Процессы реформирования пенсионной системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить пенсионную реформу в РФ.
Задачи:
- Изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- Изучить создание и размещение пенсионных резервов;
- Рассмотреть российскую пенсионную реформу в контексте мирового опыта.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 53.38 Кб (Скачать файл)

- не более 50% стоимости  пенсионных резервов – в государственные  ценные бумаги РФ и муниципальные  ценные бумаги;

- не более 50% стоимости пенсионных  резервов – в ценные бумаги  других эмитентов.[9]

По виду доходности направление  инвестирование разделяются на следующие  варианты: вложение с установленной  доходностью (облигации, банковские депозиты, векселя и т.п.) и вложения с  рыночной доходностью (акции и т.п.). Во вложения с установленной доходностью  должно размещаться не менее 50% стоимости  пенсионных резервов.

В целях установления более  действенного контроля имеет смысл  по аналогии с пенсионными фондами  организовать представления в органы страхнадзора ежеквартальной отчетности об инвестиционной деятельности страховщиков по резервам, связанным со страхованием пенсий. Для осуществления такой задачи необходимо четкое разделение на страхование жизни (куда относится и страхование пенсий) и иные виды страхования, как это принято в западных страховых стандартах. Прежде всего предполагается раздельное ведение счетов по учету всех операций по  страхованию жизни и «не жизни». Смысл этого деления в следующем: резервы по страхованию жизни не должны быть подвержены дополнительным серьезным рискам, связанным с возможностью компаний расплачиваться этими резервами по текущим выплатам в рисковых видах страхования. Перетекание средств в Российских страховых компаниях из-за рисковых видах страхования в накопительные и наоборот – серьезный фактор, подрывающий их надежность.

В защиту присутствия страховых  компаний на рынке негосударственного пенсионного обеспечения можно  привести следующие доводы:

- мировой опыт осуществления  дополнительного пенсионного обеспечения  в основном страховыми компаниями (например, в Великобритании). Более  того, за рубежом большая часть  пенсионных фондов рождена страховщиками.

- наличие в России более  широкой сети страховых компаний, их филиалов и агентов,  нежели у негосударственных пенсионных фондов.

- предложения со стороны  страховщиков не только полисов  классического пенсионного страхования,  но и разнообразных программ  долгосрочного универсального страхования,  когда полисы имеют не только  накопительную часть, но и рисковую  часть (выплаты страховой суммы  в случае смерти или инвалидности).

- имеющийся у страховщиков  богатый опыт по актуарным  расчетам, что делает более низкими  для граждан тарифы по пенсионному  страхованию.

- относительно безболезненный  выход большинства страховщиков  из финансового кризиса 1998 года. Обязательства проблемных страховых  компаний подхватывали более  сильные компании, системы страхования  и перестрахования позволяли  системе относительно мягко перенести  удар.

Видимо, будет не лишним рассмотреть  и учесть мировую практику вложения средств пенсионных фондов, причем как государственных так и частных и преломить иностранный опыт на российскую действительность.[10]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ пенсионной реформы  в Российской Федерации позволяет  сделать ряд выводов.

Начиная с 2002 г. в России происходит постепенный переход к смешанной  системе, сочетающей в себе распределительный  и накопительный принципы. Трудовая пенсия (то есть пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца) состоит  из трех элементов:

· базовая пенсия. В настоящее время в соответствии с законом «О трудовых пенсиях» ее размер составляет 1260 руб. для большинства пенсионеров и увеличивается при наличии иждивенцев, а также по достижении 80-летнего возраста и по инвалидности 3 степени ОСТД. Закон предусматривает индексацию базовой пенсии в зависимости от уровня инфляции и возможностей бюджета, а также постепенное ее приближение к величине прожиточного минимума;

· страховая пенсия - рассчитывается исходя из величины условного пенсионного капитала (суммы страховых взносов, определенным образом проконвертированных), поделенного на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии. Для лиц, у которых уже имелись некоторые пенсионные права по состоянию на 1 января 2002 г., определенным образом рассчитывается «начальный» пенсионный капитал, к которому добавляются последующие взносы. Фактически размер этой части трудовой пенсии будет зависеть от уровня дохода (и, соответственно, отчислений) и стажа работы;

· накопительная пенсия - это реально накопительная часть, размер которой определяется величиной пенсионных накоплений, то есть суммой накопленных пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования.

Основной смысл пенсионной реформы - повышение зависимости  между зарплатой, которую человек  заработал за свою трудовую жизнь, и  размером его пенсии. Считается, что  пенсия - это страховка от потери трудоспособности (отсюда термин «пенсионное  страхование). Чем больше человек  зарабатывал, тем больше он теряет при  наступлении страхового случая (утрате трудоспособности из-за старости или  из-за инвалидности). Поэтому пенсия должна больше зависеть от зарплаты, чем  сейчас. Основное содержание пенсионной реформы - переход от распределительной  системы к системе распределительно-накопительной.

Анализ мирового опыта  введения и функционирования накопительных  пенсионных систем позволяет сделать  ряд выводов, важных для России.

Интерес граждан к передаче управления пенсионными накоплениями к частным компаниям и фондам может сильно превысить прогнозы организаторов системы. Зачастую это  приводило к существенному беспорядку в переходный период, например, в  сфере учета порядка присоединения  граждан к накопительной системе  и при переводе средств из государственного пенсионного фонда частным. В  Польше более 85% граждан, имевших выбор  между пребыванием в «старой» системе и передаче средств в частные пенсионные фонды, выбрали частные пенсионные фонды. В Венгрии более половины работников также добровольно сделали выбор в пользу накопительной системы, и только 1,5% участников, получив такую возможность в 1999-2000 годах, впоследствии вернулось в государственную распределительную систему.

Жесткая система общественного  контроля над пенсионной системой и  конкретными пенсионными фондами, а также механизм быстрого и эффективного рассмотрения претензий и урегулирования споров являются необходимым условием нормального функционирования накопительной  пенсионной системы.

Просвещение и информирование будущих участников системы, в том  числе и до ее введения, необходимо для того, чтобы решения принимались  серьезно и ответственно.

Принцип приоритета интересов  будущих пенсионеров должен стать  основой нормативной базы и кодексов саморегулирования. Необходимо более  четко прописать гарантии для  пенсионеров, учитывая то, что основной ущерб возникает не от злого умысла управляющих или государства, а  от ошибок при оценке рисков.

Анализ результативности государственного управления пенсионными  активами показывает его неэффективность  по сравнению с деятельностью  частных управляющих компаний. Казахский  опыт планомерного снижения доли активов  государственного накопительного пенсионного  фонда и его заранее объявленная  приватизация являются оптимальным  вариантом смягчения перехода к  новой системе. 

Многие вопросы (право  собственности на активы, порядок  раздела пенсионных накоплений при  разводе супругов, порядок выплат средств фондами, процедура раскрытия  информации) не имеют однозначного решения и, скорее всего, должны стать  предметом обсуждения специалистов и общественности.


 

 

Используемая литература

Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования»;

2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О  государственном пенсионном обеспечении  в РФ»;

3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об  обязательном пенсионном страховании  в РФ»;

4. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О  трудовых пенсиях в РФ»;

5. Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании  средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»;

6. Федеральный закон от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных  пенсионных фондах» (в редакции  от 10.01.2003).

7. Волков А.Ф. Объективная  необходимость пенсионной реформы:  первые итоги // Власть и управление  на Востоке России. – 2004 №1

Рыжановская Л.Ю. Развитие пенсионной реформы в России, создание и размещение пенсионных резервов. //Финансы и кредит. – 2003 №7.


Информация о работе Процессы реформирования пенсионной системы в РФ