Пути совершенствование управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая неустойчивость стала в конце столетия характерной чертой глобальной экономики и носит системный характер. На приток и отток капиталов, как правило, влияют финансовые условия в ведущих промышленно развитых странах мира, то есть внешний фактор. Однако особенности новой ситуации должным образом не учитываются в связи с чрезмерной верой в рынок как таковой. К примеру, значительное влияние на приток и отток инвесторов оказывает "стадный инстинкт". Внезапное изъятие капитала и массированная атака на ту или иную валюту способны быстро вызвать панику. Все это оказывало влияние и на объемы торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы государственного долга………… …………….4
1.1 Понятие государственного долга…………………………………………………4
1.2 Виды государственного долга…………………………………………………….5
Глава 2. Анализы возникновения государственного долга…………………….7
2.1 Причины возникновения государственного долга КР………………………....9
2.2 Показатели государственного долга КР 2009 2011…………………………….15
Глава 3 Пути совершенствование управление государственным долгом…….16
3.1 Мировая практика управления государственным долгом…………………….16
3.2 Управление государственным долгом Республики Кыргызстан………………21
4.Заключение…………………………………………………………………………..34
5. Список использованной литературы:……………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая робота.docx

— 155.17 Кб (Скачать файл)

Тринидадские  условия.

В декабре 1991 года Парижскому клубу, наконец, удалось достичь  компромисса. Этот вариант, известный  как “усиленные Торонтские условия”, значительно слабее Тринидадских условий  в первоначальном виде. Вместо списания 2/3 объема  долгов предлагаются четыре варианта сокращения на 50 % чистой приведенной  стоимости  подлежащих консолидированию сумм, относящихся к коммерческим кредитам (т.е сумм, не относящихся  к остатку долга).

“Усиленные Торонтские”  условия.

аннулировать 50 % реструктурированного долга

остальная часть (50 %) реструктурировать  на 23 года;

предоставить льготный период в 6 лет;

проценты начислять по соответствующим рыночным ставкам;

Реструктуризировать долг с  применением льготных процентных ставок (вариант с сокращением платежей по обслуживанию долга) на 23 года; льготный период не предоставляется;

Реструктуризировать долг по рыночным процентным ставкам (вариант  с долгосрочным реструктурированием) на 25 лет; предоставляется льготный период в 16 лет;

Реструктурировать обязательства  по обслуживанию кредитов, предоставляемых  в порядке оказания официального содействия развитию на 30 лет; предоставляется  льготный период в 20 лет (данный вариант  учитывает наличие элемента дотации  в кредитах, предоставленных в  порядке оказания официального содействия развитию).

Государства-кредиторы, являющиеся членами Парижского клуба, сыграли  значительную роль в уменьшении бремени  внешней задолженности стран  “третьего мира”, а также ряда стран Центральной и Восточной  Европы. Для стран, неуклонно идущих по пути преобразований и реформ, пересмотр  условий погашения кредиторов Парижским  клубом стал важным источником финансовых ресурсов.

У Парижского клуба есть, несомненно, определенные, вполне очевидные  недостатки: игра ведется по правилам, установленными кредиторами. Вследствие слабости своей позиции должники, хотя и не согласны с этими правилами, вынуждены принимать диктуемые  условия. В Парижском клубе должники участвуют по одному, а кредиторы  все вместе. Так что должнику приходится выступать против целого картеля. При  решении  любых вопросов члены  Парижского клуба работают в тесном  взаимодействии  друг с другом, при  этом весь процесс ведения переговоров  и принятия решений в Парижском  клубе не регулируются никакими правилами  и положениями. Применение индивидуального  подхода в каждом конкретном случае означает, что при принятии того или иного  решения страна-должник  не может пожаловаться, что ей предоставили худшие условия, чем другой стране. Считается, что каждый должник имеет  дело с новой группой кредиторов, хотя это и не так. При принятии решения кредиторы подвержены различным  политическим влияниям и должники не в коей мере не защищены на основе политических соображений.

Процесс ведения переговоров  по пересмотру условий кредитов равной степени должен защиту интересов  и должников, и кредиторов. Пока это  не получается, т.к. процесс переговоров  целиком и полностью проводится кредиторами и в интересах  кредиторов. Переговоры в Парижском клубе не в коей мере не содействуют интересам должника. Лондонский клуб.

Лондонский клуб - это  форма для  пересмотра сроков погашения  кредитов, предоставленных коммерческими  банками. Поскольку такие переговоры между должниками и коммерческими  кредиторами часто проходят в  Лондоне, этот клуб получил название “Лондонского клуба”. Он является не официальным органом, включающим в  себя коммерческие банки, перед которыми задолженность страны “третьего  мира”.

Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить  бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не является международной  организацией. Их “членский состав”  не стабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения  операций по пересмотру долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе  тех банков,  на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском клубе кредиторы  чаще всего представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в  данном пересматриваемом долге. Руководящие  принципы Парижского клуба в отношении  неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени  применяются и к Лондонскому  клубу.   Коммерческие банки-кредиторы  нередко доказывали, что они проявляют  гораздо большую гибкость, чем  официальные кредиторы, особенно с  точки зрения их готовности долгосрочные соглашения  о реструктуризации внешнего долга.             И, наконец, реструктуризация долга  не всегда достигает “благородных”  целей -  предотвращения дальнейшего  обострения кризиса ликвидности, смягчения  или ликвидации кризисной атмосферы  и восстановления нормального функционирования международных кредитных рынков. Напротив, развивающиеся страны страдали от высоких финансовых, экономических  и социальных издержек реструктуризации. До тех пор, пока такая ситуация сохраняется, клубам кредиторов необходимо согласовывать  и реорганизовывать свою деятельность, чтобы устранить эти высокие  издержки, которые несут развивающиеся  страны-должники. Поскольку переговорная позиция развивающихся стран  является слабой, им необходимо укрепить ее, чтобы когда-либо получить возможность  вести переговоры на условиях, хотя бы приближающихся к принципу справедливого  учета  их интересов.

Мы подробно рассмотрели  два важных учреждения, занимающихся пересмотрами долгов. Но есть и другие методы сокращения коммерческого долга - это программы конверсии долга.

Конверсия долга - это методы освобождения от уплаты долга, которые изменяют  первоначальную стоимость или природу кредитных обязательств. Они дают возможность должнику сократить объем долговых обязательств, а кредитору - получить такой долг, покрытие которого представляется более вероятным. К наиболее распространенным  методам конверсии долга относятся: своп долг/ акции, капитализация, секъюритизация, своп долг/ долг, своп долг/ активы, своп долг/ облигации, своп долг/ ресурсы на цели развития.

Кроме того, существует целый  ряд неформальных методов конверсии  вне рамок официальных  программ конверсии. Самыми распространенными  из этих  неформальных операций является предоплата в местной валюте и  купле ценных бумаг, опционного или  фьючерсного контракта с последующей  продажей в течение короткого  времени.

Конверсия долга представляет собой превращение долговых обязательств, по которым не выплачиваются проценты, или слишком обременительных  долговых обязательств в новые обязательства, которые улучшают положение заемщика либо в финансовом положении, либо с  точки зрения перспективы.

Программа HIPC: условия, процедуры и последствия

В настоящее время республика переживает серьезные долговые проблемы, о чем свидетельствуют существующие показатели долга. Несмотря на то, что обращение в Парижский Клуб в 2002 и 2005 годах дало некоторое облегчение, однако проблема неустойчивости долга по-прежнему остается актуальной.

Вопрос обращения в HIPC стал очень актуальным в связи  с тем, что удельный вес многостороннего  долга в общем кредитном портфеле республики составляет около 70%. В отличие  от двусторонних кредиторов, международные  организации не пересматривают первоначальные условия предоставления кредитов. Это  объясняется тем, что данные организации  предоставляют кредиты на высокольготных условиях. Так, к примеру Международная  Ассоциация Развития (группа Всемирного Банка) предоставляет кредиты со сроком погашения 40 лет, включая 10-летний льготный период (период, в течение которого выплачиваются только проценты) по процентной ставке 0,75% годовых. Условия Азиатского Банка Развития также являются высоко льготными: срок погашения 24-40 лет, льготный период – 8-10 лет, процентная ставка - 1%-1,5% годовых.

HIPC дает возможность не  только сократить долг перед  многосторонними кредиторами, но  и на момент завершения автоматически  получить списание долга перед  МВФ и Всемирным Банком в  рамках Инициативы MDRI.

В связи с этим в настоящее  время находится на стадии проработки и тщательного анализа вопрос включения Кыргызской Республики в  инициативу HIPC. В частности, были проведены  консультации с международными финансовыми  институтами, включая МВФ и ВБ по процедурным вопросам, а также  по критериям отбора и включения  страны в эту инициативу.

Что же представляет из себя указанная программа?

Инициатива HIPC: информационная справка

Долговая инициатива HIPC (Highly Indebted Poor Countries) – Инициатива для оказания помощи беднейшим странам с высоким уровнем задолженности была предложена Всемирным Банком и МВФ и согласована со всеми правительствами осенью 1996 года. Это был первый всесторонний подход в целях снижения бремени внешнего долга в беднейших странах мира и в странах с наибольшим бременем долга.

Страны, квалифицирующиеся в рамках HIPC

            1. беднейшие страны, а именно, те которые приемлемы для получения высоко льготной финансовой помощи от Международной Ассоциации Развития  (МАР), являющейся частью Всемирного Банка, и выполняющие программу МВФ PRGF (Сокращению Бедности и Экономическому Росту)

2. страны, которые сталкиваются  с ситуацией неустойчивости долга  даже после реструктуризации долга в рамках Парижского Клуба.  Указанная неустойчивость характеризуется следующими пороговыми показателями долга: коэффициента отношения чистой приведенной стоимости (ЧПС) государственного долга к экспорту, который должен быть более 150% коэффициента отношения ЧПС долга к доходам государства более 250%    В дополнение к этому сумма экспорта должна составить более чем 30% ВВП и доходы республиканского бюджета (за вычетом грантов) превышать 15% ВВП. 

Для Кыргызской Республики эти показатели на конец 2004г составляли: отношение долга к экспорту - 141%

отношение долга к доходам  государства - 345 %.  В тоже время, экспорт  составлял 42,6% ВВП, а государственные  доходы - 15,2% от ВВП. Советом Директоров МВФ и Всемирного Банка был одобрен список стран, приемлемых для оказания помощи в рамках Инициативы HIPC, в который в числе других стран вошла и Кыргызская Республика. В случае принятия и реализации данной инициативы, ее эффект показан в следующей таблице: Экономия средств (сумма долга и проценты) от реализации HIPC (млн. долл. США)6

Кредиторы

2007-2010

2011-2020

2021-2030

2031-2045

Итого

Многосторонние

93,6

158,4

87,6

-

339,6

Двусторонние

15,6

72,4

107,6

111,7

307,3

Итого

109,2

230,8

195,2

111,7

646,9




 

Инициатива МDRI

MDRI (МDRI - Multilateral Debt Relief Initiative) – инициатива по списанию многостороннего долга была предложена “Большой восьмеркой” в июне 2005 года и заключается в списании долга до 100% перед Международным Валютным Фондом (МВФ), Всемирным Банком (ВБ) и Африканским Банком Развития.

Данная инициатива в случае с Кыргызской Республики рассматривается  в тесной увязке с механизмом HIPC в качестве заключительного этапа предоставления помощи по облегчению бремени внешнего долга.

Инициатива MDRI изначально определяется:  доходами государства на душу населения (порог на душу населения составляет 380 долл. США) или

Экономия от реализации MDRI (млн. долл. США)7

Кредиторы

2007-2010

2011-2020

2021-2030

2031-2045

Итого

МВФ и МАР

76,2

138,8

154,5

30,4

399,9


Нижеприведенная диаграмма  иллюстрирует динамику обслуживания внешнего долга при различных сценариях: после реструктуризации в рамках Парижского Клуба 2005 года, в случае принятия Инициативы HIPC и MDRI.

 

 

Условия вступления в Инициативу HIPC

Для вступления в HIPC Кыргызская Республика должна реализовывать Стратегию  сокращения бедности (НССБ), принять  на себя обязательство по поддержанию  макроэкономической стабилизации (ПРГФ) и проведению реформ в различных  секторах экономики (здравоохранение, образование и другие секторы инфраструктуры). В ходе предстоящих переговоров представителей МВФ и Всемирного Банка с Правительством страны будут обговариваться условия по выполнению реформ (триггеры) и закладываться измеримые показатели по триггерам, по которым будет оцениваться исполнение Инициативы HIPC.

В случае, если стороны приходят к общему согласию по определению  условий HIPC, наступает “стадия принятия решения”, когда официально подписывается документ между Правительством страны, с одной стороны, и МВФ со Всемирным Банком, с другой стороны, в котором

- определяется сумма сокращения  бремени долга, а также вклад  каждого кредитора;

- устанавливаются измеримые показатели по условиям (триггерам), которые необходимо достичь до “стадии завершения”. Данные показатели фиксируются и не подлежат изменению до “стадии завершения”;оговариваются сроки по достижению указанных показателей, то есть “стадия завершения”.

Во время промежуточного периода (между “стадией принятия решения” и “стадией завершения”) некоторые кредиторы начинают предоставлять промежуточное сокращение бремени долга в виде снижения обслуживания долга.

Информация о работе Пути совершенствование управление государственным долгом