращения
этих облигаций от 1 года до 30 лет, частота
выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1
000 рублей.
Облигации федерального займа
с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)
В случае ОФЗ-ФД величина купонного дохода
устанавливается при выпуске как фиксированная
величина, которая может различаться для
различных периодов выплат. Срок обращения
облигаций более 4 лет, частота выплат
по купону 4 раза в год. Номинал 10 или 1000
рублей.
Облигации федерального займа
с амортизацией долга (ОФЗ-АД)
Это сравнительно новый инструмент, впервые
выпущен в мае 2002г. Главная особенность
ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной
стоимости облигаций осуществляется по
частям в разные даты. Срок обращения облигаций
может быть от 1 года до 30 лет (ближайший
год погашения облигаций, обращающихся
в настоящее время, - 2006г.). Частота выплат
по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей.
Несмотря на то, что купон в полной сумме
выплачивается эмитентом облигаций тому
лицу, которому они принадлежат на дату
выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий
владелец также имеет право на получение
дохода пропорционально сроку владения.
Это достигается тем, что при приобретении
облигаций их покупатель должен выплатить
прежнему владельцу помимо собственно
цены («чистой» цены) облигаций также и
величину накопленного дохода.
Государственные и муниципальные заимствования, осуществляемые органами государственной власти и органами местного самоуправления для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, формируют государственный и муниципальный долг.[18,265]
В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета.
Государственный долг – это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных по ним процентов. Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы.
На практике, госдолгом
считаются долговые обязательства
России перед физическими и
Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, то есть бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета.[19,246]
Основаниями для образования государственного долга являются:
· государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.
· кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов
· предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.
· факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.
· соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет. [2]
Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга Российской Федерации. Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения. В соответствии со ст. 106 Бюджетного Кодекса РФ предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга. Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. [2]
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. [7,163]
Существует несколько классификаций государственного дога в зависимости от признака положенного в основу данной классификации.
В зависимости от заемщика государственный долг подразделяется на:
· государственный долг Российской Федерации;
· государственный долг субъекта Российской Федерации;
· муниципальный долг.
Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.
Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все свои полномочия. Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют:
· внутренний долг;
· внешний долг;
Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.
Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте [18].
В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют:
· капитальный государственный долг;
· текущий государственный долг;
Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.
Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
· кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
· государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
· договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
· договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
· соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. [11,341]
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам РФ и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных образований – 10 лет. [7,165]
В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.
Информация о работе Проблемы и перспективы государственного долга