Проблемы становления денежного рынка в Республике Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2015 в 15:54, курсовая работа
Краткое описание
Деньги – один из наиболее важных разделов экономической науки. Они представляют собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем простой инструмент, содействующий работе экономики. Они возникли на определённом этапе развития хозяйственной жизни общества, но не как продукт соглашения между людьми или какого-либо законодательного акта государства, а как результат экономических отношений, естественной хозяйственной жизни людей.
Содержание
Введение…… ………………………………………………………………….. 6 Денежный рынок: спрос на деньги и их предложение ………………... 8 Неоклассический вариант количественной теории денег (монетарная теория)……………….…………………………………………………….
20 Проблемы становления денежного рынка в Республике Беларусь.… 29 Заключение ……………………………………………………………………… 39 Список использованных источников ………………
В 1956 г. в
США под редакцией профессора экономики
Чикагского университета Милтона Фридмана
вышел сборник статей «Исследования в
области количественной теории денег».
Он знаменовал рождение новой доктрины,
которая получила впоследствии большую
популярность в США и за границей и претендует
ныне на роль теоретического антипода
кейнсианского учения. Во вводной статье
к сборнику М. Фридман формулирует особую
версию количественной теории денег, новый
вариант «монетарного взгляда» на функционирование
капиталистической экономики. Ее основная
идея состоит в признании непосредственного
влияния изменений денежной массы на уровень
цен. По мнению Фридмана, «деньги имеют
значение для динамики цен», и, что важно,
«именно количество денег, а не процентные
ставки, влияют на состояние денежного
рынка или условия выдачи кредитов». Затем
последовала целая серия работ, где положения
новой теории подверглись дальнейшему
развитию и шлифовке.
В целом
монетаристский вариант количественной
теории можно свести к следующим положениям:
количественная теория есть, прежде всего,
теория спроса на деньги, она не является
теорией производства, денежного дохода
или уровня цен;
для экономических агентов и владельцев
собственности деньги являются одним
из видов активов, формой владения богатством;
анализ спроса на деньги со стороны экономических
агентов формально идентичен анализу
спроса на потребительские услуги.
Такая трактовка
свидетельствует о том, что монетаристы
не проводят различий между деньгами как
капиталом и деньгами как таковыми. Капитал
рассматривается как совокупность денежных
активов.
В монетаристском
варианте количественной теории денег
важное место отводится ожидаемым изменениям
уровня цен как фактора, действующего
на размеры кассовых денежных резервов
и других финансовых активов, находящихся
в распоряжении экономических агентов.
Основываясь
на собственном варианте количественной
теории, монетаристы связывают ее с производством.
Поскольку динамика денежной массы имеет
у них первостепенное значение для объяснения
колебаний процесса производства, то делается
вывод о том, что кредитно-денежная политика
– это наиболее эффективный инструмент
регулирования экономики.
Одно из
ключевых положений монетаризма, на основе
которого его представители строят свой
вариант объяснения экономического цикла,
состоит в том, что деньги играют исключительно
важную роль в изменении реального дохода,
занятости и общего уровня цен. Они утверждают,
что существует взаимосвязь между темпом
роста количества денег, темпом роста
номинального дохода, а при быстром росте
денежной массы также быстро растет номинальный
доход, и наоборот. Изменение денежной
массы оказывает влияние как на уровень
цен, так на объем производства (в рамках
ограниченного периода). Отсюда следует,
что монетаристский вариант количественной
теории денег выполняет функцию управления
денежным спросом, а через него – хозяйственными
процессами. Основываясь на положении
об экстраординарной роли денег и утверждая,
что капиталистическое хозяйство представляет
собой стабильную систему, способную за
счет саморегулирования достигать состояния
равновесия, монетаристы выстраивают
свою модель экономического цикла, в которой
определяющую роль играют изменения денежной
массы.
Основными
элементами монетаристской теории экономического
цикла являются следующие: модернизированный
вариант количественной теории денег,
концепция номинального дохода, передаточный
механизм, разработанный с целью иллюстрации
воздействия денег на хозяйственные процессы.
Монетаристскую
схему действия «передаточного механизма»,
элементами которой являются деньги и
цены, достаточно точно описал английский
экономист П. Браунин. Исходя из предположения,
что заработная плата определяется соотношением
спроса и предложения на рабочую силу
на рынке, экономические агенты с целью
повлиять на объем производства, приспосабливают
свой спрос на деньги к их предложению.
Величина дохода также ставится в зависимость
от спроса и предложения денег. Занятость
определяется уровнем реальной заработной
платы, а абсолютный уровень цен не зависит
от денежной массы. Полная занятость в
этой схеме, отмечает П. Браунин, может
быть достигнута только за счет снижения
заработной платы.
Следовательно,
все экономические процессы у монетаристов
связаны с колебаниями денежной массы.
Любое отклонение объема производства
от равновесия в данной схеме устраняется
корректировкой спроса на деньги и их
предложения, поэтому очевидной является
приверженность монетаристов к денежному
регулированию.
Исследователи
монетаристской теории выделяют в ней
четыре основные группировки: ортодоксальную,
сторонников концепции рациональных ожиданий,
градулистов и прагматистов. Основное,
что позволяет производить различия между
ними, состоит из трех пунктов: степень
эластичности цен; сущность функционирования
передаточного механизма; природа рациональных
ожиданий.
К ортодоксальным
монетаристам следует отнести М. Фридмана
и Р. Селдена, к сторонникам рациональных
отношений (правым монетаристам) - Т.Саржента,
Р.Бекона, У. Элтиса и др.
Прагматисты,
или левые монетаристы, во главе с Д. Лейдером,
занимают промежуточное положение между
ортодоксальными экономистами монетаристского
течения и кейнсианцами. Исходя из требований
«денежной конституции», они допускают
использование государственных займов
для дефицитного финансирования бюджета.
Монетаристский свод правил государственного
регулирования похож на систему законодательных
актов, разрешающих или запрещающих те
или иные формы экономической политики;
отсюда и его название – «денежная конституция».
В основу
монетаристских принципов регулирования
экономики наряду с концепцией экономического
цикла положены разработанные ими теории
инфляции и безработицы.
Важную
роль в эволюции монетаризма сыграла дискуссия
о природе инфляции. Фридман и другие
монетаристы трактуют инфляцию как "чисто
денежное" явление, порождаемое ускоренной
эмиссией платежных средств. Здесь отчетливо
выступают неоклассические корни доктрины,
ее связь с количественной теорией, провозглашающей
наличие прямой и непосредственной
связи между количеством денег и общим
уровнем цен. И хотя монетаристская модель
номинального дохода допускает изменения
его физического компонента под влиянием
денежных сдвигов, основной эффект всегда
проявляется в области цен. Деньги в этой
схеме нейтральны, их эффект выражен
в изменениях "ценовой оболочки".
Монетаристская
теория инфляции и безработицы и связанные
с ними рекомендации по регулированию
экономики формировались как ответная
реакция на кейнсианские аналоги. Монетаристы
подвергли критическому анализу концепцию
кривых Филипса, в которой обосновывается
взаимосвязь краткосрочных и долгосрочных
изменений уровня безработицы и темпа
инфляции, необходимость краткосрочного
регулирования. Они выступают против этой
концепции, признавая только краткосрочную
связь уровня безработицы и темпа «непредвиденной»
инфляции, являющейся результатом ошибочной
экономической политики. Необходимость
краткосрочного регулирования категорически
отрицается. Кривые Филипса, считают монетаристы,
не отражают стабильное соотношение и
количественную зависимость между изменением
безработицы и цен в длительном периоде
или в условиях высокого уровня инфляции.
Следовательно, данная концепция не может
быть использована государством в качестве
эффективного инструмента прогнозирования
и регулирования темпов инфляционного
роста цен.
Монетаристы
в своей концепции инфляции проводят различие
между ожидаемой и непредвиденной инфляцией.
Первая предполагает долгосрочный темп
роста цен, соответствующий рациональным
ожиданиям агентов хозяйственной системы
применительно к изменению цен. Под рациональным
ожиданием понимаются индивидуальные
долгосрочные прогнозы динамики цен, которые
используются для принятия рыночных решений
о величине факторов производства. В данном
случае рационализм инфляционных ожиданий
состоит в их адекватности установкам
рационального поведения хозяйствующего
индивида на рынке.
В результате
действия фактора ожидаемой инфляции,
по мнению монетаристов, инфляционный
процесс всегда будет значительно превышать
темпы, которые должны были бы следовать
из концепции Филипса. Таким образом, всякий
раз, как только правительство попытается
повысить уровень занятости, и уровень
безработицы окажется ниже «естественной»
нормы, произойдет наложение ожидаемой
инфляции на реальные темпы роста цен,
в результате чего инфляция резко усилится.
Монетаристская
теория безработицы, отрицающая регулирующее
воздействие на занятость макроэкономических
факторов, ими же и опровергается, являясь
продуктом капиталистического накопления,
условием развития рыночной экономики.
Монетаристское
объяснение причин инфляции исключительно
денежными факторами и государственным
регулированием занятости слабо согласуется
с действительностью. Инфляция порождается
государственно-монополистической структурой,
элементами механизма которой являются
скрытая форма перелива капитала, рост
правительственных расходов и образование
в связи с этим хронических дефицитов
государственных бюджетов, рост государственного
долга и инфляционные по сути методы его
покрытия, чрезмерная кредитная экспансия
коммерческих банков, внешнеэкономическая
политика. Весь этот достаточно сложный
механизм современного капитализма своим
функционированием порождает и углубляет
инфляцию.
На основе
теории инфляции и безработицы монетаристы
рекомендуют государству целый комплекс
регулятивных мероприятий: снижение государственных
расходов за счет сокращения социальных
программ, расходов на выплаты различного
рода пособий; поддержание минимальных
ставок заработной платы; ослабление влияния
профсоюзов; проведение кредитно-денежной
политики на основе денежной конституции;
приспособление налоговой системы к антиинфляционной
политике (снижение налогов); сокращение
роста дефицита федерального бюджета,
в том числе и за счет расходов на оборону.
Монетаристская программа государственного
регулирования нашла широкий отклик среди
правительств капиталистических стран,
в частности в США, Великобритании, а в
последнее время – в ФРГ.
Применение
на практике рекомендаций монетаристов
не дало ощутимых результатов и вызвало
серьезную критику со стороны экономистов.
Так Дж. К. Гелбрейт в результате анализа
экономической политики администрации
США высказал серьезное сомнение по поводу
ее конечного эффекта, поскольку, как он
выразился, «и монетаристы, и теоретики
концепции «предложения» предлагают классический
рынок, которого сейчас не существует».
Монетаристы
сделали определенный шаг в исследовании
хозяйственного механизма современного
капитализма, в изучении функциональной
связей капиталистической экономики,
факторов, влияющих на динамику инфляции
и безработицы. В известной мере их концепция
оказала положительное воздействие на
разработку антиинфляционных мероприятий
в США и Англии в 80-е годы. Заслуживает
внимания монетаристская оценка негативных
проявлений кейнсианской теории государственного
регулирования в части дефицитного финансирования,
чрезмерного выпуска денег в обращение.
Вместе
с тем монетаристы – типичные представители
меновой концепции. Первопричину экономических
процессов они видят не в производстве,
а в обращении. Монетаристы не в состоянии
объяснить внутреннее содержание, истоки
рассматриваемых тенденций классической
экономики. Полагаясь на эмпиризм, они
рекомендуют определять размеры денежной
массы приближенно к темпам роста выпуска
продукции. Вопрос о том, каким образом
фактор воздействует на динамику и результаты
производства, по существу, обходиться
молчанием, поскольку авторы концепции
не могут на него ответить. Ссылки на многолетний
опыт, статистические данные из истории
денежного обращения многими воспринимаются
скептически.
Подводя
итог выше сказанному можно определить
характерные признаки монетаризма:
1) Существует
«последовательная, хотя и не абсолютно
точная связь» между темпом роста количества
денег и темпом роста номинального дохода;
2) Изменения
номинального дохода следуют
за изменениями денежной массы
с отсрочкой в 6-9 месяцев. В краткосрочном
периоде сдвиги оказывают влияние главным
образом на производство, а в долговременном
– на цены;
3) Инфляция
«всегда и везде представляет собой денежное
явление», будучи связана с опережающим
ростом денег по сравнению с производством.
При этом рост государственных расходов
может иметь или не иметь инфляционных
последствий в зависимости от того, покрываются
ли они за счет дополнительного выпуска
денег;
4) «Передаточный
механизм» влияния денежных сдвигов на
величину номинального дохода связан
с изменением относительных цен обширного
круга активов, а не только с изменениями
нормы процента; эти изменения (на которых,
как мы помним, делали акцент кейнсианцы)
служат «обманчивым и ненадежным» ориентиром
денежно-кредитной политики.
Надо сказать,
монетаризм может принимать разные формы:
существует, например, британская версия,
нашедшая свое выражение в политике М.
Тэтчер. Монетаризм оказался успешным
в экономической практике многих регионов
мира. Сотрудничая с национальными специалистами,
эксперты монетаризма разрабатывают проекты
выведения страны из кризиса (например,
Джеффри Сакс – один из авторов «шоковой
терапии» для Польши).
В копилке
монетаризма – преодоление депрессии
и структурные преобразования в ряде развивающихся
стран, денежное оздоровление Израиля,
модернизация на рыночных рельсах стран
Юго-Восточной Азии, Восточной Европы.
В Венгрии, Чехии, Польше были созданы
стартовые условия для экономического
соревнования.
Монетаристская
доктрина принята на вооружение такими
международными организациями, как ОЭСР
и МВФ. Последний осуществляет теперь
экономические сопоставления на основе
так называемых "естественных" обменных
курсов, предложенных М. Фридманом.
3 ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В течение длительного периода существования СССР,
на территории Республики Беларусь обращались
наличные денежные знаки, эмитированные
Государственным банком СССР – билеты
Государственного банка, казначейские
билеты и металлические монеты. БССР не
располагала собственной денежной системой
(ДС), управление денежной эмиссией и обращением
носило централизованный характер, и было
функцией центральных союзных органов.
Распад СССР повлек за собой нарушение
экономических и производственных связей,
однако более катастрофические последствия
несло за собой разрушение его денежной
системы.
Республика
Беларусь, не будучи готовой к построению
собственной денежной системы, еще некоторое
время пребывала в роли последователя
и приверженца рублевого обращения, поэтому
в первое время после провозглашения независимости
в стране имели хождение денежные знаки
Государственного банка СССР и Центрального
Банка России, в прежнем порядке продолжал
производиться безналичный расчет.