Проблемы и пути усовершенствования налога на землю в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 02:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение места и роли земельного налога в экономической системе государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю становления земельного налогообложения в России;
- изучить нормативно-правовую базу регламентирующую порядок исчисления и уплаты земельного налога;
- охарактеризовать роль налога как источника формирования доходов бюджета в Российской Федерации;
- проанализировать поступления земельного налога в бюджет муниципального образования г.Волгограда;
- рассмотреть проблемы и пути усовершенствования налога на землю в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3
Теоретические основы земельного налогообложения………………………..…5
Исторический аспект развития земельного налогообложения в России………………………………………………………………………….…..…5
1.2 Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок исчисления и уплаты земельного налога…………………………………………………………7
2 Земельный налог в бюджетной системе Российской Федерации……..…...…11
2.1 Анализ земельного налога как источника формирования доходов бюджета………………………………………………………………………....…..11
2.2 Анализ поступлений земельного налога в бюджет муниципального образования г. Волгоград…………………………………………………………14
3 Проблемы и пути усовершенствования налога на землю в России…………………..…………………………………………………..……….20
Заключение……………...…………………………………….…………………….23
Список использованных источников…..…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

2Курсовая по земельному налогу.doc

— 361.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..…….3

  1. Теоретические основы земельного налогообложения………………………..…5
    1. Исторический аспект развития земельного налогообложения в России………………………………………………………………………….…..…5

1.2  Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок исчисления и уплаты земельного налога…………………………………………………………7

2  Земельный налог в  бюджетной системе Российской  Федерации……..…...…11

2.1  Анализ земельного налога как источника формирования доходов бюджета………………………………………………………………………....…..11

2.2 Анализ поступлений  земельного налога в бюджет  муниципального образования г. Волгоград…………………………………………………………14

3 Проблемы и пути усовершенствования налога на землю в России…………………..…………………………………………………..……….20

Заключение……………...…………………………………….…………………….23

Список использованных источников…..………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

К основным факторам, которые оказывают значительное влияние на экономику Российской Федерации, относятся эффективные нормы налогового законодательства, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений. Необходимость в этом связана с ростом роли земельного налогообложения как одного из источников формирования доходов местных бюджетов, а также в защите имущественных интересов граждан и юридических лиц.

Определенное  место в экономической системе  Российской Федерации занимет земельный  налог, так как несмотря на относительно небольшую долю земельного налога в общем объеме налоговых доходов , он является  важным источником формирования бюджетов муниципальных образований.

Целью данной курсовой работы является изучение места и  роли земельного налога в экономической  системе государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  историю становления земельного налогообложения в России;

-  изучить  нормативно-правовую базу регламентирующую  порядок исчисления и уплаты  земельного налога;

- охарактеризовать  роль налога как источника   формирования доходов бюджета  в Российской Федерации;

- проанализировать  поступления земельного налога в бюджет муниципального образования г.Волгограда;

- рассмотреть проблемы и пути усовершенствования налога на землю в России.

Объектом исследования является налогообложение земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности.

Предметом исследования данной курсовой работы являются экономические  отношения, складывающиеся в процессе земельного налогообложения.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных  авторов таких как, С.А, Боголюбова, В.Ф. Тарасовой, Б.В. Ерофеева, В.Г. Панкова, Ю.А. Крохиной, Ю.Ф. Кваши, И.М. Александрова, А.В. Петрова, С.П. Кавелина и другие.

Информационной  базой исследования послужили отчетность Федеральной налоговой службы, оперативная  информация по данным информационного ресурса налоговых органов.

Курсовая  работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.

Во введение определяется актуальность темы, цель и задачи, рассматриваемые в данной работе.

В первой главе  работы исследованы теоретические вопросы, касающиеся истории становления земельного налога, нормативно-правовой базы по земельному налогу.

Во второй главе рассмотрено место земельного налога в бюджетной системе РФ проведен анализ поступлений земельного налога в бюджет г.Волгограда.

В третьей главе рассмотрены проблемы и пути совершенствования налога на землю в России.

В заключении сформулированы основные выводы по проведенному исследованию.

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы  земельного налогообложения

    1. Исторический аспект развития земельного налогообложения в России

 

Одним из первых объектов налогообложения в мировой  истории является земля. Именно, земельные  налоги были основным звеном налоговых  систем государств Древнего мира и  Средневековья. Все это было обусловлено  преобладанием натурального хозяйства и ведением сельского хозяйства [29,17].

Земельное налогообложение  в России  связано с развитием  посошной подати, которая получила развитие во второй половине XIV века и включала в себя земельный налог. Особенностью земельного налогообложения данного периода является уравнительный принцип. Так называемая «соха» состояла из земельного участка определенного размера и качества, к которому  приписывалось тяглое население. Включенное в «соху» хозяйство несло коллективную ответственность за уплату данной подати, которая носила натуральный характер.

В 1649 году в России появилось Соборное Уложение, которое  стало одним из первых крупных сводов законов российского государства. Данное Уложение содержало правовые нормы, которые регулировали сбор и уплату разного рода податей. В данный период самой распространенной формой платы за пользование землей являлся оброк. В частности ст. 23 Соборного Уложения касается прав владельцев угодий, расположенных не на частных, а на государственных землях[3,193].

Одной из особенностей земельного налогообложения в России в его раннем периоде явилось сочетание комбинации поземельного принципа с поимущественным, но с преобладанием поземельного принципа обложения.

Одним из главных  этапов в развитии земельного налогообложения  явились реформы  Петра I [30,94].

Отмена крепостного  права в 1861 году, начало земельной реформы, попытки правительства решить крестьянский и земельный вопросы дали новый виток развитию земельного и податного законодательства. В этот период был издан ряд Указов императора о прямых податях и поземельных сборах. В период с 1865 по 1879 г. было принято более 300 различных документов о государственных и земских повинностях. При этом земства имели право регулировать величину податей и проводить их распределение. Именно в этот период происходит выделение земельного налога[6,56].

Окончательно  земельный налог устанавливается в России в 1875 году, когда подушная подать была заменена подворным налогом и земельной податью.

Наибольшее  развитие земельного налогообложения происходит в последнюю четверть XIX века. Это было связано с ростом числа собственнников земель, расширение числа плательщиков, раскладочным характером налога, увеличением оклада[10,49].

После Октябрьской  революции 1917 г.  революционное правительство РСФСР произвело отмену ряда налогов. Так, ВЦИК РСФСР своим декретом «О социализации земли» и декретом от 30 октября 1918 г. о введении обложения сельских хозяев натуральным налогом формально отменяет земельный налог и заменяет его натуральным налогом и сельскохозяйственным налогом.

В 1953 году произошла реформа сельскохозяйственного налога, в ходе которой подоходное обложение заменено погектарным, в результате чего налог стал рассчитыватся по твердым ставкам с площади земельного участка. А с 1972 г. сельхозяйственным налогом подлежали обложению

С 1 января 1984 года на основании Указа Президиума ВС СССР о сельскохозяйственном налоге данный налог стал взиматься с каждого хозяйства по площади выделенного в пользование земельного участка. При этом в расчет не принимались земли, занятые постройками, кустарником, лесом, дорогами общественного пользования, оврагами и балками, а также земли, выделяемые рабочим и служащим предприятий и организаций под коллективные и индивидуальные сады и огороды[12,57].

В 1991 году был принят Закон РФ «О плате за землю»,который ввел в действующее законодательство о налогах и сборах плату за землю. Ее должны были уплачивать  собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. Для данного периода земельного налогобложения была  характерна  несистематизированность нормативно-правового материала, что было связано с наличием множества нормативно-правовых актов[17,357].

Окончательное закрепление земельного налога в налоговой системе Российской Федерации связано с принятием Федерального закона от 29 ноября 2004 г «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», который установил и прописал основные элементы налога. Целью данного закона было объединение всего множества нормативов, актов и постановлений и устранение существующих противоречий.

Несмотря на все это, земельное налогообложение постоянно подвергается изменению, связанным с повышением кадастровой стоимости, изменением льготных категорий и т.п.[14,287]

 

1.2 Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок исчисления и уплаты земельного налога

 

Нормативно-правовая база земельного налогообложения в Российской Федерации насчитывает большое количество законодательных и нормативно-правовых актов.

К основным элементам нормативно-правовой базы земельного налогообложения принадлежат кодексы.

Основным нормативным актом является Налоговый кодекс Российской Федерации, который устанавливает основные элементы налога, определяет порядок исчисления и взимания земельного налога [7,92].

 Вторым по  значимости в области земельного  налогобложения является Земельный кодекс Российской Федерации, который содержит в себе положения о праве собственности на землю, основания для прекращения права собственности,  права и обязанности собственников земель, формы платы за землю и т.д.

Следующим документом на который следует обратить внимание является Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (в ред. от 30.06.2010 г.), регулирующее порядок определения кадастровой стоимости земель для целей налогообложения.

Помимо данного  Постановления существуют нормативно-правое акты, связанные с регулированием споров, которые возникают при  проведении государственной кадастровой  оценке. Основным из них является Постановление пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», которое дало разъяснения относительно применения норм по земельным правоотношениям и земельному налогу,  устранил противоречия нормативно-правовых документов, которые касаются земли и земельного права [27,34].

Помимо указанных  существуют и  другие документы, которые косвенно или напрямую регламентируют отношения плательщиков земельного налога и налоговых органов. К ним относятся:

- Приказ Федеральной налоговой службы от 5 октября 2010 года N_ММВ-711/479@ «Об утверждении формы налогового уведомления»;

- Приказ Минфина РФ от 28 октября 2011 г. N ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения».

Так же к нормативно-правовой базе земельного налогообложения можно отнести письма и рекомендации различных структур и ведомств, которые разъясняют те или иные статьи Налогового или Земельного кодекса, а также отдельные элементы налогового законодательства:

  • Письмо Минфина РФ от 26 июля 2006 г. N 02-03-09/2027 «Об уплате налога на имущество организаций и земельного налога в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, и земельных участков, на которых они расположены»;
  • Письмо Минфина РФ от 24 мая 2005 г. N 03-06-02-02/41 «О предоставлении религиозным организациям налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество организаций»;
  • Рекомендации по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на налоговые льготы, а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке (утв. Минэкономразвития РФ и Минфином РФ 16 августа 2005 г.) и др.[4,38].

В связи с  проводимой земельной реформой и  введением налога на недвижимость следует  уделить вниманием Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (в ред. от 05.04.2012 г.) «О государственном кадастре недвижимости», который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Данный закон позволит установить новую налоговую базу для обложения земельных участков [9,458].

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно  утверждать, что на протяжении всей истории земельное налогообложение играло значительную роль в податных системах России. Именно, земельный налог стал первой формой прямого реального обложения. В начале он носил чрезвычайный характер, но затем земельный налог начинает взиматься на постоянной и регулярной основе, в результате чего произошло облегчение работы налоговых органов, а также повысился объем налоговых поступлений в бюджет. Постоянно вносимые изменения должны были убрать существующие пробелы законодательства, привести к повышению стимулирования рационального использования, охраны и освоению земель, а также повысить плодородие почв, выравнить социально-экономические условия хозяйствования на землях разного качества, обеспечить развитие инфраструктуры в населенных пунктах, сформировать специальные фонды финансирования этих мероприятий. Окончательное закрепление земельного налога в  налоговой системе Российской Федерации связано с принятием Федерального закона от 29 ноября 2004 г «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», который ввел во вторую часть НК РФ главу 31 «Земельный налог», устанавливающую основные элементы налога.

Информация о работе Проблемы и пути усовершенствования налога на землю в России