Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

Основной частью кредитной системы выступает банковская система. Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные,
кредитные и другие операции, банки выполняют общественно-необходимые функции.
За 10 лет коренного реформирования общественно-экономического строя в нашей стране была создана трехуровневая кредитная система рыночного типа.

Содержание

Введение
3
1 Кредитная система России
4
1.1 История развития кредитной системы в РФ
4
1.2 Теоретические основы кредитной системы
12
2 Характеристика кредитной системы РФ
15
2.1 Центральный банк
15
2.2 Банки и их структура
17
2.3 Парабанки
23
3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России
30
3.1 Проблемы развития потребительского кредитования в России
30
3.2 Перспективы развития потребительского кредитования в России
32
Заключение
34
Список использованных источников
35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в России действует более 200 кредитных союзов, их количество медленно, но верно растет. Число пайщиков кредитных союзов приближается к 80 тыс. человек. Как и во всем мире, российские кредитные союзы не занимают и не будут занимать значительного места в финансовом секторе. Достаточно сказать, что размер вклада одного пайщика репрезентативного кредитного союза колеблется от 2 тыс. до 3 тыс. рублей. Однако в России кредитные союзы становятся факторами социальной стабильности, они удовлетворяют финансовые потребности домашнего хозяйства и представляют собой институт «спокойных» финансов. Это явно обнаружилось в ходе финансового кризиса осени 1998 года. В отличие от банков кредитные союзы не понесли серьезного ущерба и сумели устоять благодаря тому, что сбережения граждан используются ими для выдачи небольших и гарантированных   займов физическими лицам – членам кредитного союза.

Это вид финансовых вложений в  современной России оказывается наиболее устойчивым, хотя и не высокодоходным. Но поскольку доходы этих займов поступают самим же пайщикам, интересы пайщиков как заемщиков и как сберегателей всегда можно сбалансировать при грамотном финансовом управлении и при грамотном использовании демократических процедур управления в кредитном союзе. Разумеется, сказанное не значит, что у кредитных союзов не возникают проблемы. Ода из насущных проблем – статус кредитного союза. Очевидно, что кредитный союз как потребительский кооператив, не имеющий целью своей деятельности извлечение прибыли, является некоммерческой организацией и не попадает под статус кредитных организаций.

Деятельность кредитного союза в отличие от банка и иных кредитных организаций не носит публичной деятельности, отношения пайщиков и кредитного союза не являются отношениями клиентов и банка, они строятся на основе членства, а не на основе публичного договора. Сообразно с этим кредитный союз не попадает под действие Закона «О банках и банковской деятельности».

Вместе тем правовая база кредитных союзов как кредитных потребительских кооперативов граждан – ст. 17 Конституции РФ, а так же ст. 116 Гражданского Кодекса, необходимая, но абсолютно не достаточная юридическая основа их деятельности.

Инвестиционные фонды.

Инвестиционный  фонд Российской Федерации — государственный финансовый фонд Российской Федерации, предназначенный для софинансирования инвестиционных проектов. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации: средства, предусмотренные в федеральном бюджете Российской Федерации, подлежащие использованию в целях реализации инвестиционных проектов.

В законе о федеральном бюджете на 2006 год впервые было предусмотрено образование Инвестиционного фонда объёмом 69,7 млрд руб. На 2007 год запланировано 72 млрд руб. Наполнение фонда происходит за счёт повышения цены отсечения нефти при формировании Стабилизационного фонда и досрочного погашения внешнего долга — то есть за счёт экономии на процентах.

Процедура рассмотрения проектов проходит три  основных этапа — инвестиционная комиссия, правительственная комиссия и утверждение на заседании правительства РФ.

Предполагается, что государство будет финансировать бизнес-проекты стоимостью не менее 5 миллиардов рублей в течение пяти лет. Частный инвестор должен будет вложить минимум 25 % средств. Рентабельность проекта должна составлять не менее 4 % и не более 11 %.

Господдержка  из инвестиционного фонда осуществляется в трёх форматах:

  • прямое софинансирование проектов;
  • участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься тем или иным проектом;
  • система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий Минфина (так как их не надо прописывать ежегодно в бюджете, и эти средства не «сгорают» по итогам года).

Используется два типа критериев при отборе проектов: качественные и количественные. К качественным критериям относится, в частности, национальная приоритетность.

В количественные критерии входят:

  • общеэкономическая эффективность, которая выражается во вкладе проекта в прирост регионального и внутреннего валового продукта;
  • бюджетная эффективность (рост налоговых поступлений);
  • финансовая эффективность (внутренняя норма доходности, сроки окупаемости, индекс окупаемости инвестиций).

Количественные критерии утверждаются совместным приказом Минэкономразвития  и Минфина.

Негосударственные пенсионные фонды.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются некоммерческими организациями социального образования.

Специфической особенностью НПФ является чрезвычайно долгосрочный характер его финансовых отношений с вкладчиками и участниками.

Негосударственное пенсионное обеспечение позволяет работнику предприятия или иному физическому лицу получать дополнительную пенсию за счет добровольных пенсионных или страховых взносов самого работника либо третьих лиц в его пользу. Оно осуществляется независимо от системы государственного пенсионного обеспечения.

На данном этапе развития в нашей стране рынок НПФ еще недостаточно развит. Закон «О негосударственных пенсионных фондах», регулирующий деятельность НПФ, принят с большим трудом менее полутора лет назад. Не хватает подзаконных актов, положений, нормативов, регулирующих и разъясняющих действие того или иного закона. Кроме того, данный закон регулирует лишь вопросы создания и деятельности НПФ. Полностью отсутствует законодательная база, определяющая правовые аспекты негосударственного пенсионного обеспечения.

Сейчас зарегистрировано чуть более 300 НПФ, из них реально функционируют около 150. Из более чем 1000 фондов, образовавшихся с     1992 г., свыше 50% были отсечены как не справляющиеся со своими функциями или занимающиеся другими видами деятельности. Многие исчезли сами, причем часто с деньгами участников фонда. Когда сторонники НПФ ссылаются на западные примеры, они забывают, что там фонды работают в основном с физическими лицами, у нас же 95% выплат приходится на корпоративные фонды.

Важнейший вопрос – инвестирование собранных взносов. НПФ возмещает собранные резервы через специальную коммерческую организацию – управляющую компанию. В данном случае скопирована западная модель, которая в наших условиях дала прямо противоположенный эффект. Учитывая, что размер пенсий заранее не устанавливается и зависит от получения дохода, повсеместной практикой стало занижение настоящего дохода от инвестирования резервов, лишнее звено при слабом контроле резко снижает надежность всей системы. Практически доверяют такой модели только корпорации, владеющие как НПФ, так и управляющей компанией, что превращает НПФ в инструмент решения далеко не социальных проблем. При этом мало шансов не только на эффективное вовлечение собранных ресурсов в экономику страны, но и просто на осуществление контроля со стороны государства за финансовыми потоками.

Несмотря на это сейчас намечается некоторая тенденция поддержания НПФ. Ярким примером может служить введение налоговых льгот для НПФ:

Платежи по договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, включаются в стоимость продукции (работ, услуг).

В перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, включены суммы работодателей по договорам с негосударственными пенсионными фондами.

Между тем последний кризис нанес сокрушительный удар по НПФ. Большинство фондов перестали выполнять свои обязательства перед вкладчиками из-за кризиса на фондовом рынке, из-за прекращения погашения государственных ценных бумаг и т. п. И если с корпорациями фонды еще работают, то частный вкладчик надолго потерял доверие к НПФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы и перспективы развития кредитной системы России

 

3.1 Проблемы потребительского кредитования в России

 

   Рост рынка потребительского кредитования в России сопряжен с решением текущих проблем, без решения которых невозможно добиться его поступательного развития. 

Бурный процесс развития рынка потребительского кредитования сопряжен с множеством проблем, как старых, так и вновь образовавшихся.

Работу западных банков существенно упрощают базы данных кредитных  историй за длительный период. В  России законодательная и практическая работа по созданию кредитных историй  ведется (например, принят и с 1 июня 2005 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях», создаются бюро кредитных историй), но больших массивов данных как таковых до сих пор нет. В силу хотя бы хронологического фактора. На Западе статистика по потребительскому кредитованию ведется десятилетиями (а в США, Канаде, Финляндии и ЮАР уже более века), что позволяет более точно оценивать риски, что упрощает выдачу кредиту и снижает процентные ставки. Такие эффекты на российском рынке очень желательны, но эту проблему (даже при условии наличия законодательной базы) способно решить только время.

Впрочем, даже наличие  кредитных историй не отменяет некоторой  нестабильности в стране, несовершенства судебной системы и связанных  с этим проблем реализации обеспечения по «плохим» кредитам.

Значительная часть  средств граждан остается в «серой»  зоне экономики, а значит, продолжает быть недоступной для получения  кредитов. В отсутствие реальной информации о доходах не может быть и речи о цивилизованном потребительском кредитовании.

Важной перспективой для банков является также налаживание долгосрочных отношений с потребителем. Огромная популярность одноразовых экспресс-кредитов – атрибут начального становления рынка. Можно предположить, что со временем будет развиваться рынок кредитных карт и овердрафтовых кредитов. Это также в интересах заёмщиков, так как при наличии долгосрочных отношений с банком ставка по кредиту будет ниже той, которую банк установит для заемщика, с которым познакомился час назад.

Кроме того, учитывая особую популярность экспресс-кредитов, со временем может проявить себя в полном объеме и проблема неплатежей по потребительским кредитам. Рынок бурно растет, в ближайшее время ожидается дальнейшее расширения участия иностранцев, банки-новички стремятся как можно быстрее выйти на рынок и занять свою нишу, а первопроходцы упрочить свою позицию. В такой лихорадочной обстановке недавно вошедшие на рынок отечественные банки в силу отсутствия опыта могут выдать значительное количество недостаточно обоснованных кредитов. Иностранные банки, незнакомые с местными условиями тоже могут быть причиной появления большого числа кредитов, выплаты по которым не будут осуществляться.

Отдельно стоит сказать  об участии на рынке иностранного капитала. Чувствуя большой потенциал  российского рынка и в то же время испытывая некоторый застой на западном рынке потребительского кредита, крупные иностранные игроки стремятся войти на рынок, покупая доли в российских компаниях и создавая свои дочерние банки. Такие крупные западные банки как Societe Generale, GE Consumer Finance и Cetelem объявили о своих планах занять существенную долю российского рынка. С точки зрения потребителя это позитивные события, так как разнообразие кредитных продуктов будет расти, а ставки по кредиту падать. Но смогут ли выжить в таких условиях российские банки, с их относительно скромными ресурсами остается под вопросом.

Именно проблема низкой капитализации остается основным препятствием на пути развития отечественного потребительского кредитования (впрочем, это общая  проблема для банков России). Большое  количество средних и мелких банков рады были бы выйти на рынок, но им не хватает средств. Рынок развивается, в основном, за счет крупных игроков, которые раньше считали потребительское кредитование неперспективным для себя видом услуг.

Несмотря на все проблемы, рынок потребительского кредита активно развивается благодаря огромному интересу со стороны населения и розничных сетей, которые установили, что предоставление потребительского кредита является прекрасным способом увеличения своей прибыли.

 

 

3.2 Перспективы развития потребительского кредитования в России

 

В последние несколько  лет рынок потребительских кредитов имел стойкую тенденцию к развитию, однако, сегодня перспективы развития потребительского кредитования оцениваются  аналитиками как неоднозначные  и даже говорят про грядущую отрицательную динамику его развития.

Причин таких тревожных  прогнозов несколько. Прежде всего, рынок потребительских кредитов сегодня уже сильно насыщен. Плательщиками  по кредитным договорам сегодня  является очень большое количество платежеспособных потребителей и поэтому значительного количества новых сделок ожидать не приходится. Тем более что граждане высказывают все больше нареканий на недобросовестные банки, которые во время оформления кредитного договора не говорят потенциальному заемщику всей правды о различных скрытых платежах и комиссиях. Такое поведение банков приводит к тому, что заемщик, который берет потребительский кредит, выплачивает кредитной организации намного больше той суммы, которая фигурировала в его расчетах, и перестает доверять не только этому банку, но и всей отечественной системе потребительского кредитования. Для того чтобы получить необходимую информацию об условиях кредитования в финансовом учреждении, можно воспользоваться нашим сайтом. Из списка банков можно выбрать необходимую кредитную организацию и ознакомиться с кредитной политикой учреждения. Также наш ресурс позволяет подать заявку на получение кредита, прочитать отзывы пользователей.

Кроме того, отрицательное  влияние на перспективы развития потребительского кредитования оказывает  желание некоторых банков увеличить  объемы выданных потребительских кредитов любой ценой. Они снижают планку требований к заемщикам и тем самым создают все условия для появления огромного количества невозвращенных кредитов. Не все заемщики имеют достаточный уровень образования и хотя бы минимальные знания в сфере кредитования, чтобы грамотно оценить все риски и свои возможности в выполнении обязательств перед банком. Поэтому значительная часть ответственности за большое количество «безнадежных кредитов», которые сегодня представляют значительную угрозу для стабильного развития банковской сферы в целом и сегмента потребительского кредитования в частности, лежит на самих кредитных организациях.

Таким образом, несмотря на то, что потребительские кредиты  по-прежнему остаются весьма востребованной банковской услугой, на перспективы развития потребительского кредитования оказывает влияние целый ряд факторов, которые сдерживают развитие этого сегмента рынка.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Банки, являясь, по сути, коммерческими предприятиями, накладывают  коммерческий характер и на всю систему их деятельности по кредитованию. Прежде всего, исходя из принципа прибыльности банковского хозяйства, банковские ссуды являются платными. Но дело не только в этом. Банки как торговые предприятия торгуют, прежде всего, своими ресурсами, размещая их в кредитные операции. Именно по этому в нормальном (бескризисном, безинфляционном) хозяйстве для банков, выступающих, прежде всего как крупные кредитные институты, доход от кредитной деятельности является основополагающим.

Размер кредитного продукта банка зависит не только от объема его собственных средств, Нои  от привлеченных ресурсов. В современной  рыночной системе торговать большим  объемом средств можно лишь тогда, когда банк дополнительно привлек  средства своих клиентов. Поскольку банк привлекает ресурсы не для себя, а для других, то оказывается, что объем кредитного продукта, становится тем выше, чем больше масса аккумулируемых им на началах возвратности денежных средств.

Особенность современной  системы кредитования состоит в ее зависимости не только от собственных и привлеченных ресурсов, но и от определенных норм, которые устанавливает Центральный Банк для коммерческих банков, осуществляющих кредитование клиентов.

Центральный Банк РФ, к  примеру, регламентирует норму обязательных отчислений в центральные резервы. Есть и другие нормативы, в том числе в виде минимальных денежных резервов, создаваемых в коммерческом банке, в форме регламентации объемов особо крупных кредитов, параметров ликвидности баланса банка, когда обязательства банка соизмеряются с резервом ликвидных средств.

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации – М.: К65 Проспект, 2012.
  2. Общая теория денег и кредита. Под ред. Жукова Е.Ф. – М.: Банки и биржа, 1995
  3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. №395-1 (в ред. от 29.12.2004).
  4. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ (в ред. от 10.01.2003).
  5. Федеральный закон ''О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР о Центральном банке РСФСР (Банке России)'', от 26 апреля 1995 г.
  6. Федеральный закон Российской Федерации 30.12.2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях»
  7. http://www.cbr.ru/
  8. http://www.diplomservis.com
  9. http://www.minregion.ru
  10. https://www.sbrf.ru

Информация о работе Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России