Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

Основной частью кредитной системы выступает банковская система. Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные,
кредитные и другие операции, банки выполняют общественно-необходимые функции.
За 10 лет коренного реформирования общественно-экономического строя в нашей стране была создана трехуровневая кредитная система рыночного типа.

Содержание

Введение
3
1 Кредитная система России
4
1.1 История развития кредитной системы в РФ
4
1.2 Теоретические основы кредитной системы
12
2 Характеристика кредитной системы РФ
15
2.1 Центральный банк
15
2.2 Банки и их структура
17
2.3 Парабанки
23
3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России
30
3.1 Проблемы развития потребительского кредитования в России
30
3.2 Перспективы развития потребительского кредитования в России
32
Заключение
34
Список использованных источников
35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

В середине 1990 г. в связи  с объявлением правительством программы  перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которые должны быть преобразованы также созданные 1987 г. специализированные банки.

Наряду с этой программой исполнительные и законодательные  органы страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку – "500 дней", предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов, кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний. Программа "500 дней" расширяла количество будущих субъектов рынка капитала за счет перспективного создания специализированных кредитных учреждений, однако по существу неправильно подменяла понятие "кредитная система" понятием "банковская система".

Специализированные банки  были превращены в коммерческие банки. Уже в 1988–1989 гг. начали возникать  отдельные специализированные кредитно-финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным страховым  учреждениям – Госстраху и Ингосстраху были образованы на коммерческой основе страховые компании "Центрорезерв", "Дальросс", "Аско" и др.

Одновременно было создано  несколько инвестиционных компаний и банков. К 1990 г., т.е. к моменту  принятия "Закона о банках и банковской деятельности", в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из следующих трех ярусов.

Структура кредитной  системы Российской Федерации на конец 1994 г.:

1. Центральный банк  РФ;

2. Банковская система:

– коммерческие банки;

– сберегательные банки;

– ипотечные банки;

3. Специализированные  небанковские кредитно-финансовые  институты:

– страховые компании;

– инвестиционные фонды;

– пенсионные фонды;

– финансово-строительные компании;

– прочие.

Новая структура кредитной  системы стала в большей степени  отражать потребности рыночного  хозяйства и все больше приспосабливаться  к процессу новых экономических реформ.

В то же время процесс  становления кредитной системы  выявил определенные недостатки. Они  выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые  компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Многие вновь созданные  кредитно-финансовые институты, страховые  компании и инвестиционные фонды  занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств в 1993–1994 гг., а также финансовый кризис 1998 года заметно сократил число организаций кредитной системы России. Благодаря этому процессу, из кредитной системы РФ исчезли большинство мелких кредитных организаций, которые не смогли устоять перед кризисом банковской системы, тем самым укрепив банковскую систему страны (создание банковских пулов, ассоциаций и т.д.).

Новым этапом в развитии кредитной системы России стало  принятие в 1995 году Законов РФ "О  банках и банковской деятельности в  РФ" и "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)", закрепивших основы деятельности и  разграничение функций между банками и небанковскими кредитными организациями. Период развития кредитной системы до 1999 г. характеризовался следующими основными чертами:

– преобладание мелких кредитных  учреждений;

– преобладание универсальных  коммерческих банков;

– ориентация на краткосрочные операции;

– финансовые злоупотребления (финансовые пирамиды);

– выполнение СКФИ несвойственным им функций.

В современных условиях для кредитной системы РФ характерны следующие характеристики:

– четкое разграничение  функций между банками и небанковскими кредитными институтами;

– централизация банковского  дела;

– возникновение специализированных банков;

– повышение устойчивости кредитных институтов;

– расширение системы  СКФИ.

 

1. 2. Теоретические основы кредитной системы

 

Современная рыночная экономика немыслима без разветвлённой, гибкой и многообразной системы кредитных отношений, которые наряду с финансами способствуют ускоренной мобилизации средств для осуществления расширенного воспроизводства, ускорения структурной перестройки экономики в условиях НТР, повышения её конкурентоспособности, усиления динамизма всех экономических процессов. 

Кредитные отношения  порождают два полюса. На одном  полюсе находятся экономические  агенты, испытывающие недостаток денежных средств в силу необходимости  расширения производства, продаж, обусловленного увеличением спроса на их продукцию, задержки оплаты по счетам и по другим аналогичным причинам. На втором полюсе сосредоточенны экономические агенты, у которых произошло высвобождение денежных средств на определённое время. Подобная ситуация приводит естественным образом приводит к возникновению отношений перераспределения, перетекания денежных средств от одних агентов к другим. 

К кредитным отношениям можно, таким образом, отнести все  денежные отношения, связанные с  предоставлением возвратом ссуд, организацией денежных расчётов эмиссией денежных знаков и ценных бумаг, а также кредитование капитальных вложений и осуществлением страховых операций (в последних кредитных отношениях проявляется частично). Финансово-кредитную систему экономики обычно называют её «кровеносной или нервной системой», желая подчеркнуть особое значение анализируемой проблемы. Действительно, вряд ли можно найти какую-либо другую экономическую категорию, которая играла бы такую роль в экономике в целом. Ни в одной экономической системе, в том числе командно - административной, нет ни одного экономического отношения, так или иначе, не опосредованного финансово-кредитными или финансово-денежными отношениями.

Конкретно кредитно-денежная политика государства заключается:  определение количества денег, необходимых в обращении. Иначе говоря, регулировании денежной эмиссии; определение кредитной политики. Какими будут процентные ставки, резервная норма и.т.д.

Главной целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении такого уровня производства, который характеризуется полной занятостью и отсутствием инфляции. Исходя из этой цели, кредитно-денежная политика в периоды циклических спадов вызывает рост денежного предложения, поощряет его расходование, следовательно, поддерживая уровень цен, содействует оживлению и росту производства. Естественно, в периоды оживления инфляционных процессов кредитно-денежная политика стремится ограничить предложение денег с тем, чтобы сохранить прежний уровень цен или не дать ему слишком высоко вырасти. Так или иначе, кредитная система стремится привести в соответствие уровень производства, занятость, инфляцию, цены.

Кредитная система в широком  смысле слова представляет собой  совокупность банковских и иных кредитных учреждений, правовые формы организации и методы осуществления кредитных операций.

В настоящее время происходит дальнейшее развитие кредитной системы, и, прежде всего её функций. Наряду с основной функцией-аккумуляцией свободных денежных средств и превращение их в ссудный капитал, развиваются и другие функции такие, как приём вкладов и открытие по ним различных видов счётов, организация выпуска акций и облигаций, приём ценностей на хранение, операции в посредничестве в платежах. Кредитная система берёт на себя выполнение операций с деньгами отдельных предприятий и организаций, создаёт такие орудия обращения, которые заменяют сначала золото, а затем и кредитные деньги безналичным расчётом. 

Таким образом, превратившись  в звено финансового капитала, кредитная система проникает во все сферы хозяйственной жизни. Если говорить о её положении в современных условиях, то с полным основанием можно сказать, что ей принадлежит центральное место в экономическом воспроизводстве. Банковская система как стержневая часть всей кредитной системы по своей формальной организации и централизации представляет собой самое искусное и совершенное творение, к которому вообще приводит развитие экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

2 СОВРЕМЕННАЯ КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РФ

 

2.1 Центральный банк

 

Центральный банк России является главным банком государства. ЦБ РФ – экономически самостоятельное  учреждение. Он сам осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

ЦБРФ действует на основе Федерального закона ''О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР о Центральном банке РСФСР (Банке России)'', принятом и вступившем в силу 26 апреля 1995 г. ЦБР образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят: центральный аппарат, национальные банки республик как территориальные учреждения и расчетно-кассовые центры.

Принципы организации  деятельности ЦБРФ определяются Конституцией РФ и настоящим федеральным законом. Уставный капитал в размере 3 млн. деноминированных рублей является федеральной  собственностью. В пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией и федеральными законами, ЦБР независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ.

Высшим органом ЦБР  является Совет директоров – коллегиальный  орган, определяющий основные направления  деятельности ЦБР и осуществляющий руководство и управление банком. В Совет директоров входят: председатель и 12 членов Совета директоров. Госдума утверждает также членов Совета директоров на 4 года по представлению председателя ЦБР, согласованному с президентом РФ. Госдума обязывает председателя дважды в год выступать с докладом один раз при представлении годового отчета и второй раз при представлении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Председатель Банка  России или по его поручению один из его заместителей участвует в  заседаниях правительства РФ. Со своей  стороны правительство делегирует министра финансов и министра экономики или по их поручению одного из заместителей на заседание Совета директоров ЦБР с правом совещательного голоса.

В целях совершенствования  денежно-кредитной системы РФ, при  Банке России создан Национальный банковский совет (НБС), состоящий из представителей палат федерального собрания РФ, президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Председателем НБС является председатель Банка России. В состав НБС входят по два представителя от палат Федерального собрания РФ, по одному представителю от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр финансов и министр экономики. Остальные члены национального банковского совета назначаются Госдумой по представлению председателя Банка России. Численность НБС не превышает 15 человек. Этот орган рассматривает концепцию совершенствования банковской системы РФ, а также проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, дает по ним заключение, участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в РФ. ЦБР не отвечает по обязательствам государства, а государство – по обязательствам ЦБР. Этим лишний раз подчеркивается его независимость от Правительства РФ.

Банк России не вправе предоставлять кредиты правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. ЦБРФ вправе не предоставлять кредиты и на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Центральный банк и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории России. Что касается прибыли ЦБР, то после направления ее в установленном Советом директоров порядке в резервы и фонды оставшаяся часть перечисляется в фонд федерального бюджета (это Положение нарушалось и в 1996, и в 1997 гг., когда правительство требовало от ЦБ перечислять прибыль отчетного года в федеральный бюджет в размере 50% до утверждения годового отчета Банка России Советом директоров).

ЦБР обязан не позднее 15 мая текущего года предоставить Госдуме  годовой отчет за прошедший год. До 1 июля Дума рассматривает годовой отчет, не позднее 15 июля он должен быть опубликован. Кроме того, ЦБР обязан предоставлять в конце года проект ''Основных направлений единой денежно-кредитной политики на следующий год''. По этому проводятся слушания в Госдуме; также Центральный банк совместно с правительством регулярно делает заявления ''Об экономической политике на год и среднесрочной стратегии''.

 

2.2 Банки и  их структура

Информация о работе Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России