Просроченная задолженность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики банковский кредит объективно необходим. Потребность в нем обусловлена действием экономических законов, наличием товарно-денежных отношений и государственной политикой, направленной на поддержку и стимулирование различных секторов экономики.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы понятия «проблемные кредиты» и управления ими
1.1 Проблемные кредиты: понятие, причины возникновения и признаки «проблемности»
1.2 Система управления проблемными активами в российской банковской практике
1.3 Меры профилактики возникновения просроченной задолженности по кредитам
2 Практические аспекты работы с проблемной задолженностью юридических лиц на примере ОАО «Сбербанк России»
2.1 Общая характеристика деятельности и организационная структура ОАО «Сбербанк России»
2.2 Методы работы с проблемной задолженностью юридических лиц в ОАО «Сбербанк России», их преимущества и недостатки
2.3 Анализ состояния просроченной задолженности и причин её возникновения по кредитам юридических лиц в ОАО «Сбербанк России»
2.4 Совершенствование мер по профилактике возникновения проблемной задолженности
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики  банковский кредит объективно необходим. Потребность в нем обусловлена  действием экономических законов, наличием товарно-денежных отношений  и государственной политикой, направленной на поддержку и стимулирование различных секторов экономики.

Вместе с тем утверждать, что банковская система в целом  и ее отдельные кредитные организации  окончательно преодолели последствия  кризиса и что их дальнейшее развитие не сопряжено с возможными финансовыми  потрясениями, было бы преждевременно. Сохраняют свое значение факторы, способные существенным образом повлиять на состояние и банковской системы в целом и конкретного коммерческого банка в частности.

В последнее время, в  связи со значительным ростом потребительского кредитования и несовершенством оценки кредитоспособности заемщика (скоринга), банки, благодаря большому количеству выданных кредитов как юридическим, так и физическим лицам, во многом увеличили свои активы.

Но в противовес этой положительной стороне кредитования существует и отрицательная - банки все чаще сталкиваются с проблемами несвоевременного погашения задолженности или невозвратом кредитов.

Снижение ликвидности  банковской системы и рост неплатежей по кредитам привели к замедлению кредитования, что замыкает порочный круг развития и нарастания кризиса. Спецификой банков является осуществление деятельности по размещению средств преимущественно за счет привлеченных ресурсов. Невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству.

Проблемная задолженность на настоящий момент остается достаточно острой проблемой российской экономики. По различным оценкам её показатели по кредитным портфелям отечественных банков превышают уровень аналогичных показателей банков развитых стран. Это свидетельствует об актуальности выбранной темы курсовой работы.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении системы  управления проблемными активами  в Сбербанке РФ и поиск путей  её совершенствования.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить современное представление об экономическом содержании понятия «просроченная задолженность» и «проблемные кредиты»;
  • рассмотреть основные инструменты и модели работы с проблемными активами в российской банковской практике в целом и в Сбербанке РФ в частности;
  • исследовать динамику и структуру проблемной задолженности по кредитам юридическим лицам в Сбербанке РФ;
  • проанализировать причины возникновения просроченной задолженности и  предложить практические рекомендации по их устранению.

Объектом исследования данной курсовой работы выступает ОАО «Сбербанк России», а предметом -  проблемная задолженность по кредитам юридическим лицам.

Методологической и  теоретической основой работы послужили  нормативно-правовые акты Центрального банка РФ; труды отечественных экономистов О.И. Лаврушина, Пановой Г.С., Тавасиева А.М., Высокова В.В.; статьи в таких периодических изданиях как «Банковское дело», «Финансы  и кредит» и др.

В работе были  использованы методы экономического и структурного (вертикальный и горизонтальный) анализа.

 

1 Теоретические основы понятия  «проблемные кредиты» и управления  ими

1.1 Проблемные  кредиты: понятие, причины возникновения  и признаки «проблемности»

В настоящее время  не выработано общепринятого определения  понятия «проблемный кредит». В  наиболее общем виде, под «проблемным» понимается кредит, по которому после выдачи в срок и в полном объёме не выполняются обязательства со стороны заёмщика или же стоимость обеспечения по кредиту  значительно снизилась [1].

В банковской практике понятия  «проблемные кредиты», «проблемные активы», «проблемная ссудная задолженность», «плохие долги банков», «просроченная задолженность» используются как взаимозаменяемые. Однако различия в таких понятиях как «проблемная задолженность» и «просроченная задолженность» всё же есть.

Проблемная задолженность – задолженность по кредитному договору вне зависимости от наличия просроченной задолженности, по которому выявлена негативная информация, то есть признаки «проблемности», способные повлиять на обслуживание задолженности по кредитному договору со стороны должника.

Просроченная задолженность – непогашенная в срок и учитываемая на счетах просроченных ссуд и/или процентов задолженность по кредиту и/или процентам за пользование кредитом или задолженность по операциям с банковскими картами, а также задолженность по иным платежам по кредитному договору.

Таким образом, понятие  «проблемная задолженность» шире понятия  «просроченная задолженность» и  может включать в себя последнее.

В данной курсовой работе в целях объективного отражения  материала данные понятия будут использоваться как взаимозаменяемые.

С какого момента кредит считается «проблемным» сказать  сложно, так как, с одной стороны, критерии отнесения задолженности  к категории проблемной устанавливаются  Банком России (при этом определение качества ссуды осуществляется путём профессионального суждения на основе комбинации трёх классификационных критериев: финансовое положение заёмщика, обеспеченность кредита и качество обслуживания долга).   С другой стороны, каждым банком разрабатывается собственная классификация ссуд по степени проблемности. Таким образом, это обусловливает отсутствие унифицированного подхода к выделению и классификации проблемных кредитов.

Каждый банк имеет  в своём портфеле проблемные кредиты, и поэтому главный вопрос заключается в установлении допустимого для банка уровня этих кредитов относительно общей стоимости выданных ссуд. Для зарубежных банков приемлемыми считаются следующие значения показателей: удельный вес списанных кредитов в общем объёме выданных - 0,25-0,75%; удельный вес просроченных кредитов  (свыше 90 дней) в общем объёме выданных – 0,5-3%. Если последний показатель достигает уровня 7%, то положение банка оценивается как кризисное. В основном это обусловлено тем, что кредиты были предоставлены для слаборазвитых стран и развивающихся. Для отечественной банковской системы значения аналогичных показателей колеблются в широком диапазоне: от 2 до 30%. Задача менеджмента заключается в минимизации убытков по проблемным кредитам с помощью соответствующих методов управления.

Ухудшение качества кредита  необходимо выявлять ещё на ранней стадии, когда в распоряжении банка  еще имеется достаточно способов для исправления ситуации. Для  этого существует базовый «набор сигналов», индикаторов, характеризующих  появление некачественного, «проблемного» кредита. Эти «тревожные» сигналы или признаки «проблемности» по кредитам корпоративным клиентам в общем виде можно разделить на 2 группы: 1) имеющие признаки организационного (нефинансового) и 2) экономического (финансового) характера. Это позволяет выработать обоснованную и эффективную реакцию на них.

 К организационным  признакам относятся:

  • необоснованные задержки в получении от заемщика финансовой отчетности. Они особенно показательны, когда в кредитном договоре содержатся условия, требующие ежеквартального предоставления отчетности;
  • нежелание заемщика дать детальное разъяснение финансовой отчетности. В этом случае кредитному специалисту необходимо провести тщательный анализ ситуации и определить, не злоупотребляет ли заемщик своим правом на неразглашение определенной информации;
  • резкие изменения в планах деятельности заемщика, переход на новые рынки деятельности и сбыта;
  • радикальные изменения в составе руководителей предприятия-заемщика;
  • неблагоприятные тенденции развития рынка, на котором осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность заемщик;
  • частое изменение юридического адреса, места нахождения, номеров телефонов и т.д.;
  • длительное отсутствие контактов с руководством и сотрудниками предприятия;
  • просьбы отсрочить выплаты по ранее пролонгированным ссудам.

 Экономические (финансовые) признаки «проблемности» кредита  проявляются при анализе финансовой и бухгалтерской отчетности заёмщика непосредственно в процессе проведения проверок на его предприятии (данные проверки проводит кредитный специалист в период действия кредитного договора). В механизме возвратности кредита этот этап представляется наиболее ответственным. Экономические признаки проявляются в ухудшении показателей, полученных в результате анализа ликвидности, платежеспособности, структуры капитала, оборачиваемости и рентабельности1.

Главная задача ответственного кредитного специалиста - вовремя выявить  и распознать признаки «проблемности» кредита, а также предпринять все необходимые меры, которые позволят оперативно отреагировать на возникшие признаки «проблемности» и разработать план мероприятий по улучшению качества предоставленного кредита.

В случае признания кредита  «проблемным» разрабатывается план действий банка, направленный на возврат  кредита.

При рассмотрении кредита, проявляющего признаки «проблемности», необходимо выяснить причины их возникновения. Проблемные кредиты чаще всего являются результатом денежного кризиса у клиента. Такой  кризис может проявиться внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые, но все же признаки (внешние и внутренние) его наступления. Сотрудники кредитного подразделения являются первой «линией обороны» банка против возможных убытков.

Причины возникновения  проблемных кредитов у корпоративных клиентов в общем виде можно разделить на 2 группы: 1) макроэкономические; и 2) микроэкономические.

К макроэкономическим причинам относятся:

  • скачкообразные изменения уровня инфляции и валютных курсов;
  • отсутствие действенного законодательства (включая налоговое), которое будет защищать интересы банков и предприятий и стимулировать их развитие;
  • общая стагнация производства в кризисные периоды и т.п.

   К микроэкономическим  причинам можно отнести: 

  • неэффективное использование оборудования, его значительный моральный и материальный износ;
  • отсутствие собственных источников капиталовложений и оборотных средств;
  • низкую квалификацию управленческого персонала и потерю квалифицированных специалистов из-за низкой и систематически не выплачиваемой заработной платы и др.

       К  макро- и микроэкономическим причинам  добавляются еще и сложившиеся  морально-этические нормы формирования  и поддержания деловых связей: для России их особенность  состоит в том, что даже кредитоспособные  заемщики не спешат своевременно возвращать долги по кредитам, полученным в "пошатнувшихся" банках2.  Все это приводит к тому, что реальный уровень проблемной и просроченной ссудной задолженности в отечественных коммерческих банках значительно выше, чем среднемировой показатель, и, по оценке, составляет 30-40%, а в некоторых банках или филиалах банков может достигать 60-70%. При этом номинальная, т.е. указываемая в официальной отчетности, величина просроченной ссудной задолженности находится, как правило, на весьма удовлетворительном уровне, что вероятно связано с различного рода "ухищрениями" кредитных организаций, например, необоснованным продлением срока сделки, перекредитованием и более сложными схемами, проводимыми с помощью дружественных либо аффилированных банков3. Однако не все находящиеся в распоряжении банков средства снижения показателя удельного веса просроченной ссудной задолженности равно эффективны с точки зрения экономики банка.

В настоящее время  рост проблемной задолженности является одним из самых актуальных и обсуждаемых вопросов в банковском сообществе. Эта тема останется одной из наиболее важных банковских тематик ещё как минимум в течение нескольких лет.

1.2 Система  управления проблемными активами  в российской банковской практике

Отечественная система  управления проблемной ссудной задолженностью существует относительно малый период времени и не успела приобрести методический и организационный опыт, сравнимый с зарубежным. Имеющиеся в наличии разработки были созданы в условиях плановой экономики и недостаточно учитывают коммерческий аспект кредитного процесса. Это обусловливает необходимость исследования системы управления портфелем проблемной ссудной задолженности кредитных организаций, существующей в настоящее время в российской банковской практике.

Портфель проблемной ссудной задолженности является одной из составляющих кредитного портфеля банка и представляет собой совокупность всех проблемных кредитов банковской организации.

Увеличение числа проблемных ссуд способствует ухудшению качества кредитного портфеля банка, возникновению дополнительных затрат, снижению прибыли или появлению убытков и может привести к банкротству. В связи с этим необходимо организовать работу по управлению проблемными активами с использованием наиболее эффективных инструментов.

Информация о работе Просроченная задолженность юридических лиц