Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:05, курсовая работа
Цель исследования – анализ расходов бюджетной системы.
Реализация поставленной цели возможна через решение следующих конкретных задач:
- раскрыть экономическое содержание и сущность расходов произвести их классификацию, раскрыть понятие государственных бюджетных фондов;
- проанализировать состав, структуру и динамику расходов бюджетов РФ;
Каждый вид расходов имеет
качественную (назначение) и количественную
(величина) характеристики. Многообразие
конкретных видов бюджетных расходов
обусловлено целым рядом
-Природой и функциями государства.
-Уровнем социально-
-Административно-
-Формами предоставления бюджетных средств и т.п.
Структура бюджетных расходов
ежегодно устанавливается
В зависимости от экономического содержания расходы подразделяются на капитальные и текущие.
Текущие расходы связаны
с предоставлением бюджетных
средств юридическим лицам на
их содержание и покрытие текущих
потребностей. Эти расходы включают
затраты на государственное потребление
(содержание экономической и социальной
инфраструктуры, государственных отраслей
народного хозяйства, закупки товаров
и услуг гражданского и военного
характера, текущие расходы
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
Указанное деление расходов
бюджетов позволяло реализовывать
так называемое золотое правило:
текущие расходы не могут превышать
объема доходов соответствующих
бюджетов. Это правило установлено
во многих странах, оно действовало
и в России, побуждая тем самым
властные органы "жить по средствам".
Однако введенная с 2005 года новая
бюджетная классификация РФ кардинально
изменила экономическую группировку
расходов бюджетов, сделала технически
невозможным подразделение
В новой редакции Бюджетного
кодекса РФ в части регулирования
бюджетного процесса отменены соответствующие
статьи, посвященные текущим и
капитальным расходам. С одной
стороны, такое решение представляется
рискованным, а с другой- его следует
оценивать в комплексе
Таким образом, под расходами
бюджетов следует понимать сложную
систему перераспределения
2.2 Структура расходов бюджета РФ за 2009-2011 годы
Объем расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличится в 1,6 раза в номинальном и в 1,3 раза в реальном выражении при тенденции к сокращению их доли в ВВП начиная с 2009 года.
Среднегодовой темп прироста расходов федерального бюджета по отношению к предыдущему году в 2009 – 2011 годах составит 6,3 %, что на 0,2 процентных пункта ниже темпов прироста ВВП (6,5 %).
Структура расходов федерального бюджета на 2009 – 2011 годы по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации представлена в приложении 2.
Структура расходов федерального бюджета на 2009 – 2011 годы остается достаточно стабильной. По объему расходов первое место занимают бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств по межбюджетным трансфертам: 33,0 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов) - в 2009 году, 36,0 % - в 2010 году и 37,2 % - в 2011 году; на втором месте - бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной обороны, соответственно 14,2 % в 2009 году, 13,8 % в 2010 - 2011 годах, на третьем месте – бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, - соответственно 12,0 % в 2009 году, 11,9 % в 2010 году, 11,8 % в 2011 году. На исполнение расходных обязательств в области национальной экономики предусмотрены бюджетные ассигнования в 2009 году 11,5 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов), в 2010 году – 11,7 %, в 2011 году – 12,9 %.
В реальном выражении непроцентные расходы по сравнению с темпами роста ВВП соответственно установлены: в 2009 году по сравнению с предыдущим годом выше на 11,1 процентного пункта, в 2010 году - ниже темпов роста ВВП на 0,6 процентного пункта, в 2011 году - ниже на 4,9 процентного пункта.
Таким образом, начиная с 2010 года темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в реальном выражении предусматриваются ниже темпов роста экономики (ВВП).
В 2011 году наибольший прирост непроцентных расходов в номинальном выражении по сравнению с законодательно утвержденными расходами на 2008 год предусматривается по разделам «Национальная экономика» (на 79,5 %), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 72,2 %), «Здравоохранение, физическая культура и спорт» (на 66,2 %), «Межбюджетные трансферты» (на 58,3 %), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (на 53,1 %), «Охрана окружающей среды» (на 52,3 %).
Более чем на 40 % предусматривается прирост расходов федерального бюджета по разделам «Национальная оборона» и «Образование», ниже среднего уровня увеличиваются расходы по разделам «Культура, кинематография, средства массовой информации» и «Социальная политика», «Общегосударственные вопросы» (без учета процентных расходов).
Объем условно утверждаемых расходов (не распределяемых в текущем бюджетном периоде) предусмотрен в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации - он составил не менее 2,5 % общего объема расходов в 2010 году и не менее 5 % - в 2011 году.
Удельный вес бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в общей сумме расходов (без учета условно утвержденных расходов) на 2009 – 2011 годы ежегодно составит 2,6 %, показатель, характеризующий отношение объема указанных бюджетных ассигнований к ВВП, несколько снижается - от 0,45 % в 2009 году до 0,42 % в 2011 году.
Счетная палата полагает неприемлемым установление в данном законопроекте и в аналогичных проектах законов указанных отрицательных значений, так как это не соответствует нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают отражение в ведомственной структуре расходов, выплачиваемых из бюджета. Это существенно снижает прозрачность федерального бюджета, и не позволит осуществить проверку годовых отчетов об исполнении федерального бюджета в части исполнения законодательно установленных бюджетных ассигнований.
В связи с изложенным, Счетная палата полагает необходимым при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе Правительству Российской Федерации внести предложения об исключении отрицательных значений по бюджетным ассигнованиям с учетом изменений и подготовить поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие установление наряду с изменениями утвержденных параметров планового периода абсолютных положительных показателей с учетом изменений.
Центр региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ осуществляют разработку и экспертное сопровождение реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов на уровне субъекта РФ или муниципального образования.
В рамках комплекса научно-исследовательских работ по разработке программы эксперты проводят всесторонний анализ текущего уровня развития финансово-бюджетной системы субъекта РФ или муниципального образования с целью выявления основных проблем и приоритетов совершенствования системы управления государственными и муниципальными финансами.
По результатам проведенного анализа совместно с региональными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления подготавливается проект Программы повышения эффективности бюджетных расходов субъекта РФ или муниципального образования.
Основные цели и задачи Программы повышения эффективности бюджетных расходов:
- повышение эффективности деятельности публично-правового образования по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах,
- увеличение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг, позволяющее обеспечить более тесную увязку стратегического и бюджетного планирования, определить плановые результаты бюджетных расходов и обеспечить мониторинг их достижения с точки зрения целеполагания бюджетных расходов,
- усиление прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
Ключевое внимание в программе уделяется реализации мероприятий по повышению устойчивости и сбалансированности областных и местных бюджетов, внедрению программно-целевых принципов управления бюджетными расходами, повышению эффективности функционирования государственного сектора и качеству и доступности оказываемых органами исполнительной власти и государственными (муниципальными) учреждениями государственных (муниципальных) услуг, обеспечению прозрачности государственных и муниципальных финансов.
Также в программе предусмотрен ряд мер, направленных на повышение энергоэффективности бюджетного сектора, эффективности использования государственных финансов в сферах образования и социального развития.
Выполнение комплекса научно-исследовательских работ по разработке Программы повышения бюджетных расходов включает в себя:
- Анализ текущего уровня развития финансово-бюджетной системы субъекта РФ или муниципального образования в целях выявления основных проблем и приоритетов совершенствования системы государственного (муниципального) управления, бюджетного процесса, а также организации оказания государственных (муниципальных) услуг юридическим и физическим лицам, в субъекте РФ или муниципальном образовании.
- Разработка и согласование с Заказчиком статуса, структуры Программы, перечня направлений повышения эффективности бюджетных расходов, плана мероприятий по реализации Программы.
- Разработка Программы повышения эффективности бюджетных расходов субъекта РФ или муниципального образования
Особенность финансирования объектов культуры состоит в том, что часть из них имеет возможность получать внебюджетные доходы, поступающие в результате их коммерческой деятельности. Поэтому в этой области имеет место сочетание бюджетного финансирования с результатами хозрасчетной деятельности. Тем не менее в большинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают.
Бюджетное финансирование СМИ осуществляется в виде грантов и субсидий, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе. Выделение грантов производится на: оплату социально значимых информационно - публистических материалов о социальных проблемах; производство печатной продукции, предназначенной для инвалидов по зрению или с нарушением слуха и т.д.
Первым значимым документов
в области здравоохранения