Процесс управление доходами и расходами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 19:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить процесс управление доходами и расходами предприятия.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть сущность и понятие доходов и расходов организации, их классификацию и порядок отражения в учете;
- выделить инструменты, принципы и методы управления доходами и расходами организации, подчеркнув роль бюджетирования как основу управления доходами и расходами;
- провести анализ управления доходами и расходами на примере предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление доходами и расходами предприятия.doc

— 545.00 Кб (Скачать файл)

Субъектами системы бюджетирования считаются все участники процесса бюджетирования, то есть все те структурные единицы, которые так или иначе задействованы хотя бы в одном из этапов или процедур системы бюджетирования. Система бюджетирования предполагает две группы параметров (по отношению к предприятию)10:

    • внешние параметры (горизонт бюджетирования, бюджетный план счетов, базовая валюта планирования, интервал отчетности, стандартные аналитические и отчетные формы и т.д.);
    • внутренние параметры (параметры, определяемые Бюджетно-инвестиционным комитетом предприятия).

Система бюджетирования предприятия основывается на следующих основных принципах:

    • принцип планирования трех форм отчетности («Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств», «Баланс»);
    • макро планирование по принципу «сверху вниз» (данный принцип подразумевает начало процесса ежегодного планирования с централизованного утверждения основных показателей деятельности предприятия);
    • принцип распределения ответственности (система бюджетирования предполагает матричную структуру распределения ответственности);
    • принцип консолидации;
    • принцип учета и перераспределения расходов и доходов;
    • принцип нормирования (нормирование является одним из важнейших инструментов планирования и контроля доходов и расходов структурных единиц);
    • принцип взаимозачетов с потребителями и поставщиками;
    • принцип финансирования;
    • принцип разделения расходов на ремонт на операционную и инвестиционную составляющие;
    • принцип безубыточности бюджетных единиц.

Начальное звено в бюджетном управлении – бюджет доходов и расходов. В оперативном учете бюджет денежных средств при тех же организационных и методологических проблемах его формирования, объемах обработки первичных документов является малоинформативным. В то же время внедрение технологии бюджетирования доходов и расходов позволит поставить под контроль не только прибыль предприятия, но и финансовые потоки. В зависимости от приоритетов аналитической детализации могут быть подвергнуты отдельные статьи доходов и расходов путем выделения их в самостоятельные или составляющие бюджеты.

Не менее важен и выбор периода планирования. В современных экономических условиях разработка бюджета на год и более проблематична. А планирование на месяц сужает стратегический простор управления, особенно в производстве продукции с длительным технологическим циклом. Оптимальным периодом планирования представляется квартал.

Практическая реализация технологии бюджетирования позволяет создать стратегии системного управления в планируемом периоде; определить рациональные пути для достижения поставленных целей; обеспечить необходимой информацией высшее звено управления для принятия оперативных решений; объективно оценивать работу персонала.

Бюджет предприятия позволяет управлять доходами и расходами, так как:

- можно  контролировать плановые и фактические доходы и расходы (по статьям, элементам  затрат) по подразделениям, периодам; При этом устанавливаются причина отклонений, виновник, способы устранения  отклонений, меры воздействия и т.п.;

- бюджет позволяет спрогнозировать состояние предприятия на определенный период времени;

- есть возможность  планировать и контролировать денежные потоки в ежедневном режиме через составление платежного календаря, определять кассовые разрывы;

- можно  оценивать финансовое состояние (через баланс), рентабельность предприятия (через бюджет доходов и расходов), платежеспособность (через бюджет движения денежных средств);

- можно  анализировать доходы и расходы  за любые сопоставимые периоды  времени;

- используя  механизм «что если» можно  определить влияние одних финансовых показателей на другие; составлять несколько вариантов бюджетов;

- можно  получать бюджеты по подразделениям (центрам финансовой ответственности), консолидированные бюджеты;

- можно  определять плановую и фактическую  точку безубыточности; связывать  функциональные бюджеты со стоимостными;

- можно  детализировать общие финансовые  цели предприятия до подразделений.

 

 

 

Глава 3.
Управление доходами и расходами в консультационном бизнесе на примере ООО «Интеллект-Ресурс»

3.1. Особенности  учета доходов и расходов ООО «Интеллект-Ресурс»

 

Активное развитие в России консультационного бизнеса, появление крупных отечественных аудиторских, консультационных и юридических компаний с большим штатом специалистов, сотнями клиентов в различных отраслях экономики позволяет говорить о том, что консалтинговый рынок уже достаточно сложился, имеет свои условия функционирования и задачи.

ООО «Интеллект-Ресурс» работает на рынке консультационных услуг с 2004 г. Основные виды услуг: консультации по бухгалтерскому учету, программному обеспечению, таможенному оформлению. В компании применяется Упрощенная система налогообложения «Доходы».

Бухгалтерский учет в ООО «Интеллект-Ресурс», как и во многих консультационных компаниях, отличается относительной простотой: нет запасов сырья и материалов; нет производственных линий, выпускающих большую номенклатуру продукции; не осуществляется капитальное строительство; отсутствует учет готовой продукции и товаров. Тем не менее, кажущаяся простота учета – лишь первоначальное впечатление; в действительности же для того, чтобы оперативно получать разностороннюю информацию, на основании которой будут приниматься различные управленческие решения, необходима система учета, прежде всего аналитического, управленческого.

Рабочее время сотрудников – главный ресурс консультационной компании и умение им эффективно управлять может являться конкурентным преимуществом, способом снижения себестоимости услуг. Соответственно, основной единицей измерения «продукции» консультационных компаний является человеко-час работы специалиста.

Стоимость консультации зависит, прежде всего, от сложности прорабатываемого вопроса, а также от квалификации консультирующего специалиста. Сложность влияет на количество затрачиваемого на проработку вопроса времени, а квалификация напрямую влияет на величину почасовой ставки специалиста. Например, стоимость консультации по определению кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности для каждого наименования груза будет больше стоимости консультации по программе «1С:Предприятие»: во-первых, времени на подготовку ответа по первому вопросу уйдет значительно больше, а во-вторых, на его решение, вероятнее всего, потребуется специалист высокой квалификации, стоимость работы которого намного дороже.

На качество консультационных услуг влияет также количество времени, которое специалисты компании тратят на участие в тематических семинарах и конференциях, на ознакомление с новыми нормативными документами и с практикой их применения, на изучение опыта других консультационных компаний, на работу со специальными периодическими изданиями, то есть фактически – на постоянное повышение своей квалификации. Чем больше времени занимают эти мероприятия, тем выше профессиональный уровень консультантов, следовательно, выше качество услуг. В то же время можно целыми днями заниматься самоподготовкой, но при этом не заниматься практической работой с клиентами. Необходимо найти оптимальное соотношение всех видов работ, чтобы, например, самоподготовка не шла в ущерб работе с клиентами или наоборот.

Для этого надо иметь представление, сколько в отчетном периоде было отработано человеко-часов, знать структуру рабочего времени (работа на клиента, самоподготовка, внутрифирменная работа и т.п.), сколько было выставлено часов на клиентов и оплачено ими, какова себестоимость человеко-часа работы соответствующего специалиста и т.д. Имея подобную информацию, можно делать выводы об эффективности того или иного сотрудника (отдела, подразделения, бизнеса в целом), составлять прогнозы, планировать загрузку персонала, денежные потоки.

Учет времени сотрудников целесообразно организовать в специальной программе, в которую сотрудники ежедневно будут вносить данные о проделанной ими в течение дня работе. В настоящее время такие программы, как российские, так и зарубежные, уже достаточно широко представлены на нашем рынке. Существуют также специальные первичные учетные документы, отражающие специфику учета. Например, это могут быть листки учета рабочего времени (в случае, если информация в программу вводится не каждым специалистом, а одним сотрудником на основании заполненных консультантами листков учета), ведомости структуры рабочего времени, расчет дополнительных вознаграждений консультантам по итогам месяца (квартала, сезона, года) и т.д. Пример учета рабочего времени сотрудника приведен в Таблице 3.1.

Таблица 3.1

Учет рабочего времени консультанта (на примере ООО «Символ» и ООО «Консул»)

Клиент /

(вид работ)

Время, час.

Ставка в час, руб.

Сумма, руб.

Информация о работе

ООО «Символ»

2

500

1 000

Консультирование по бухучету

ООО «Консул»

2

450

900

Консультирование по программе «1С»

Внутрифирменная работа

2

-

-

Подготовка типового проекта договора

Время самоподготовки

2

-

-

Изучение нормативных документов

ИТОГО:

8

-

1 900

 

 

На основании такой информации, собранной со всех консультантов в течение определенного периода времени, можно будет:

    • выставлять счета клиентам за выполненные для него работы;
    • рассчитывать заработную плату консультантов с учетом фактически отработанного времени.
    • проводить анализ структуры рабочего времени консультантов, их эффективности и т.д.

 

3.2. Анализ финансовых результатов ООО «Интеллект-Ресурс»

 

Для анализа финансовых результатов предприятия составим таблицу 3.2. Для этого используем данные Приложения 4.

Таблица 3.2

Анализ финансовых результатов деятельности

Наименование показателя

Способ расчета

2007г.

2008г.

Изменение за год

1

Исходные данные для расчета коэффициентов (тыс.руб.)

1.1

Выручка от реализации товаров

10

144 747,00

186 580,00

41 833,00

1.2

Себестоимость (полная)

020+030+040

118 124,00

153 762,00

35 638,00

1.3

Средняя стоимость собственного капитала

490н+490к/2

18 089,45

24 345,30

6 255,85

1.4

Средняя стоимость кредиторской задолженности

620н+620к/2

46 385,90

44 210,10

-2 175,80

1.5

Прибыль до налогообложения (балансовая)

140

33 063,00

27 960,00

-5 103,00

 

 
         

2

Расчет коэффициентов деловой активности

2.1

Коэффициент оборачиваемости  оборотных активов, разы

1.1/1.3

2,37

2,85

0,47

2.2

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности

1.1/1.3.2

26,86

24,03

-2,83

2.3

Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности, дни

365/2.5

13,59

15,19

1,60

2.4

Коэффициент оборачиваемости денежных средств, разы

1.1/1.3.3

21,72

26,30

4,58

2.5

Продолжительность одного оборота денежных средств, дни

365/2.7

16,80

13,88

-2,93

2.6

Коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности, разы

1.1/1.5

3,12

4,22

1,10

2.6

Продолжительность одного оборота кредиторской задолженности, дни

365/2.9

116,97

86,49

-30,48

2.8

Коэффициент оборачиваемости  собственного капитала, разы

1.1/1.4

8,00

7,66

-0,34

2.9

Продолжительность одного оборота собственного капитала, дни

1.4/(1.1/365)

45,62

47,63

2,01


 

Анализ показывает, что в финансовых результатах предприятия произошли положительные изменения: выросла чистая прибыль, темп роста выручки от реализации выше темпа роста себестоимости продукции, но ниже темпа роста коммерческих расходов. Отрицательным моментом является то, что произошло сокращение прочих расходов при одновременном росте прочих расходов.

Проведем также анализ показателей рентабельности предприятия.

Таблица 3.9

Анализ показателей рентабельности предприятия

№ п/п

Наименование показателя

Способ расчета

2007г.

2008г.

Изменение

1

Исходные данные для расчета показателей рентабельности (тыс. руб.) 

1.1

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

10

144747

186580

41833

1.2

Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020+030+040

98250

126300

28050

1.3

Прибыль (убыток) от продаж

50

26623

32818

6195

1.4

Чистая прибыль

190

21250

24480

3230

1.5

Средняя стоимость активов

(300н+300к)/2

65829,4

71650,35

5820,95

1.6

Средняя величина собственного капитала

(490н+490к)/2

18 089,45

24 345,30

6 255,85

 

 
         

2

Показатели рентабельности (%) 

2.1

Рентабельность продаж

1.3/1.1*100

18,39%

17,59%

-0,80%

2.2

Рентабельность издержек

1.3/1.2*100

27,10%

25,98%

-1,11%

2.3

Рентабельность активов (экономическая рентабельность)

1.4/1.5*100

32,28%

34,17%

1,89%

2.4

Рентабельность собственного капитала

1.4/1.6*100

117,47%

100,55%

-16,92%

Информация о работе Процесс управление доходами и расходами предприятия