Проблемы и пути усовершенствования налога на землю в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 02:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение места и роли земельного налога в экономической системе государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю становления земельного налогообложения в России;
- изучить нормативно-правовую базу регламентирующую порядок исчисления и уплаты земельного налога;
- охарактеризовать роль налога как источника формирования доходов бюджета в Российской Федерации;
- проанализировать поступления земельного налога в бюджет муниципального образования г.Волгограда;
- рассмотреть проблемы и пути усовершенствования налога на землю в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3
Теоретические основы земельного налогообложения………………………..…5
Исторический аспект развития земельного налогообложения в России………………………………………………………………………….…..…5
1.2 Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок исчисления и уплаты земельного налога…………………………………………………………7
2 Земельный налог в бюджетной системе Российской Федерации……..…...…11
2.1 Анализ земельного налога как источника формирования доходов бюджета………………………………………………………………………....…..11
2.2 Анализ поступлений земельного налога в бюджет муниципального образования г. Волгоград…………………………………………………………14
3 Проблемы и пути усовершенствования налога на землю в России…………………..…………………………………………………..……….20
Заключение……………...…………………………………….…………………….23
Список использованных источников…..…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

2Курсовая по земельному налогу.doc

— 361.00 Кб (Скачать файл)

А система нормативно- правовых документов, регулирующих порядок исчисления и уплаты земельного налога, достаточно иерархична и включает в себя Федеральные законы, Постановления Правительства РФ Постановления ВАС РФ, кроме того имеется ряд других документов, которые косвенно или напрямую регламентируют систему земельногго налогообложения.

Однако, несмотря на все это, земельное налогообложения  постоянно реформируется, так на современный момент готовится к  введению налог на недвижимость который  будет включать в себя действующий  на настоящий момент земельный налог.

 

2  Земельный  налог в бюджетной системе  Российской Федерации

2.1  Роль земельного  налога как источника формирования  доходов бюджета

 

На современный  момент место, занимаемое земельным налогом в бюджете Российской Федерации незначительно, по данным органов статистики на его долю приходится примерно от 1 до 3 % всех налоговых доходов.

В связи с  тем, что земельный налог принадлежит  к местным налогам и сборам, то именно в бюджетах муниципальных  образований он занимает основное место.

Для определения  места и роли  земельного налога в бюджетной системе Российской Федерации рассмотрим объемы его поступлений по округам России (табл.1).

Таблица 1 – Поступления земельного налога в бюджетную систему Российской Федерации на 01.01.2012 г., млн..руб.

 

Городских округов

Муници-пальных районов

Городских и  сельских поселений

ИТОГО

РФ

36790,4

5498,6

10484,6

52773,6

Центральный округ

7508,0

4260,0

2612,1

1430,1

Северо-Западный округ

1514,6

28,9

1083,5

2627,0

Южный округ

4607,3

17,6

325,8

7882,7

Приволжский округ

9352,2

114,7

1945,2

12444,1

Уральский округ

325,6

13,5

325,6

664,7

Сибирский округ

7392,4

24,3

1094,9

8511,6

Дальневосточный округ

1095,7

7,8

165,4

1268,9

ИТОГО

68586,2

10997,3

20969,3

100552,8


 

На основании  таблицы 1 видно, что на 1 января 2012 года в бюджет Российской Федерации поступления от земельного налога составили 100552,8 млн.руб. при этом наибольший вклад приходится на Приволжский округ, в котором по городскому округу сумма налога равна 9352,2 млн.руб., по городским сельским поселениям – 1945,2 млн.руб., а общая сумма поступлений составила 12444,1 млн.руб.

Рассмотрим  налоговую базу и структуру начислений земельного налога в бюджете муниципального образования г.Волгоград в 2009-2011 годы (табл.2).

Таблица 2 – Налоговая база и структура начислений земельного налога в бюджете муниципального образованияг.Волгоград в 2009-2011 г.г.

 

Показатели

 

2009

 

2010

 

2011

Изменения (+, -)

2010 к 2009

2011 к 2010

Количество  налогоплательщиков, которым начислен налог к уплате, ед.

438380

478853

557532

+40473

+78679

Кадастровая стоимость, тыс.руб.

433798,6

414025,4

414599,1

- 19773,2

+573764

Сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, тыс.руб.

1613,4

1752,7

1803,9

+139,3

+51,2

Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи  с предоставлением налогоплательщикам льгот, тыс.руб.

1159,9

1074,7

1367,2

- 85,2

+292,5


 

Динамика сумм земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2009-2011 годы представлена на рисунке 1.

Рисунок 1- Динамика сумм земельного налога, подлежащая уплате в бюджет в 2009-2011 г.г., тыс.руб.

Из рисунка 1 видно, за анализируемый период поступления земельного налога увеличились. Так его прирост в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 139,3 тыс.руб.,  а в 2011 году по сравнению с предшествующим годом – 51,2  тыс.руб. Данный прирост в первую очередь был вызван увеличением числа налогоплательщиков в 2010 году по сравнению с 2009 годам на 40473 единиц, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом – на 78679 единиц.

Помимо этого  в 2011 году по сравнению с предыдущим годом увеличилась кадастровая  стоимость земельных участков, которая является налоговой базой, на 573,8 тыс.руб.

Однако в результате предоставления налоговых льгот налогоплательщикам  бюджет муниципального образования  г. Волгоград недополучил суммы налога в размере: 2009 г.- 1159,9 тыс.руб., 2010 г. – 1074,7 тыс.руб., а в 2011 году – 1367,1 тыс.руб.

Графическое изображение  сумм налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением  налоговых льгот представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 –  Динамика сумм налога, не поступившая  в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот в 2009-2011 г.г., тыс.руб.

Из рисунка 2 видно, что в  2010 году по сравнению  с 2009 годом произошло снижение сумм земельного налога, не поступившие  в бюджет, сократились на 85,2 тыс.руб. Однако уже в 2011 году данные суммы увеличились на 292,5 тыс.руб.  Это скорее всего было вызвано ростом числа налогоплательщиков, имеющих право на налоговые льготы.

Анализ поступлений земельного налога в бюджет муниципального образования г. Волгоград, который показал, что за анализируемый период сумма земельного налога, поступившего в бюджет муниципального образования городского округа Волгоград значительно увеличилась. Так его прирост в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 139,3 тыс.руб.,  а в 2011 году по сравнению с предшествующим годом – 51,2  тыс.руб. Данный прирост в первую очередь был вызван увеличением числа налогоплательщиков в 2010 году по сравнению с 2009 годам на 40473 единиц, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом – на 78679 единиц. Однако в результате предоставления налоговых льгот налогоплательщикам  бюджет муниципального образования г. Волгоград недополучил суммы налога в размере: 2009 г.- 1159,9 тыс.руб., 2010 г. – 1074,7 тыс.руб., а в 2011 году – 1367,1 тыс.руб.

 

2.2  Анализ  поступлений земельного налога в бюджет муниципального образования г. Волгограда

 

Основным  принципом формирования бюджетов муниципальных образований является их обеспеченность собственными финансовыми ресурсами, так как это позволяет органам местного самоуправления решать вопросы местного значения и быть менее зависимыми от решений региональных органов власти. Большую роль в этом случае играют собственные налоговые доходы муниципальных образований. На примере муниципального образования г.Волгоград проанализируем поступления земельного налога в доходную часть местного бюджета (табл.3).

Таблица 3 - Налоговые  доходы бюджета муниципального образования г.Волгоград за 2009 – 2011 г.г., тыс.руб.

 

Показатели

 

2009

 

2010

 

2011

Отклонения (+, -)

тыс.руб.

%

2010 к 2009

2011

к 2010

2010 к 2009

2011 к 2012

1

2

3

4

5

6

7

8

НДФЛ

4136696,0

4481066,4

4819264,2

+344370,4

+338197,8

+8,3

+7,6

ЕНВД

561870,0

594949,2

622031,5

+33079,2

+27081,8

+5,9

+4,6

ЕСХН

1980,0

851,8

3615,4

- 1128,2

+2763,6

- 57,0

+324,4


 

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

7

8

Налог на имущество  физических лиц

162397,0

147149,3

55509,6

- 15247,5

- 91639,7

- 9,4

- 62,3

Земельный налог

731296,0

872362,6

777171,6

+141066,6

- 95191,0

+19,3

- 10,9

Государствен-ная  пошлина

62990,0

92776,1

107584,5

+29786,1

+14808,4

+47,3

+16,0

ВСЕГО

5657229,0

6189155,4

6385176,8

+531926,4

+196021,4

+9,4

+3,2


 

На основании  данных таблицы 3 можно сделать вывод  что в 2010 году по сравнению 2009 годом  объем налоговых доходов вырос  на 531926, тыс.руб., что в относительном выражении составляет 9,4%. Данный прирост был обусловлен увеличением поступлений НДФЛ на 344370,4 тыс.руб. или 8,%, ЕНВД – на 33079,2 тыс.руб. (на 5,9%), земельного налога – на 141066,6 тыс.руб. (на 19,3%) и государственной пошлины – на 29786,1 тыс.руб. (на 47,3%). Однако за этот период сократились поступления в бюджет г. Волгоград от налога на имущество физических лиц на 15247,5 тыс.руб. или на 9,4%, а также от ЕСХН – на 1128,2 тыс.руб. (57%).

В 2011 году по сравнению  с 2010 годом сумма всех  налоговых доходов бюджета г. Волгоград увеличились, но всего на 196021,4 тыс.руб. или на 3,2%. За этот период также произошел рост налоговых поступления от НДФЛ на 338197,8 тыс.руб. или на 7,6%, ЕНВД – на 27081,8 тыс.руб. (4,6%), ЕСХН – 2763,6 тыс.руб. (324,4%), государственной пошлины – 14808,4 тыс.руб. (16%). Но в 2011 году по сравнению с предшествующим годом произошло сокращение поступлений земельного налога 10,9%, что в абсолютном выражении составляет 95191 тыс.руб.

Графическое изображение  динамики налоговых доходов муниципального образования г. Волгоград за 2009-2011 годы представлено на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Динамика налоговых доходов муниципального образования г.Волгоград за 2009-2011 годы, тыс.руб.

Рассмотрим  место земельного налога в бюджете  муниципального образования г.Волгоград. Для этого проведем анализ налоговых доходов бюджета. Результаты расчетов представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Структура налоговых доходов муниципального образования г.Волгоград за 2009-2011 годы

 

Показатели

2009

2010

2011

Отклонения (+, -),%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

2010 к 2009

2011

к 2010

НДФЛ

4136696,0

73,1

4481066,4

72,4

4819264,2

75,5

- 0,7

+3,1

ЕНВД

561870,0

9,9

594949,2

9,6

622031,5

9,7

- 0,3

+0,1

ЕСХН

1980,0

0,0

851,8

0,0

3615,4

0,0

-

-

Налог на имущество физических лиц

162397,0

2,9

147149,3

2,4

55509,6

0,9

-0,5

-1,5

Земельный налог

731296,0

12,9

872362,6

14,1

777171,6

12,2

+1,2

-1,9

Государствен-ная  пошлина

62990,0

1,1

92776,1

1,5

107584,5

1,7

+0,4

+0,2

ВСЕГО

5657229,0

100,0

6189155,4

100,0

6385176,8

100,0

-

-


 

Структура налоговых  доходов бюджета муниципального образования г.Волгоград в 2009 году представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Структура налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Волгоград в 2009 году, %

Из рисунка 4 видно, что основное место в составе налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Волгоград в 2009 году занимает НДФЛ, на чью долю приходится 73,1%. Вторым по весу в общем объеме налоговых доходов местного бюджета является земельный налог. Его удельный вес равен 12,9%.  Всего на 3% меньше удельный вес ЕНВД (9,9%). На долю других налоговых доходов приходится очень незначительная часть всего объема поступления налогов.

Информация о работе Проблемы и пути усовершенствования налога на землю в России