Процессы реформирования пенсионной системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить пенсионную реформу в РФ.
Задачи:
- Изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- Изучить создание и размещение пенсионных резервов;
- Рассмотреть российскую пенсионную реформу в контексте мирового опыта.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 53.38 Кб (Скачать файл)

В постсоциалистических странах  к общим для всех стран мира причинам реформирования пенсионных систем добавились и специфические, обусловленные  особенностями переходного периода:

- заметно снизившаяся  способность государства собирать  страховые платежи;

- низкий уровень дохода  населения;

- сохранение большого  количества пенсионных льгот  с невысокими критериями, дающими  право на их получение;

- слишком обширные системы  социального обеспечения, не соответствующие  уровню экономического развития.

Во второй половине 90-х  годов многие страны приступили к  системным пенсионным реформам. В  целом результаты реформ в постсоциалистических странах еще трудно обобщить и  оценить однозначно.. Более определенные выводы можно сформулировать лишь относительно концепций реформ и методов их реализации, которые имеют как ряд общих черт, так и существенных особенностей.  

 Мировой опыт показывает, что решение финансовых проблем  пенсионных систем возможно по 3-м направлениям: 1) сохранение в  несколько реформированном виде  государственной распределительной  пенсионной системы и одновременно  стимулирование развития добровольных  частных пенсионных программ; 2) введение  многоуровневой распределительно-накопительной  пенсионной схемы, финансируемой  из различных источников; 3) переход  к полностью накопительной схеме.  В практике пенсионного реформирования  в постсоциалистических странах  присутствуют все 3 направления  (Приложение 2).

Начат или планируется  переход к многоуровневым схемам в Болгарии, Хорватии, Румынии, Словакии и Македонии.

На постсоветском пространстве первой страной, преобразовавшей в 1996 г. Распределительную схему по принципу условно накопительных  счетов, была Латвия. В 2000-2001 гг. пенсионные реформы были продолжены, введен накопительный  уровень, обязательный для лиц моложе 30 лет и свободный для работников в возрасте 30-50 лет. Уже с 2001 года взносы в пенсионную систему, равные 20% фонда заработной платы, делятся  поровну между распределительным  и накопительным уровнями.[8]

Переход к системе персонифицированного учета, т.е. условно-накопительным счетам, осуществлен в Киргизии и Молдавии. Остальные государства, за исключением  Казахстана, ограничиваются пока изменениями, вносимыми в действующую распределительную  схему с целью адаптации ее к меняющимся условиям. Однако временно многие государства СНГ рассматривают  возможность перехода в перспективе  к многоуровневой схеме.

Как показывает мировой опыт, успешные пенсионные реформы всегда являются результатом общественного  согласия по поводу распределительных  отношений, а также форм и способов проведения реформ.

Перестроить пенсионную систему, не затрагивая всего круга фундаментальных  социально-экономических составляющих жизни общества, невозможно. Пенсионная реформа должна быть связана с  реформой всей сферы распределительных  отношений, прежде всего, оплаты труда.

Как показал выполненный  анализ, введение накопительных элементов, переход к дифференцированным, многоуровневым пенсионным схемам свидетельствует  об общей для стран всего мира тенденции. Однако для большинства  развитых  государств остается открытым вопрос о том, насколько быстрыми и глубокими будут эти изменения. Так как новые схемы (и накопительные, и многоуровневые), за исключением системы в Чили, функционируют еще мало времени, определенные  выводы о их эффективности затруднительны. Более чем 10-летний опыт функционирования накопительной  системы в Чили показал ряд ее преимуществ, но выявил и недостатки, развеяв многие мифы.

Сегодня нет убедительных доказательств и недостаточно опыта, чтобы согласиться с односторонним  взглядом о преимуществах частной  накопительной схемы  и ее способности обеспечить высокий уровень доходов от инвестирования накоплений и экономический рост и, следовательно, нет убедительных аргументов для полного отказа от традиционных схем, базирующихся на принципах солидарности и текущего финансирования. 

3. СОЗДАНИЕ И  РАЗМЕЩЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ РЕЗЕРВОВ

 

Становление рыночной экономики  диктует необходимость дальнейшего  совершенствования и развития инфраструктуры. Как показывает зарубежный опыт, этот процесс происходит как за счет создания новых структурных звеньев рыночной инфраструктуры хозяйства, так и за счет использования действующего рыночного инструментария в отраслях, где он не применялся. Необходимость подобного использования действующих рыночных инструментов и расширение сферы их применения определяется самой логикой дальнейшего экономического развития.

Одним из таких направлений  в России является использование  эмиссии государственных ценных бумаг в деятельности пенсионного  и страхового секторов.

Современное рыночное хозяйство  базируется на концентрации капитала, непрерывный рост которого является необходимым условием деятельности предприятия, созданного в любой  организационно-правовой форме. Процесс  накопления средств тесно связан с рынком ценных бумаг. Естественно, что ценные бумаги должны найти и  уже находят применение в такой  важной структуре рыночного хозяйства, какой сегодня в России становится негосударственное пенсионное страхование  и пенсионное обеспечение, в задачи которых наряду с коммерческим успехом отдельной организации входит обеспечение устойчивости экономического развития всего хозяйства.

Эмиссия государственных  пенсионных и страховых облигаций  позволит, с одной стороны, стабилизировать  инвестиционные ресурсы, а с другой – сохранить и приумножить  средства населения для достойного обеспечения граждан. Выпуск государственных  пенсионных и страховых ценных бумаг  придаст устойчивость системе пенсионного  обеспечения, основанной на накопительной  модели формирования пенсионных резервов. Последняя, как показывает опыт многих стран с развитой рыночной инфраструктурой, дает возможность мобилизовать сбережения населения и тем самым решит  три задачи: во-первых, использовать свободные средства на нужды развития хозяйства страны; во-вторых, стимулировать  эффективную занятость и заинтересованность в высокой заработной плате, а следовательно заинтересованность в росте квалификации и производительности труда; в-третьих, повысить ответственность государства перед своими внутренними кредиторами и тем самым ограничить масштабы неэффективного использования безвозвратно полученных с помощью налогообложения средств.

Сложившиеся пенсионные системы  и источники формирования их доходов  в общем виде можно представить  с помощью схемы.  

 

Начиная с 1 января 2002 года модель государственного пенсионного обеспечения, действовавшая   до этого только как распределительная, была дополнена накопительной системой. Накопительный элемент не был введен ранее в связи с  отсутствием или недостатком на рынке инвестиционных инструментов с повышенной надежностью. Сейчас экономические условия изменились, и, как считает Правительство, появилась возможность внедрения инвестиционных механизмов финансирования в обязательную систему пенсионного страхования. Накопительная часть трудовой пенсии должна инвестироваться в соответствии с законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», принятым в сентябре 2002 года. Именно этот закон разработчики новой пенсионной системы называют ключевым документом, а вопрос инвестирования пенсионных средств, рассматриваемый в нем, самым щекотливым вопросом во всей пенсионной реформе. Появление накопительной системы создает необходимость поиска оптимальных вариантов направления пенсионных средств на инвестирование.

Анализ возможных вариантов  инвестирования свободных и накапливаемых  средств Пенсионного фонда в  российские активы показывает полное отсутствие инструментов долгосрочного  инвестирования на внутреннем рынке, удовлетворяющих потребностям  Пенсионного фонда РФ, НПФ и страховых компаний, а тем более инструментов, специально предназначенных для добровольного накопления средств на старость гражданам с относительно высокими доходами.

Необходимость размещения средств, накапливающихся на персонифицированных  счетах в системе государственного пенсионного обеспечения, а также  развитие системы российских негосударственных  пенсионных фондов неизбежно повлияет на дальнейшее расширение и развитие рынка ценных бумаг. Поэтому следует  остановиться на анализе инвестиционных возможностей государственного Пенсионного  фонда и системы негосударственных  пенсионных фондов России.

Еще четче инвестиционная деятельность Пенсионного фонда  выразилась с выходом 18 сентября 2002 года постановления Правительства  РФ №681 «О порядке размещения в 2002 году временно свободных средств резерва  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации». Пенсионный фонд получил  право направлять часть временно свободных средств на покупку  государственных ценных бумаг. Объем, структура и сроки приобретения и продажи государственных ценных бумаг согласовываются с Минфином РФ. Агентами по операциям с временно свободными средствами и ценными  бумагами определены ЦБ России и Внешэкономбанк. Ежеквартально Пенсионный фонд должен отчитываться об операциях с ценными бумагами перед правительством и Минфином.

Состояние финансового рынка  в России, отсутствие специальных  инструментов  инвестирования пенсионных накоплений в Пенсионном  фонде России ставит в затруднительное положение реализацию пенсионной реформы. Выброс на финансовый рынок средств в больших объемах требует соответствующего нормативного регулирования. В связи с этим выход закона, регулирующего процесс инвестирования пенсионных накоплений, весьма актуален.

Действующим законодательством  предусмотрены следующие направления  размещений пенсионных накоплений ПФ РФ:

- государственные ценные  бумаги РФ;

- государственные ценные  бумаги субъектов РФ;

- облигации российских  эмитентов;

- акции российских эмитентов,  созданных в форме открытых  акционерных обществ;

- паи (акции, доли) индексных  инвестиционных фондов, размещающих  средства  в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

- ипотечные ценные бумаги  РФ;

- денежные средства в  рублях на счетах в кредитных  организациях;

- иностранная валюта на  счетах в кредитных организациях.

Основой третьего уклада пенсионной системы России должна стать система  добровольного пенсионного обеспечения, основанная на работе НПФ и частном  инвестировании.

Среди НПФ можно выделить такие группы фондов, как корпоративные  – ЛУКойл-Гарант, Сургутнефтегаз, отраслевые – НПФ Электроэнергетики, Мосэнерго, Дальмагистраль, региональные – Ермак, Таганрогский, пенсионные фонды банков и страховых организаций – Внешэкономбанк, НПФ Сберегательного банка.

Основу российской негосударственной  пенсионной системы составляют именно корпоративные фонды. Это так  называемые фонды закрытого типа, которые создаются только для  участников, сгруппированных по определенному  признаку (работников, состоящих в  штате одного или нескольких предприятий, учредивших фонд; работников какой-либо отрасли, профессии и т.п.)

Негосударственная пенсионная система, основанная  первоначально на обязательных взносах работодателей, многовариантна. Она включает взносы в любой  избранный самим работодателем или работником негосударственный пенсионный фонд, взносы в профессиональную пенсионную систему либо непосредственную выплату пенсий работодателем без формирования фондом и накопления средств.

В функционировании негосударственных  пенсионных фондов можно выделить следующие  основные черты: мобильность при  выборе и смене управляющей компании; снижение рисков путем диверсификации портфеля по управляющих компаниям, а также определенный уровень  доходности; информационную открытость и прозрачность; обеспечение высокого уровня обслуживания.

Размещение резервов, как  у негосударственных пенсионных фондов, так и страховых компаний регламентируется нормативными документами  и контролируется соответствующими органами. Формирование нормативной базы, регулирующей размещение пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, в том числе вложение в ценные бумаги, определилось в 1999-2000 гг. Основными из нормативных документов были постановление Правительства от 23.12.99 РФ №1432 «Об утверждении Правил размещения пенсионных резервов  негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» и приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов от 27.12.99г. №135 «Об утверждении требований к составу и структуре резервов негосударственных пенсионных фондов».

Размещение пенсионных резервов НПФ должно соответствовать следующим  требованиям к их составу:

- стоимость пенсионных  резервов, размещенных в один  объект, не может превышать 10% общей стоимости пенсионных резервов;

- общая стоимость пенсионных  резервов, размещенных в ценные  бумаги без признаваемых котировок,  не должна превышать 20% стоимости  пенсионных резервов;

- общая стоимость пенсионных  резервов, размещенных в ценные  бумаги, выпущенные учредителями  и вкладчиками фонда, не должна  превышать 30% стоимости пенсионных  резервов, за исключением случаев,  когда указанные ценные бумаги  включены в котировальный лист  РТС первого уровня;

- не более  50% стоимости пенсионных резервов допускается размещать суммарно в федеральные (государственные) ценные бумаги, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;

Информация о работе Процессы реформирования пенсионной системы в РФ