Прогнозирование финансовых результатов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:38, реферат

Краткое описание

В широком смысле слова финансовое прогнозирование заключается в изучении возможного финансового положения предприятия в будущем, разработке основных направлений стратегии в области финансов для обеспечения необходимой устойчивости предприятия при финансировании определенных расходов. Такой прогноз имеет значение, прежде всего для самого предприятия, поскольку постоянными задачами при продолжающейся деятельности остается привлечение капитала и предупреждение банкротства. В условиях цивилизованного рынка конкуренция побуждает увеличивать объем продаж, снижать издержки, обеспечивать качество продукции, диверсифицировать производственную деятельность, что требует постоянного притока капитала и финансовой устойчивости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Финансовое прогнозирование…………………………..…………………4
Классификация методов прогнозирования………………...……………..7
Ошибки прогнозирования.……..………………………………………...15
Прогноз финансовых результатов……………………………………….17
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованных источников……………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 96.00 Кб (Скачать файл)

В рамках финансового прогнозирования можно выделить следующие прогнозы отдельных направлений.

Прогнозирование прибыли.

Для составления прогноза такого характера необходимо определить объем продаж предприятия в будущих периодах, а также попытаться учесть факторы внутренней и внешней среды, которые могут повлиять на уровень продаж. Можно сказать, что показатель, характеризующий объемы продаж, не является однородным, так как в среде бизнеса существует достаточно большое число факторов, которые сами могут изменяться. Поэтому прогноз, строящийся на данных прошедших периодов, будет просто неточным. Таким образом, нужно определить все возможные факторы, оказывающие влияние на финансовые показатели предприятия, и степень влияния этих факторов на предприятие и его деятельность.

Очень важно исследование динамики внешней среды. Однако изучение ее факторов зачастую является довольно затруднительной задачей. Поэтому предприятие может воспользоваться данными информационных агентств, обратиться к специалистам в области маркетинга и т. д. Окончательное значение прогнозируемой прибыли получается на основе обработки всех данных.

Прогнозирование факторов.

Как отмечалось, большое значение имеют факторы среды бизнеса. Если у предприятия имеется информация о прошлых тенденциях, то будет удобно воспользоваться трендом, выражающим зависимость фактора от времени.

Полученный тренд исследуется на зависимость от условий внешней среды. Для этого обычно используются так называемые поправочные коэффициенты, которые могут быть получены путем анализирования статистических данных и данных о предполагаемых изменениях. Но здесь необходимо помнить, что значения этих коэффициентов должны быть экономически обоснованными.

Аналогичным образом можно найти и изменение рыночной доли предприятия. Если предприятие не находится в периоде интенсивного подъема, то его наиболее вероятный темп роста соответствует темпу роста рынка в целом. Затем производится корректировка этого прогноза с учетом таких факторов, как конкуренция, изменение и появление технологий, рекламы и т. д.

Прогноз расходов.

После определения прогноза прибыли прогнозируются расходы. Это наиболее важная часть финансового прогнозирования, так как именно в ней отражаются распределение и направление денежных средств по различным статьям.

Обычно существует два варианта прогноза: оптимистический и пессимистический. От его вида зависит финансирование различных направлений. Оно может быть интенсивным или умеренным. В прогнозе расходов также учитываются все лица, которым предприятие должно выплачивать по задолженностям или обязательным платежам. Если к лицам предыдущего периода добавляются новые (увеличение количества поставщиков, еще один кредит в банке), то это также необходимо учитывать.

Прогноз расходов также составляется с учетом будущих возможных состояний предприятия: кризисов, спадов или, наоборот, подъемов. В любом случае необходимо подумать о создании (если такового нет) резервного капитала. Вообще, в понятие «расходы», как известно, входит много составляющих, (и внешняя среда, и персонал, и платежи по ценным бумагам и т. д.), поэтому если среди этих составляющих намечаются какие-то перемены в качественном или количественном отношении, то это необходимо учесть и в прогнозе расходов.

Система контрольных показателей.

Для предприятия важно следить за ходом исполнения прогноза, поэтому необходимо составить систему контрольных показателей, которые будут характеризовать степень исполнения прогноза. Отбор этих показателей начинается с прогнозирования прибыли и расходов, когда определяются наиболее важные составляющие: доля рынка, производительность труда, объем продаж и т. д. Но это не окончательный вариант системы показателей. Дальше они корректируются параметрами, влияющими на финансовый результат: рентабельностью, оборачиваемостью дебиторской задолженности и др. В процессе деятельности предприятия и соответствующей реализации прогноза нужно следить за изменениями этих параметров в какую-либо строну (положительную или отрицательную), что будет свидетельствовать о реализации одного из прогнозных вариантов.

Для того чтобы финансовый прогноз был достоверным и результативным, необходимо отправной точкой считать текущее состояние предприятия, а не итоги прошлого. Это особенно актуально в современных условиях постоянно меняющегося рынка. Данные прошлых периодов можно использовать лишь для составления динамики отдельных показателей и их возможного уровня в будущем.

Базовые методы прогнозирования.

1. Метод простого динамического анализа.

Каждое значение временного ряда может состоять из тренда, циклических, сезонных и случайных изменений. Вышеназванный метод применяется для выявления тренда временного ряда. Циклическими называются колебания относительно линии тренда для периодов, превышающих уровень одного года. В некоторых случаях с точки зрения финансовых и экономических показателей эти колебания совпадают с циклами деловой активности, такими как спад, подъем, рост и застой. Что касается сезонных колебаний, то ими называют периодические изменения показателей значения ряда на протяжении года. Их можно выявить после анализа тренда и циклических колебаний. Случайные колебания можно определить посредством выявления тренда, а также циклических и сезонных колебаний для значения данного показателя. После всех необходимых расчетов остается величина, которая и является беспорядочным отклонением. Именно его необходимо учитывать при исследовании вероятной точности принятой модели прогнозирования.

Метод простого динамического анализа исходит из предпосылки, что прогнозируемый показатель изменяется пропорционально с течением времени.

2. Метод авторегрессионной зависимости.

Этот метод основывается на положении о том, что экономические процессы обладают определенной спецификой, характеризуются наличием взаимозависимости и инерционности. Инерционность предполагает зависимость практически всех экономических показателей в определенный момент времени от состояния этого показателя в прошлых периодах. Другими словами, прошлые значения показателя принимаются за факторные признаки.

3. Многофакторный регрессионный анализ.

Используется для построения прогноза выбранного показателя с помощью исследования характера связей между ним и другими показателями.

Для начала выделяется совокупность факторов, влияющих на изменение прогнозируемого показателя. Затем строится линейная регрессионная зависимость, коэффициенты которой, как правило, определяются в результате сложных расчетов с использованием средств электронно-вычислительной техники. Такой метод требует правильного подбора взаимосвязанных признаков, выявления характера связи между ними и ее направления.

4. Метод пропорциональных зависимостей.

Основным положением здесь является то, что некоторый показатель, который можно рассматривать как наиважнейший с точки зрения характеристики деятельности предприятия, поддается идентификации, т. е. он может быть использован как базовый с целью определения прогнозных значений других показателей. Это осуществляется на основании того, что прогнозные значения показателей как бы присоединяются к базовому показателю с использованием пропорциональных зависимостей. В качестве базового показателя, как правило, используют прибыль от продаж или же себестоимость реализованной продукции.

5. Комбинированный метод.

Рассмотренные выше методы прогнозирования являются базовыми, так как служат основой любой модели финансового прогнозирования. Однако они редко используются в аналитических работах в чистом виде. Чаще всего встречается комбинированный метод, который сочетает в себе приемы и составляющие нескольких базовых. Это обусловлено тем, что у каждого отдельного базового метода существуют определенные недостатки и ограничения, которые устраняются при их комплексном использовании. Базовые методы, находясь в составе комбинированных, взаимодополняют друг друга.

Ошибки прогнозирования.

 

Несмотря на то, что сейчас вопросу финансового прогнозирования уделяется достаточно большое внимание, по-прежнему встречаются ошибки, которые возникают по различным причинам:

1) неверный состав показателей, данные которых будут использованы в финансовом прогнозе. Это часто встречающаяся ошибка. При разработке прогноза могут включаться величины, которые дают поверхностную оценку, а верные показатели не будут учтены. Это скажется на достоверности прогноза. Во избежание этого нужно четко определить систему показателей, данные которых будут анализироваться, и систему тех показателей, значения которых требуется предсказать. Подобные ошибки свидетельствуют о недостаточном профессионализме тех лиц, которые занимаются финансовым прогнозированием. Здесь нужно отметить, что финансовая сфера предприятия – один из наиболее сложнейших механизмов. Поэтому быть только специалистом по прогнозированию явно недостаточно. Необходимо обладать навыками финансового анализа, поскольку он является основой для составления финансового прогноза;

2) одностороннее прогнозирование. Это наиболее распространенная ошибка, о которой уже упоминалось. Нужно отметить, что ее процент в российских предприятиях гораздо выше, чем в зарубежных. Некоторые оправдывают это тем, что в России рынок уже, чем за рубежом, поэтому вариантов развития событий меньше. Это совсем не соответствует действительности. Количество вариантов развития (прогнозов) варьируется в зависимости не от объемов рынка, а от числа факторов, влияющих на развитие и деятельность предприятия. А факторов в российских условиях можно встретить гораздо больше, чем в зарубежных странах. Кроме того, пока не приходится говорить о четком стабильном финансовом положении страны в целом, что само по себе уже является сигналом к составлению многовариантных прогнозов.

Но пока финансовые аналитики (в частности, российские) не считают нужным составление таких прогнозов. В лучшем случае прогнозы составляются по конкретному направлению с определенным набором показателей и параметров. Причем значения показателей, как правило, заранее понижаются относительно прогнозируемого уровня. Впоследствии при анализе показателей финансового состояния предприятия отмечается следующее: если значения находятся в рамках допустимых норм, то на этом анализ и заканчивается. Это может привести к тому, что аналитики своевременно не выявят отрицательных тенденций в финансовом положении, что снизит шансы на их преодоление.

Количество альтернатив также зависит от сферы деятельности предприятия. Если оно находится в сильной зависимости от факторов внешней среды, которые постоянно меняются, то имеет смысл составить несколько вариантов прогноза, причем лучше краткосрочных. Прогнозирование на постоянной и долгосрочной основе подходит тем предприятиям, которые функционируют в относительно стабильных отраслях, таких как добыча полезных ископаемых, промышленность, связанная с ними, и т. д.;

3) использование экстраполяции. Суть этого метода заключается в том, что зависимость между параметрами исследования устанавливается на основе данных прошлых периодов и переносится на будущие периоды. К примеру, если в прошлом прибыль предприятия ежемесячно увеличивалась на 7 %, то считается, что такое увеличение будет и в дальнейшем. Однако при этом совершенно не учитываются факторы рынка и внешней среды, что, естественно, обусловит недостоверный прогноз. Кроме того, в самой структуре предприятия могут произойти изменения, что уже не позволяет использовать значения прошлых периодов.

Экстраполяцию можно рассматривать лишь как заготовочный материал для финансового прогнозирования и использовать для расчета динамики спроса и цен в сезонные периоды;

4) использование моделей одного вида. Речь идет об использовании только математических моделей, что является нецелесообразным для составления финансового прогноза, так как при этом не учитывается экономический смысл, т. е. существует вероятность того, что без использования экономической интерпретации можно построить математическую зависимость, не связанную с различными факторами и условиями. Но ошибки подобного рода возможны в том случае, если составлением финансового прогноза занимается человек, не специализирующийся в этой области;

5) игнорирование факторов. Зачастую аналитики не придают должного значения всем факторам и принижают или упрощают их влияние при расчетах. К примеру, при оценке будущих продаж учитываются спрос на рынке, продукция конкурентов и другое, но может совершенно не учитываться демографический фактор, который оказывает существенное влияние на спрос;

6) психологическое выравнивание. В силу своих личных качеств некоторые руководители предпочитают не обращать внимания на предполагаемые угрозы или неблагоприятные результаты, т. е. здесь отмечается игнорирование факторов.

 

Прогноз финансовых результатов

 

Целью прогноза финансовых результатов является представление перспектив деятельности предприятия сточки зрения прибыльности (табл. 1). Особенно инвесторов будет интересовать уровень прибыльности в предстоящий период, так как они могут увидеть, какую долю от прибыли предприятия получат.

1-й, 2-й год и т.д. – это годы прогнозируемого периода, начиная с последующего по отношению к году разработки бизнес-плана (базисный год).

Стартовой позицией для составления этого прогноза является планирование объема продаж в натуральном и стоимостном выражении. При этом расчеты осуществляются по всем видам выпускаемой продукции, а затем суммируются в результат, представленный в табл. 1 (строка 1).

Информация о работе Прогнозирование финансовых результатов организации