Процесс формирования и использования доходов граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение процесса формирования и использования доходов граджан.
Задачи:
•Знакомство с теоретическими основами процесса формирования доходов граждан;
•Анализ процесса формирования и использования доходов населения;
•Рассмотрение путей совершенствования проблем формирования и использования доходов граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГРАЖДАН………………………………………………5
1.1. Понятие, роль и сущность доходов граждан…...………………………... 5
1.2. Формирование денежных доходов населения и их использование…….10
1.3. Неравенство в распределении доходов…………………………………...12
ГЛАВА 2. Анализ процесса формирования и использования доходов граждан……………………17
2.1. Доходы населения в России……………………………………………….17
2.2. Использование доходов населения в сберегательных целях……………22
ГЛАВА 3. Пути совершенствования проблем формирования и использования доходов граждан……………………………………26
3.1. Методы решения проблем формирования доходов населения………….26
3.2. Система социальной защиты доходов граждан и ее развитие…………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….……………45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

Процесс формирования и использования доходов граждан-курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов  этой группы населения заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.

Существенное влияние  на формирование доходов населения  оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).2

Соотношение в доходах  населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его трудовой мотивации.

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы  доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде: V выплат по государственному страхованию; V банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство); V процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года; V доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам; V выигрышей по лотереям; 
V временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит; V выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.

Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в  себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов  все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.

 

    1.  Неравенство в распределении доходов

 

Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:

1) величиной имущества  всех видов, находящегося в  собственности отдельных граждан;

2) величиной текущих  доходов граждан.

Люди получают доходы в результате того, что либо создают  собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:

1) разная ценность  принадлежащих людям факторов  производства (капитал в форме  компьютера, в принципе, способен  принести больший доход, чем  в форме лопаты);

2) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);

3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).3

В неравенстве распределения  доходов населения есть как плюсы, так и минусы. Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнительности (их пытались реализовать только в период «военного коммунизма») и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Но поскольку способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах.

Конечно, в СССР для подавляющей массы населения различия в уровнях доходов были куда меньше, чем сейчас в России, но, тем не менее, они существовали: кто-то покупал «Жигули» в экспортном исполнении или «Волги», в то же время во всех школах родительские комитеты вынуждены были заниматься сбором денег для покупки школьной формы детям из нищих семей. Кроме того, чтобы заручиться поддержкой государственного и партийного аппарата, руководство страны поощряло их сотрудников 
«неденежными доходами» - то есть правом на покупку дефицитных товаров по пониженным ценам в так называемых «закрытых распределителях». Итогом этого было резкое - но как бы замаскированное - различие в реальных доходах и богатстве семей.

При уравнительных принципах  формирования доходов дополнительными источниками, порождающими неравенство в нашей стране, выступали недостаточное единство потребительского рынка страны, то есть неодинаковая доступность всех видов товаров для всех групп населения, неравная покупательная сила национальной денежной единицы, наличие разных видов натуральных привилегий

Необходимо помнить, что  так называемый принцип распределения  по труду с течением времени создает  базу для осуществления распределения  по принципу, определяемому как «по  накопленному имуществу».

Отношение к этой форме распределения среди населения нашей страны неоднозначно. Права наследования во всех цивилизованных странах рассматриваются как естественные права человека. Такой путь формирования доходов, собственности защищается государством и не должен вызывать отрицательной реакции со стороны общества. Негативное отношение населения связано с незаконными формами формирования или накопления капитала, собственности, что наиболее характерно для начального этапа становления рыночного хозяйства.

В странах, где основными принципами формирования доходов выступали трудовой характер их получения и уравнительный подход, законные формы источников доходов имеют узкое толкование; возможности быстрого роста доходов, собственности были ограничены. Отсюда и резко отрицательное отношение населения к собственности и капиталу больших размеров и быстро растущих.

Становление рыночной системы  хозяйствования и формирование на этой основе слоя собственников неизбежно  усилит влияние принципа распределения  по накопленному имуществу. При этом формирование совокупных доходов населения будет способствовать росту дифференциации доходов и социальному расслоению общества, образованию слоя не только богатых, но и бедных, что потребует активного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности.

Последствия неравенства  доходов населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что  недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам.

Неравенство доходов  и богатства может достигать  огромных масштабов и тогда оно  создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.

Но сначала попробуем  разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах. Дело в том, что такая организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.

Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат?

Если оплачивать одинаково  – «по факту труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью  и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу (зачем напрягаться, если всем платят одинаково?). А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан.

Именно такие последствия  «уравниловки» в оплате труда  оказали крайне губительное влияние  ещё тогда на экономику СССР и  стали одной из главных причин постепенного прекращения ее роста.

Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку  врожденные способности к труду  у людей различны, а на это еще  наслаиваются различия в приобретенной  квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.

В силу этого определенное неравенство  доходов; следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.

 

 

Глава 2 Анализ процесса формирования и использования доходов граждан

 

2.1 Доходы населения  в России

 

Об уровне жизни населения  можно судить оценив его материальное положение, социально-экономические  аспекты развития общества за исследуемый  период. Для оценки материального  положения необходима характеристика структуры денежных доходов населения и их использования, финансовых аспектов.

Денежные доходы населения включают выплаченную заработную плату наемных  работников (начисленную, скорректированную  на изменение просроченной задолженности), доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Другие доходы включают объем скрытой заработной платы. Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения.

Росстат подсчитал прошлогодние доходы россиян. Выяснилось, что треть всех российских доходов получают богатые  россияне, которые составляют 10 процентов от всего населения страны. Бедных граждан (доход менее 1500 руб. в месяц) в стране ровно столько же - 10 процентов.

Среднемесячная начисленная номинальная  заработная плата в России в декабре 2008г составила 14354 руб, что выше на 25,8 проц по сравнению с декабрем 2007г и на 27 проц - по сравнению с ноябрем 2008г. Реальная зарплата в декабре 2006г возросла на 26 проц по сравнению с ноябрем 2008г, одновременно оказавшись выше на 15,4 проц по сравнению с декабрем 2007г.

Денежные доходы населения России в 2008г сложились в размере 16 трлн 839,1 млрд руб и увеличились на 23,2 проц по сравнению с 2007г. Население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 11 трлн 828 млрд руб, что на 22,9 проц больше по сравнению с 2007г. Сбережения в 2008г составили 2 трлн 801,5 млрд руб, что на 8,2 проц больше, чем за предыдущий год.

Рассмотрим некоторые виды денежных доходов населения в России на нынешний момент.

Заработная плата в России. Проблема регулирования заработной платы в России остается одной из самых острых в системе социально-трудовых отношений. Отказавшись от нормативного регулирования заработной платы Россия не пришла к договорному ее регулированию. На сегодняшний момент мы фактически имеем диктат работодателя в этой сфере. Идеологи действующего с прошлого года Трудового кодекса попытались решить эту проблему, заложив законодательную норму, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума работника. 
Однако, такая норма также не может быть решением проблемы. Конечно, и прожиточный минимум, и минимальный размер оплаты труда – это определенные социальные стандарты. Но эти стандарты функционально совершенно различны.

Прожиточный минимум – это стандарт аналитический, сродни средней температуре  по больнице. Совершенно очевидно, что в разных регионах страны этот показатель может иметь совершенно разное значение, различия могут быть в разы. И следовательно, этот стандарт не может выполнять регулирующих функций в целом по стране. Или, если придавать ему такие функции, то в этом случае нужно брать минимальный из 89 прожиточных минимумов по регионам и именно его закреплять в качестве единого стандарта по России. Но тогда он теряет вообще всякий смысл. 
Напротив, минимальный размер оплаты труда – это прямой регулирующий норматив, который может и должен быть установлен по стране в целом. Это тот порог, ниже которого заработная плата не может опускаться ни при каких условиях. И уж во всяком случае, установление соответствия между прожиточным минимумом и минимальным размером оплаты труда не решает проблемы чрезмерной дифференциации реальной заработной платы.4

Информация о работе Процесс формирования и использования доходов граждан