Просроченная задолженность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики банковский кредит объективно необходим. Потребность в нем обусловлена действием экономических законов, наличием товарно-денежных отношений и государственной политикой, направленной на поддержку и стимулирование различных секторов экономики.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы понятия «проблемные кредиты» и управления ими
1.1 Проблемные кредиты: понятие, причины возникновения и признаки «проблемности»
1.2 Система управления проблемными активами в российской банковской практике
1.3 Меры профилактики возникновения просроченной задолженности по кредитам
2 Практические аспекты работы с проблемной задолженностью юридических лиц на примере ОАО «Сбербанк России»
2.1 Общая характеристика деятельности и организационная структура ОАО «Сбербанк России»
2.2 Методы работы с проблемной задолженностью юридических лиц в ОАО «Сбербанк России», их преимущества и недостатки
2.3 Анализ состояния просроченной задолженности и причин её возникновения по кредитам юридических лиц в ОАО «Сбербанк России»
2.4 Совершенствование мер по профилактике возникновения проблемной задолженности
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

Данный стандартный  перечень мероприятий  по профилактике возникновения просроченной задолженности можно дополнить ещё рядом мероприятий, направленных на минимизацию кредитных рисков, которые будут рассмотрены ниже.

2 Практические аспекты  работы с проблемной задолженностью  юридических лиц на примере ОАО «Сбербанка России»

2.1 Общая характеристика  деятельности и организационная  структура ОАО «Сбербанка России»

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации  и СНГ, основанный в 1841г. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики.

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее  время в нее входят 17 территориальных  банков и около 19 тысяч подразделений  по всей стране. Дочерние банки Сбербанка  России работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси. В соответствии со Стратегией развития, Сбербанк России расширил свое международное присутствие, открыв представительство в Германии и филиал в Индии, а также зарегистрировав представительство в Китае.

В 2011 году Сбербанк был признан самым дорогим российским брендом, вошел в список крупнейших мировых корпораций по итогам 2010 года, стал третьим по капитализации банком в Европе.

По состоянию на 01 января 2012 года основные показатели деятельности Сбербанка России составили:

  • чистая прибыль Группы за 2011 год составила 315,9 млрд.руб., что на 74% превышает прибыль за 2010 год в размере 181,6 млрд.руб.;
  • доходы Группы в 2011г. росли главным образом за счет основной банковской деятельности: чистый доход и чистый комиссионный доход составили за 2011 год 94,5% всего операционного дохода до вычета резерва под обесценение кредитного портфеля;

Группа демонстрирует  высокие результаты деятельности: рентабельность собственных средств за 2011 год  составила 28%, отношение операционных расходов к операционным доходам составило 46,9%.

Сбербанк России остается ключевым поставщиком финансовых ресурсов в российскую экономику: на Банк приходится около трети кредитного портфеля банковской системы. В 2011 году Сбербанк выдал кредитов корпоративным клиентам более чем на 5,5 трлн.руб. – на 28% больше, чем в предыдущем году.  Широкая филиальная сеть обеспечивает повсеместную доступность банка для клиентов, возможность оперативного перераспределения ресурсов, комплексного обслуживания многофилиальных клиентов во многих регионах.

Банк всесторонне развивает  отношения как с крупнейшими  заемщиками, так и с заемщиками малого и среднего бизнеса, уделяя приоритетное внимание компаниям с положительной  кредитной историей и проводящим основные обороты по счетам в Сбербанке.

Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности  в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим  собранием акционеров Банка в  июне 2002 года. Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органами управления Сбербанка являются: Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет Банка, Правление Банка.

Основными задачами, стоящими сегодня перед Сбербанком России, являются:

- увеличение объема  чистой прибыли;

- укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках;

- увеличение присутствия  на рынках Китая и Индии.

Реализация поставленных задач позволит Банку укрепить позиции  на российском рынке банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассых универсальных мировых финансовых институтов.

2.2    Методы  работы с проблемной задолженностью  юридических лиц в Сбербанке России, их преимущества и недостатки

На сегодняшний день существуют следующие основные  варианты организации работы с проблемной задолженностью в Сбербанке:

  • самостоятельная работа банка по возврату проблемной задолженности;
  • передача долгов на взыскание в судебном порядке;
  • работа с коллекторскими агентствами на условиях «агентского соглашения»;
  • продажа портфеля проблемной задолженности коллекторскому агентству;
  • списание безнадёжной задолженности с баланса банка.

Остановимся подробнее  на каждом из методов.

Самостоятельная работа по возврату проблемной задолженности пока остается для Сбербанка самым распространенным методом управления проблемной задолженностью. По оценкам специалистов, также  это наиболее эффективный метод борьбы с просроченной задолженностью юридических лиц в Сбербанке, хотя он и требует от банка значительных затрат сил и средств: необходимо организовать систему работы с проблемной задолженностью, в том числе понести затраты на автоматизацию этой деятельности, содержать штат квалифицированных сотрудников, покрывать судебные и прочие издержки по взысканию и реализации имущества.

Степень успешности самостоятельной работы банка по возврату проблемной задолженности в целом зависит от уровня квалификации сотрудников служб банка, отвечающих за данное направление: подразделений по работе с проблемной задолженностью, службы безопасности, юридической службы и т. д. Кроме того, очень важно грамотно организовать процесс работы: разбить проблемные кредиты на группы (в зависимости от причин возникновения просроченной задолженности), разработать стратегии взыскания для каждой из этих групп, сформировать четкий регламент взаимодействия служб, назначить сроки выполнения каждого этапа и ответственных за результат, правильно расставить точки контроля, разработать и ввести в обиход развернутую управленческую отчётность о результатах работы. Значительно повышает эффективность автоматизация рутинной работы (звонки, СМС, рассылка писем) и внедрение электронного документооборота.

В целях самостоятельной  работы с проблемной задолженностью было создано Управление по работе с проблемной задолженностью Сбербанка России (УРПЗ СБ РФ).

Работа Управления организована в соответствии с Федеральными законами РФ, а также внутренними нормативными документами Сбербанка России, основными из которых являются «Регламент по работе с проблемными активами» № 278-4-р, «Технологическая схема взаимодействия подразделений ОАО «Сбербанк России» при реализации «индивидуальной» модели сбора проблемных активов» № 2000-3, а также Устав Сбербанка России.

Внутренние нормативные  документы Банка определяют порядок работы с проблемной задолженностью юридических лиц, перечень основных мероприятий по взысканию проблемной задолженности в целях обеспечения максимального возврата средств, также  порядок их осуществления и процесс взаимодействия подразделений Банка при работе с проблемной и просроченной задолженностью юридических лиц.

Работа с проблемной задолженностью юридических лиц в подразделениях Сбербанка организована в соответствии с внутренними нормативными  документами, такими как «Регламент по работе с проблемными активами» № 278-4-р и «Технологическая схема взаимодействия подразделений ОАО «Сбербанк России» при реализации «индивидуальной» модели сбора проблемных активов» № 2000-3.

Самостоятельная работа Банка с проблемными активами корпоративных клиентов  построена на использовании двух моделей работы  в зависимости от сегмента должников и размеров задолженности:

1) Модель «ВИСС» («внедрение  индивидуальной системы сбора»  Проблемных активов) применяется  в отношении следующего сегмента  и размеров задолженности:

  • должники9, не входящие в клиентские сегменты «Микро бизнес» и «Малый бизнес», независимо от видов кредитов и сумм задолженности;
  • должники, входящие в клиентские сегменты «Микро бизнес» и «Малый бизнес» с совокупным остатком задолженности / открытыми для выборки лимитами совокупным объемом от 5 млн. рублей10 (включительно);
  • юридические лица, с которыми / с ценными бумагами которых Сбербанком проводятся операции на финансовых рынках.

2) Модель «конвейерного»  сбора Проблемных активов применяется в отношении следующего сегмента должников и размера задолженности:

  • должники (в т.ч. должники, входящие в Группу связанных заемщиков), входящие в клиентские сегменты «Микро бизнес» и «Малый бизнес» с совокупным остатком задолженности / открытыми для выборки лимитами совокупным объемом до 5 млн. рублей (не включительно)11.

В случае одновременного наличия критериев отнесения  должника / Группы связанных заемщиков  к модели «ВИСС» и модели «конвейерного  сбора» работа с таким должником / Группой связанных заемщиков осуществляется в рамках модели «ВИСС».

Характеристика модели «ВИСС». В зависимости от критериев проблемности, указанных в Технологической схеме № 2000-3 (Приложение Б) выделяются следующие группы проблемности:

  • потенциально проблемная задолженность («желтая зона»);
  • проблемная задолженность («красная зона» и «черная зона»);
  • задолженность, в отношении которой не выявлены критерии проблемности, является стандартной («зеленая зона»).

Каждый должник может  быть классифицирован только в одну из групп проблемности, которая утверждается Подразделением рисков.

В рамках модели «ВИСС» создаются  Проектные  группы, лидерами которых (ответственными за конечный результат) могут быть представители Кредитующего подразделения, либо Подразделения по работе с проблемными активами.

Лидерство в Проектной  группе определяется в зависимости  от группы проблемности следующим образом:

 

Таблица 1 - Лидерство в Проектной группе12

 

Группа проблемности

Лидер Проектной группы

Задолженность, классифицированная в  «желтую зону»

Кредитующее подразделение

Задолженность, классифицированная в  «красную зону»

Кредитующее подразделение

Задолженность, классифицированная в  «черную зону»

Подразделение по работе с проблемными  активами (ПРПА)


 

 

В рамках модели «ВИСС» выделяются три Стратегии работы по урегулированию проблемного актива: кредитная, дефолтная и стратегия вхождения в капитал.

К кредитной Стратегии  относятся сделки по урегулированию задолженности с применением  следующих инструментов:

1) изменение условий кредитования;

2) погашение задолженности путем заключения договора об отступном;

3) заключение договора уступки права (требования), за исключением уступки права (требования) дочерним компаниям Сбербанка;

4) заключение договора о переводе долга;

5) заключение мирового соглашения;

6) заключение договора новации.

К дефолтной Стратегии  относятся операции по взысканию  задолженности в судебном порядке, обращению взыскания на заложенное имущество, участие Сбербанка в  процедурах исполнительного производства / банкротства / ликвидации, осуществление реализации заложенного имущества во внесудебном порядке.

К Стратегии вхождения  в капитал относятся сделки, предполагающие погашение задолженности путем  уступки права (требования) ООО «Сбербанк  Капитал» или иной дочерней компании Сбербанка с дальнейшим вхождением ООО «Сбербанк Капитал» / иных дочерних компаний Сбербанка в уставный капитал Должника / Поручителей / Залогодателей / Гаранта / иных лиц13.

Стратегия работы с должником  подлежит утверждению Коллегиальным  органом Банка. Совместно со Стратегией утверждаются план возврата и показатели возвратности долга.

Решение Коллегиального органа Банка об утверждении той  или иной Стратегии работы с должником, а также соответствующих сделок в рамках выбранной Стратегии должно основываться на результатах детального анализа особенностей проблемного актива, объективной оценки вероятности ее успешной реализации. При этом в обязательном порядке осуществляется проработка нескольких наиболее перспективных вариантов урегулирования задолженности. Утверждение Стратегии и планируемых сделок в рамках выбранной Стратегии должно осуществляться при максимальном показателе возвратности долга Recovery Rate с учетом правовых и репутационных рисков Банка. Порядок расчета показателей возвратности проблемной задолженности приведен в Приложении В.

Вопрос о реклассификации  задолженности с улучшением группы проблемности может рассматриваться  по факту устранения всех критериев  группы проблемности, к которой отнесена задолженность, и при отсутствии в течение установленного периода новых критериев проблемности в отношении задолженности. Установленный период составляет:

  • для реклассификации Потенциально проблемной задолженности (из «желтой зоны» в «зеленую зону»): период с момента устранения критериев проблемности «желтой зоны», в течение которого осуществлен 1 платеж по основному долгу / процентам / комиссиям (в зависимости от того, какой платеж поступит ранее) в полном объеме в соответствии с утвержденным графиком погашения, но н<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial

Информация о работе Просроченная задолженность юридических лиц