Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 21:08, реферат
Закономерности развития валютной системы определяются воспроизводственным критерием и отражают основные этапы развития национального и мирового хозяйства. Данный критерий проявляется в периодическом несоответствии принципов мировой валютной системы изменениям в структуре мирового хозяйства, а также в расстановке сил между его основными центрами. В этой связи периодически возникает кризис мировой валютной системы. Это взрыв валютных противоречий, резкое нарушение ее функционирования, проявляющееся в несоответствии структурных принципов организации мирового валютного механизма к изменившимся условиям производства, мировой торговли, к соотношению сил в мире.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Международная валютная система …………………………………..............5
1.1 Сущность, функции и задачи мировой валютной системы……………….5
1.2 Этапы эволюции мировой валютной системы ……………………………..7
2 Основные проекты реорганизации ………………………………………….10
2.1 «Целевые зоны» Вилльямсона ……………………………………………..10
2.2 Координация экономической политики в условиях
фиксированных валютных курсов …………………………………………13
2.3 Таргетирование номинального дохода …………………………………….15
2.4 Контроль над движением капитала ………………………………………..17
2.5 Реформы МВФ ………………………………………………………………19
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы ………………………………………..…27
Приложение А. Основные элементы национальной и мировой
валютных систем ………………………………………….….29
2 Основные проекты реорганизации
2.1 «Целевые зоны» Вилльямсона
Термин «целевые зоны»
по отношению к валютным курсам был
впервые упомянут в «Руководстве
по плаванию» МВФ от 1974 г. во избежание
«антиобщественных» манипуляций валютным
курсом МВФ с подачи Комитета двадцати
предлагал «стабильные, но корректируемые
валютные курсы» и определенный целевой
диапазон их колебаний. Концепция целевых
зон активно разрабатывалась
в середине 1980-х гг. Институтом международной
экономики в Вашингтоне. С тех
пор множество специалистов стало
называть таким термином любой фиксированный
курс с ограниченными пределами
колебаний вне зависимости от
ширины диапазона и частоты его
изменения. Чтобы прекратить терминологическую
путаницу американский экономист Я.
Френкель ввел в обиход понятие «наклонный
валютный коридор», обозначающий широкий
диапазон колебаний обменного курса,
постоянно изменяемый властями, для
того чтобы минимизировать возможность
конфликта между политикой
С пересмотром Устава МВФ
в конце 1970-х гг. о целевых зонах
забыли. Возрождение старой идеи произошло
в 1982 г., когда под впечатлением переоценки
курса доллара США экономисты
Института международной
1) Власти удерживают обменный
курс национальной валюты в
пределах публично
2) Долгосрочная зона
3) Центром зоны выступает
«фундаментальный равновесный
4)Когда обменный курс
достигает границ зоны, власти
должны изменить свою денежно-
Предложение
Дж. Вилльямсона было подвергнуто
критике профессором
Ключевая
идея Вилльямсона о целевых зонах
была применена на практике. В феврале
1987 г. в Лувре министры финансов и
управляющие центральными банками
Группы пяти и Канады выступили с
заявлением, в котором обязались
стабилизировать номинальные
В последующем всякие предложения
целевых зон разбились под
натиском теории валютных кризисов. Как
доказал профессор
2.2 Координация
экономической политики в
фиксированных валютных курсов
В плане, выдвинутом профессором
Стэндфордского Университета Рональдом
МакКинноном в 1984 и 1988 гг., участвуют
три ведущие мировые валюты, вокруг
которых формируются крупнейшие
торговые блоки: доллар США (Североамериканский
блок), немецкая марка (блок Европейского
Сообщества) и японская иена (Азиатский
блок). План предусматривал активное сотрудничество
стран Большой тройки для создания
нового международного валютного стандарта,
основанного на фиксированных обменных
курсах. Предложение Р. МакКиннона во
многом напоминает ранний вариант проекта
Дж. Вилльямсона, однако главное внимание
в нем уделяется не фиксированным
курсам, а международной координации
экономической политики. Введение фиксированных
курсов, по мысли МакКиннона, должно
было устранить избыточную волатильность
валютных курсов и сделать распределение
товарных и финансовых потоков более
эффективным. Конечной долгосрочной целью
плана являлась прозрачность и сопоставимость
цен во всех трех блоках. Благодаря
постоянным обменным курсам центральные
банки стран Большой тройки могли
бы наблюдать за «общими» международными
товарными ценами и совместно
корректировать объемы денежных агрегатов,
чтобы сохранить валютные паритеты.
Для отслеживания поведения цен
на мировом уровне Р. МакКиннон предложил
создать общий международный
индекс цен производителей продукции
и сделать его целью денежно-
Истоки плана Р. МакКиннона можно найти в теории валютного замещения, одним из ранних сторонников, которой он был. МакКиннон полагал, что волатильность валютных курсов является следствием колебаний спроса на деньги. Центральный банк может устранить волатильность курса, если в надлежащий момент времени проведет валютную интервенцию и удовлетворит дефицит (или уменьшит избыток) спроса на деньги. Будучи монетаристом, МакКиннон заключает, что, следовательно, при эффективном управлении денежными агрегатами, валютный курс может оставаться стабильным. В соответствии с теоретическими выкладками на основе теории валютного замещения Р. МакКиннон еще в начале 1980-х гг. предложил заключить особое международное соглашение. Оно должно было позволить изменениям в национальной денежной базе и валютных резервах свободно влиять на денежное предложение всех валют без исключения. Когда спрос на доллары снижается, а на иностранную валюту, в противоположность, растет, экономические субъекты избавляются от долларовых активов, что ведет к накоплению иностранными властями долларовых валютных резервов. В связи с тем, что США постараются уменьшить предложение денег и удержать курс доллара от падения, иностранные власти, чьи валютные запасы увеличатся, будут использовать накопленные долларовые резервы для защиты национальных валют. В итоге, по идее МакКиннона, уровень мирового денежного предложения опять остается постоянным.
Последняя попытка ввести
фиксированные курсы между
Поведение Соединенных
Штатов вполне объяснимо, ведь если США
согласятся на целевые зоны, это
означает отказ от роли мирового лидера
и раздел преимуществ, которые несет
статус эмитента ключевой резервной
валюты, между тремя равноправными
центрами. Пока же США выгодно сохранять
текущую ситуацию неопределенности.
Несмотря на глобальные изменения финансовой
системы и нарастающие
2.3 Таргетирование номинального дохода
В октябре 1988
г. на конференции «Международные платежные
дисбалансы в 1980-х гг.», прошедшей
под эгидой Федерального Резервного
Банка Бостона, профессор Гарвардского
Университета Дж. Франкель предложил
странам Большой Семерки
План Дж. Франкеля состоял из нескольких пунктов:
* национальные власти самостоятельно берут на себя нежесткие обязательства по поддержанию определенного темпа роста номинального спроса на протяжении каждых пять лет; – с некоторой степенью жесткости власти устанавливают годовые ориентиры роста номинального спроса;
* отклонения от поставленных ориентиров обсуждаются на встречах стран Большой Семерки, где и происходит координация совместных действий [2, с.97].
При таргетировании
номинального дохода (ТНД), предложенного
Дж. Франкелем, в качестве промежуточной
цели денежно-кредитной политики центрального
банка выступает переменная уровня
или темпа роста некоего
Теоретический, а также
и практический интерес к ТНД
возник в начале 1980-х гг. в связи
с тем, что таргетирование денежных
агрегатов перестало себя оправдывать,
и ему на смену необходимо было
найти новый режим денежно-
Преимущества ТНД принесли
ему особую популярность среди сотрудников
аппарата ФРС и независимых
2.4 Контроль над движением капитала
Ни для кого не секрет, что валютные и фондовые кризисы вызываются масштабными спекуляциями. В МВФ всецело разделяли такую точку зрения, что свободная мобильность капиталов так же выгодна, как и свободная международная торговля. По отношению к развивающимся странам и государствам с переходной экономикой МВФ советовал, поощрял и требовал либерализации финансовых операций. Фонд даже собирался ввести соответствующие поправки в свой Устав, чтобы официально запретить контроль над движением капитала. Однако после азиатского кризиса регулирование движения капитала не считается обязательным.
Следует отметить,
что контроль над движением капитала
не является современным изобретением.
Еще во времена золотого стандарта
в ходе Первой мировой войны правительства
ограничивали покупки иностранных
активов и займы за рубежом, чтобы
избежать утечки капитала. Формы он
может принимать самые
Различают два типа контроля:
первый соответствует «превентивному»
или «профилактическому»
Одно из ранних и наиболее известных предложений по контролю над движением капитала было выдвинуто Джеймсом Тобином. В 1978 г. в проекте международной валютной реформы для «снижения избыточной эффективности» финансовых рынков он предложил ввести всеобщий прогрессивный налог на валютные операции. После фондового краха 1987 г. идею косвенного налога для снижения волатильности на рынке ценных бумаг поддержали Р. Дорнбуш и Л. Саммерс. Однако практическое введение налога Тобина – трудная задача, т.к. он будет работать только, если все страны станут его одновременно использовать. Эта трудность фактически сделала налог Тобина технически и политически неприменимым. Кроме того, современные финансовые дериваты позволяют обойти такой налог, что сводит его эффект на нет.
Другой популярный
вариант контроля над движением
капитала - множественные валютные
курсы. Тот же Дорнбуш совместно
с Дж. Франкелем предложили ограничить
движение международного капитала при
помощи двойных валютных курсов. Менее
гибкие курсы могли бы быть применимы
к торговым операциям, а более
гибкие – к финансовым операциям
по счету движения капитала. Как
Тобин, так и Дорнбуш с Франкелем
полагают, что при ограничении
мобильности капитала и введении
сегментации рынка, международная
валютная система будет работать
гораздо эффективнее, и, следовательно,
исчезнет необходимость в тесной
координации макроэкономической политики,
которую они считают
С 1998 г. МВФ
одобряет рыночные формы контроля над
движением капитала. Наиболее популярной
и модной системой регулирования
признали чилийскую модель, смысл
которой состоит в системе
резервных требований для нерезидентов,
импортирующих капитал в
Информация о работе Проекты реорганизации мировой валютной системы