Пути и методы реформирования пенсионной системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является выявить основные пути и методы реформирования пенсионной системе РФ.
Согласно поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы функционирования пенсионной системы РФ;
-провести анализ мероприятий, проводимых в рамках пенсионной системы, выявить недостатки;
-предложить мероприятия по решению выявленных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 7
1.1. Характеристика пенсионной системы РФ 7
1.2. Правовые основы пенсионной системы РФ 18
1.3. Модели пенсионной системы РФ 26

2. АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОВЕДЕННЫХ В РАМКАХ РЕФОРМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РФ……………………..38
2.1. Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы 38
2.2. Анализ основных мероприятий в рамках пенсионной реформы РФ 48
2.3. Недостатки пенсионной реформы 56
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 111.83 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО  «Волгоградский государственный университет»

Факультет управления и региональной экономики

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Пути и методы реформирования пенсионной системы  в РФ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. ГМУ(м)-111

Горбунова Анастасия  Николаевна

     

Проверил:

д.э.н., профессор 

Курченков Владимир

Викторович

 

 

Волгоград, 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 7

1.1. Характеристика пенсионной системы РФ 7

1.2. Правовые основы пенсионной системы РФ 18

1.3. Модели пенсионной системы РФ 26

 

2. АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОВЕДЕННЫХ  В РАМКАХ РЕФОРМЫ ПЕНСИОННОЙ  СИСТЕМЫ В РФ……………………..38

2.1.  Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы 38

2.2. Анализ основных мероприятий в рамках пенсионной реформы РФ 48

2.3. Недостатки пенсионной реформы 56

3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

ПРИЛОЖЕНИЯ 94

 

 

 

Введение

Сегодня в обществе активно обсуждается  будущее пенсионной системы России. Кризисное состояние Пенсионного  фонда РФ в конце 1990-х годов  продемонстрировало невозможность  дальнейшего сохранения распределительной  формы пенсионного обеспечения  в стране на фоне обострения демографической  ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость  реформирования российской пенсионной системы. В мае 1998 года правительство  России приняло Программу пенсионной реформы, предполагающую реализацию смешанного варианта начислений пенсий. Пенсионная реформа направлена на изменение  существующей распределительной системы  начисления пенсий, дополняя ее накопительной  частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства  перед гражданином.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан  и формирование стабильного источника  для дополнительных доходов в  социальную систему.

Суть реформы заключается в  коренном изменении взаимоотношений  между работником и работодателем: в повышении ответственности  работников за обеспечение своей  старости, а также в повышении  ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого  работника. Существовавшая ранее система  назначения пенсий не давала работнику  возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным  уровнем доходов и из одних  регионов в другие, тогда как новая  пенсионная модель в значительно  большей мере является страховой  и учитывает пенсионные права  граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Распределительная система  может успешно работать только тогда, когда доля пенсионеров в общей  численности населения невелика - в этом случае одного пенсионера «содержат» несколько работников. Когда на одного пенсионера приходится 4-5 работающих граждан, проблем не возникает. Однако в России (как и в большинстве развитых стран, а также стран бывшего соцлагеря) происходит относительное старение населения: доля пенсионеров в структуре населения растет, а доля работающих граждан падает. Сейчас в России 38 миллионов пенсионеров при 64 миллионах занятых в экономике, причем из этих 64 миллионов только 52 миллиона являются плательщиками пенсионных взносов. Иначе говоря, на 1 пенсионера приходится только 1,68 работающих граждан и только 1,37 плательщика взносов.

В этой ситуации приходится

· либо повышать пенсионный возраст (что  непопулярно в народе),

· либо повышать налоги (но усиливается  уклонение от налогов, и общая  сумма собранных налогов может  даже снизиться),

· либо снижать пенсии (что и  происходило в России в последние  годы - не в абсолютном, а в относительном  выражении: пенсии повышались медленнее, чем росли цены).

Если же ничего не делать, то лет  через 10-15 государственная пенсионная система просто обанкротится, либо пенсии станут совсем ничтожными.

Данная тема весьма актуальна и  злободневна. Об этом свидетельствуют  постоянные обсуждение вопроса пенсионной реформы в СМИ, выступления членов правительства и пр. Кроме этого  данной теме посвящены многочисленные книги и статьи.

Целью нашей  работы является выявить основные  пути и методы реформирования пенсионной системе РФ.

Согласно  поставленной цели, вытекают следующие  задачи:

- рассмотреть  теоретические основы функционирования  пенсионной системы РФ;

-провести  анализ мероприятий, проводимых  в рамках пенсионной системы,  выявить недостатки;

-предложить  мероприятия по решению выявленных  проблем.

 В  первой главе мы рассмотрели  пенсионное законодательство, структуру  пенсионного фонда, а также  основные модели пенсионных систем.

В следующей  главе был осуществлен анализ мероприятий, осуществляемый на разных этапах пенсионной реформы. Мы рассмотрели  зарубежный опыт реформирования пенсионных систем, а также определили основные недостатки в рамках пенсионной реформы  РФ.

На заключительном этапе, была предложена трехуровневая  модель пенсионной системы, а также  ряд других мероприятий, способствовавших улучшить создавшуюся ситуацию. Также  была рассмотрена стратегия развития пенсионной системы до 2025 года.

Исходя  из поставленных целей и задач, структура  работы следующая: введение, три главы, заключение и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ

    1. Характеристика пенсионной системы РФ

Историю развития системы пенсионного  обеспечения в России можно разделить  на несколько этапов.  Первые два  этапа, мы не будем рассматривать, перейдем сразу к третьему, который  начался  в связи с созданием новой  российской государственности и  либерализацией экономики1[1,с.65]. Согласно действующей Конституции, Россия- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающий достойную жизнь и свободное развитие человека. В России охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, детства, инвалидов, пожилых граждан и т.д., устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантия социальной защиты2[2].

Пенсионеров в Российской Федерации почти 39  млн.  Большинство  из них (примерно 95%) получают «страховую»  пенсию. Пенсия  почти  для  всех  из них является основным,  а  зачастую  и  единственным  источником  средств  к существованию.  Всё  это  предопределяет  повышенную значимость  пенсионной  системы.

Пенсионная система России представляет собой довольно сложное для понимания сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому государственная (трудовая) пенсия еще будет назначена. Важными составляющими пенсионной системы России является негосударственное пенсионное обеспечение и пенсионное страхование, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами. Если отличие составляющих пенсионной системы по виду управления и собственности – государственное/негосударственное, понятно из названия, то термины «обеспечение» и «страхование» имеют большое количество определений.

Обеспечение – система мероприятий, направленных на компенсацию законодательно установленным гражданам их заработка в период нетрудоспособности за счет средств Пенсионного фонда России, формируемых из платежей федерального бюджета.

Страхование - система правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам их заработка в период нетрудоспособности за счет денежных фондов, формируемых из уплаченных страхователями (предприятий, учреждений, граждан) страховых взносов3[3, с.262].

Государственное пенсионное обеспечение (до 2002 года) – выплата государственных пенсий, назначенных до 1 января 2002 года исходя из стажа работы, соотношения среднемесячной зарплаты работника и средней зарплаты по стране. Данный вид пенсий выплачивается из федерального бюджета.

Государственное пенсионное страхование – назначение и выплата трудовой пенсии, состоящей из базовой, страховой и накопительной части. Начиная с 1 января 2002 года застрахованным в Пенсионном фонде России работникам и гражданам, осуществляющим индивидуальную деятельность (нотариусы, предприниматели и т.п.) в зависимости от размера уплаченных страховых взносов и страхового стажа (времени уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России работодателями или гражданами, осуществляющими индивидуальную деятельность). Минимальный страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии – 5 лет.

Государственное пенсионное обеспечение (с 2002 года) – назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению федеральным государственным служащим; военнослужащим; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам) в зависимости от стажа государственной службы или выслуги лет. Размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам) соответствует в процентном отношении размеру базовой части трудовой пенсии. Данный вид пенсий выплачивается из федерального бюджета.

Профессиональные пенсионные системы - назначение и выплата профессиональных льготных пенсий, связанных с особыми условиями. Профессиональные пенсии выплачиваются за счет дополнительных взносов работодателей (учредителей профессиональных пенсионных систем) до достижения пенсионного возраста. Данный вид пенсий в настоящее время не назначается до принятия соответствующего федерального закона.

Негосударственное пенсионное обеспечение - назначение и выплата негосударственных пенсий за счет пенсионных взносов вкладчиков (юридических и/или физических лиц) по условиям договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных между вкладчиками и негосударственными пенсионными фондами.

Обязательное пенсионное страхование - назначение и выплата негосударственными пенсионными фондами накопительной части трудовой пенсии за счет страховых взносов работодателей и граждан, осуществляющих индивидуальную деятельность, по условиям договоров об обязательном пенсионном страховании, заключенных между застрахованными лицами и негосударственными пенсионными фондами4 [4, с. 264].

Дополнительное  пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц либо средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.

Социальные  пенсии назначаются постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам, страховой стаж которых составляет менее 5 лет, по достижении 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам в размере, равном базовой части трудовой пенсии, и в других, установленных законодательством случаях5[5, с. 13].

Пенсии  лицам, находившимся на государственной службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей (военнослужащие, государственные служащие, депутаты, судьи, прокуроры, лица, пострадавшие при ликвидации техногенных катастроф, и др., а также члены их семей), регулируются специальными федеральными законами с учётом имеющейся продолжительности выслуги лет и денежного содержания (довольствия) либо в размере возмещения причиненного ущерба.

Наемные и самозанятые работники, охватываемые государственной системой обязательного пенсионного страхования, при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин и наличии не менее 5 лет страхового стажа имеют право на трудовую пенсию, состоящую из двух частей: базовой и накопленной.

Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в фиксированном размере, не зависящем от продолжительности страхового стажа и величины заработка, определяемом федеральным законом.

Накопленная часть трудовой пенсии исчисляется из пенсионного капитала, который составляют накопленные суммы взносов, отражаемые на индивидуальных счетах застрахованных лиц, и периода выплаты пенсии (срока дожития), по следующей пенсионной формуле:

П = ПК / Т,   где П  – размер накопленной части пенсии;

ПК – пенсионный капитал;

Т – период выплаты пенсии (в месяцах).   

Пенсия  по случаю потери кормильца состоит из двух частей: фиксированной части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от того, является ли получатель пенсии обычным иждивенцем (членом семьи умершего кормильца) или круглым сиротой. Пенсионер, получающий пенсию по случаю потери кормильца, может при достижении пенсионного возраста перейти на пенсию по старости, устанавливаемую по общим правилам.

Информация о работе Пути и методы реформирования пенсионной системы в РФ