Расходование бюджетных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – анализ расходов бюджетной системы.
Реализация поставленной цели возможна через решение следующих конкретных задач:
- раскрыть экономическое содержание и сущность расходов произвести их классификацию, раскрыть понятие государственных бюджетных фондов;
- проанализировать состав, структуру и динамику расходов бюджетов РФ;

Вложенные файлы: 1 файл

расходование бюджетных средств.docx

— 52.57 Кб (Скачать файл)

Каждый вид расходов имеет  качественную (назначение) и количественную (величина) характеристики. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

-Природой и функциями  государства.

-Уровнем социально-экономического  развития страны.

-Административно-территориальным  устройством государства.

-Формами предоставления  бюджетных средств и т.п.

Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно  в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической  ситуации и общественных приоритетов.

В зависимости от экономического содержания расходы подразделяются на капитальные и текущие.

Текущие расходы связаны  с предоставлением бюджетных  средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих  потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров  и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных  учреждений), текущие субсидии нижестоящим  органам власти, государственным  и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют  затратам, отраженным в обычном бюджете  или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные  с вложением в основной капитал  и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета  в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Указанное деление расходов бюджетов позволяло реализовывать  так называемое золотое правило: текущие расходы не могут превышать  объема доходов соответствующих  бюджетов. Это правило установлено  во многих странах, оно действовало  и в России, побуждая тем самым  властные органы "жить по средствам". Однако введенная с 2005 года новая  бюджетная классификация РФ кардинально  изменила экономическую группировку  расходов бюджетов, сделала технически невозможным подразделение расходов бюджетов на текущие и капитальные. Самое важное- кардинально меняется методология формирования расходов бюджета, в основе которой будут  находится новые формы расходных  обязательств и бюджетный ассигнований, что обеспечит переориентацию управления бюджетным процессом на достижение социально-значимых результатов.

В новой редакции Бюджетного кодекса РФ в части регулирования  бюджетного процесса отменены соответствующие  статьи, посвященные текущим и  капитальным расходам. С одной  стороны, такое решение представляется рискованным, а с другой- его следует  оценивать в комплексе внесенных  изменений, где предусмотрены дополнительные меры по регулированию дефицита бюджета, государственного и муниципального долга.

Таким образом, под расходами  бюджетов следует понимать сложную  систему перераспределения включаемых в доходы бюджетов денежных средств, в процессе функционирования которой  такие доходы направляются на финансовое обеспечение деятельности государства  и (или) муниципальных образований. Иными словами, расходы бюджета  являются комплексом отношений, способов и приемов, благодаря которым  средства из бюджетов поступают по своему назначению.

2.2 Структура расходов бюджета РФ за 2009-2011 годы

 

  Объем расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличится в 1,6 раза в номинальном и в 1,3 раза в реальном выражении при тенденции к сокращению их доли в ВВП начиная с 2009 года.

  Среднегодовой темп прироста расходов федерального бюджета по отношению к предыдущему году в 2009 – 2011 годах составит 6,3 %, что на 0,2 процентных пункта ниже темпов прироста ВВП (6,5 %).

Структура расходов федерального бюджета на 2009 – 2011 годы по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации представлена в приложении 2.

  Структура расходов федерального бюджета на 2009 – 2011 годы остается достаточно стабильной. По объему расходов первое место занимают бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств по межбюджетным трансфертам:    33,0 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов) - в 2009 году, 36,0 % - в 2010 году и 37,2 % - в 2011 году; на втором месте - бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной обороны, соответственно 14,2 % в 2009 году, 13,8 % в 2010 - 2011 годах, на третьем месте – бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, - соответственно 12,0 % в 2009 году, 11,9 % в 2010 году, 11,8 % в 2011 году. На исполнение расходных обязательств в области национальной экономики предусмотрены бюджетные ассигнования в 2009 году 11,5 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов), в 2010 году – 11,7 %, в 2011 году – 12,9 %.

  В реальном выражении непроцентные расходы по сравнению с темпами роста ВВП соответственно установлены: в 2009 году по сравнению с предыдущим годом выше на 11,1 процентного пункта, в 2010 году - ниже темпов роста ВВП на 0,6 процентного пункта, в 2011 году - ниже на 4,9 процентного пункта.

  Таким образом, начиная с 2010 года темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в реальном выражении предусматриваются ниже темпов роста экономики (ВВП).

В 2011 году наибольший прирост  непроцентных расходов в номинальном  выражении по сравнению с законодательно утвержденными расходами на 2008 год  предусматривается по разделам «Национальная  экономика» (на 79,5 %), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 72,2 %), «Здравоохранение, физическая культура и спорт» (на 66,2 %), «Межбюджетные трансферты» (на 58,3 %), «Национальная безопасность и  правоохранительная деятельность» (на 53,1 %), «Охрана окружающей среды» (на 52,3 %).

  Более чем на 40 % предусматривается прирост расходов федерального бюджета по разделам «Национальная оборона» и «Образование», ниже среднего уровня увеличиваются расходы по разделам «Культура, кинематография, средства массовой информации» и «Социальная политика», «Общегосударственные вопросы» (без учета процентных расходов).

  Объем условно утверждаемых расходов (не распределяемых в текущем бюджетном периоде) предусмотрен в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации - он составил не менее 2,5 % общего объема расходов в 2010 году и не менее 5 % - в 2011 году.

  Удельный вес бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в общей сумме расходов (без учета условно утвержденных расходов) на 2009 – 2011 годы ежегодно составит 2,6 %, показатель, характеризующий отношение объема указанных бюджетных ассигнований к ВВП, несколько снижается - от 0,45 % в 2009 году до 0,42 % в 2011 году.

  Счетная палата полагает неприемлемым установление в данном законопроекте и в аналогичных проектах законов указанных отрицательных значений, так как это не соответствует нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают отражение в ведомственной структуре расходов, выплачиваемых из бюджета. Это существенно снижает прозрачность федерального бюджета, и не позволит осуществить проверку годовых отчетов об исполнении федерального бюджета в части исполнения законодательно установленных бюджетных ассигнований.

  В связи с изложенным, Счетная палата полагает необходимым при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе Правительству Российской Федерации внести предложения об исключении отрицательных значений по бюджетным ассигнованиям с учетом изменений и подготовить поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие установление наряду с изменениями утвержденных параметров планового периода абсолютных положительных показателей с учетом изменений.

 

    3 Развития современной бюджетной системы

          3.1 Повышение эффективности бюджетных расходов

 

  Центр региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ осуществляют разработку и экспертное сопровождение реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов на уровне субъекта РФ или муниципального образования.

  В рамках комплекса научно-исследовательских работ по разработке программы эксперты проводят всесторонний анализ текущего уровня развития финансово-бюджетной системы субъекта РФ или муниципального образования с целью выявления основных проблем и приоритетов совершенствования системы управления государственными и муниципальными финансами.

По результатам проведенного анализа совместно с региональными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления подготавливается проект Программы повышения эффективности бюджетных расходов субъекта РФ или муниципального образования.  

  Основные цели и задачи Программы повышения эффективности бюджетных расходов:

-  повышение эффективности деятельности публично-правового образования по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах,

-   увеличение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг, позволяющее обеспечить более тесную увязку стратегического и бюджетного планирования, определить плановые результаты бюджетных расходов и обеспечить мониторинг их достижения с точки зрения целеполагания бюджетных расходов,

-  усиление прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности. 

  Ключевое внимание в программе уделяется реализации мероприятий по повышению устойчивости и сбалансированности областных и местных бюджетов, внедрению программно-целевых принципов управления бюджетными расходами, повышению эффективности функционирования государственного сектора и качеству и доступности оказываемых органами исполнительной власти и государственными (муниципальными) учреждениями государственных (муниципальных) услуг, обеспечению прозрачности государственных и муниципальных финансов.  

  Также в программе предусмотрен ряд мер, направленных на повышение энергоэффективности бюджетного сектора, эффективности использования государственных финансов в сферах образования и социального развития.  

  Выполнение комплекса научно-исследовательских работ по разработке Программы повышения бюджетных расходов включает в себя:

-    Анализ текущего уровня развития финансово-бюджетной системы субъекта РФ или муниципального образования в целях выявления основных проблем и приоритетов совершенствования системы государственного (муниципального) управления, бюджетного процесса, а также организации оказания государственных (муниципальных) услуг юридическим и физическим лицам, в субъекте РФ или муниципальном образовании.

-  Разработка и согласование с Заказчиком статуса, структуры Программы, перечня направлений повышения эффективности бюджетных расходов, плана мероприятий по реализации Программы.

-  Разработка Программы повышения эффективности бюджетных расходов субъекта РФ или муниципального образования

         3.2 Особенность финансирования социальных расходов из

             бюджетов разных уровней

Особенность финансирования объектов культуры состоит в том, что часть из них имеет возможность получать внебюджетные доходы, поступающие в результате их коммерческой деятельности. Поэтому в этой области имеет место сочетание бюджетного финансирования с результатами хозрасчетной деятельности. Тем не менее в большинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают.

Бюджетное финансирование СМИ  осуществляется в виде грантов и  субсидий, предоставляемых на безвозмездной  и безвозвратной основе. Выделение  грантов производится на: оплату социально  значимых информационно - публистических материалов о социальных проблемах; производство печатной продукции, предназначенной для инвалидов по зрению или с нарушением слуха и т.д.

Первым значимым документов в области здравоохранения является закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.93 г. №5487-1, в нем отмечено, что государство  гарантирует охрану здоровья каждого  человека. При этом основные принципы охраны здоровья: доступность медико-социальной помощи и социальная защищенность граждан  в случае утраты здоровья – свидетельствуют  о том, что изначально не гарантирована  полная бесплатность здравоохранения, а гарантирован лишь определенный минимум. Основными доступными и оплачиваемыми  из бюджета для каждого гражданина видами медицинского обслуживания являются: лечение наиболее распространенных болезней; проведение санитарно-гигиенических  и противоэпидемических мероприятий; медицинская профилактика важнейших  заболеваний; санитарно-гигиеническое  образование; меры по охране семьи, материнства, отцовства, детства; другие мероприятия. За счет средств федерального бюджета  предоставляется специализированная медицинская помощь, оказываемая  в федеральных специализированных медицинских организациях; дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания в рамках национального проекта «Здоровье» отдельным категориям граждан, имеющим право на получение набора социальных услуг; проведение диспансеризации неработающих граждан; проведение иммунизации населения; проведение мероприятий по раннему выявлению социально значимых заболеваний опорно-двигательного аппарата; организация и обеспечение госсанэпидемнадзора.

Информация о работе Расходование бюджетных средств