Расходы бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение Расходов бюджетов на основе учебной литературы, дать характеристику современного состояния бюджетных расходов и перспектив их развития, а задачами курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты расходов бюджетов;
- раскрыть экономическое содержание и состав расходов бюджета;
- разобраться с действующей системой организации расходов бюджетов в Российской Федерации;
- рассмотреть перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав 5
1.1. Особенности расходов бюджетов, как экономической категории 6
1.2. Виды классификации расходов 11
2. Действующая система организации расходов
бюджетов в Российской Федерации 18
2.1. Анализ динамики и структуры фактических и плановых расходов федерального бюджета за 2008-2012 г. г. 18
2.2. Основные проблемы современного развития расходов бюджетов в
России 22
3. Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации 26
3.1 Основные тенденции бюджетной политики 26
3.2. Основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу 29
Заключение 45
Список использованной литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа №2.doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т. д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного, чем прежде, бюджетного механизма.

Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства . Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды классификации расходов

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством расходы бюджетов имеют следующие классификации:

    • функциональная классификация расходов бюджетов РФ;
    • ведомственная классификация расходов федерального бюджета;
    • экономическая классификация расходов бюджетов РФ.

По роли в процессе воспроизводства расходы государственного бюджета подразделяются на две группы:

    1. затраты, связанные с финансированием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры;
    2. средства, используемые на содержание и развитие социальной сферы.

Расходы бюджета с учетом их перераспределительного характера играют большую роль в государственном регулировании экономических и социальных процессов. Посредством бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в целях прогрессивных сдвигов в народно-хозяйственных пропорциях; стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производств; влиять на ускорение научно-технического прогресса.

Группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета можно объединить в четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, национальная оборона, управление и правоохранительная деятельность. Данная структура бюджетных расходов в течение многих лет была относительно стабильной при сохранении сложившихся приоритетов распределения бюджетных средств.

В последние годы структура расходов бюджета претерпевает существенные изменения. Так, резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь программы приватизации значительная часть государственных предприятий преобразована в акционерные общества, которые должны осуществлять расширенное производство за счет собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.

Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономики сохраняет свое значение.

Отраслевая группировка расходов государственного бюджета включает общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. В соответствии с действующим порядком расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др., а в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение и спорт, социальную политику, государственное управление и т.п. [6, с.97-98].

Разделение расходов по отдельным отраслям народного хозяйства позволяет выявить пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. Так, необходимость усиления социальной направленности всего общественного развития требует выделять больше средств социальной сфере, обеспечивая ускоренные темпы ее роста. Вместе с тем состояние экономики, десятилетиями длящееся отставание аграрного сектора обуславливают необходимость бюджетных вложений и в отрасли материального производства. Сохраняется также в государственном бюджете целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство выделяются затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и т.д.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, капитальный ремонт и др.

Целевое назначение использования ресурсов служит необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств.

Для характеристики расходов государственного бюджета используется и организационная группировка, которая является основой распределения ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы государственного бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Структура расходов бюджетов каждого уровня управления определяется выполняемыми функциями.

Расходы государственного бюджета взаимосвязаны с его доходами. Данная взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их взаимном влиянии. Объем расходов бюджета ограничивается размерами поступающих доходов, которые определяются экономическими возможностями государства. Расходы, в свою очередь, при эффективном использовании бюджетных средств могут оказывать положительное влияние на доходы, содействуя развитию производственных и социальных процессов.

Расходы федерального бюджета включает следующие основные группы затрат: государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительной деятельности, погашение и обслуживание государственного долга и финансовая помощь регионам.

Основное место в расходах на национальную экономику занимают средства, выделяемые приоритетным отраслям экономики.

Значительные средства направляются в топливно-энергетический и агропромышленный комплекс. Предусматривается финансовая поддержка комплексного переустройства аграрного сектора. В этих целях средства используются на проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорого, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.

Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущественное направление состоит в создании относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации важнейших целевых программ, мероприятий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством объектов социальной сферы.

Объем расходов бюджета на народное хозяйство и их структура в последние годы претерпели существенные изменения. Средства бюджета обеспечивают решение наиболее важных и крупных государственных задач: финансирование приоритетных мероприятий, связанных с быстрыми темпами развития базовых отраслей экономики; обеспечение реализации целевых комплексных программ, создание финансовых возможностей для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры. В тоже время объем данных расходов имеет тенденцию к снижению. Но полного отказа от бюджетного финансирования отдельных отраслей не произойдет, поскольку, во-первых, будет продолжать функционировать ( но в меньших размерах) государственный сектор экономики, который потребует разработки и реализации государственных и инвестиционных программ, а следовательно, и их финансирования. Во-вторых, финансовая помощь государства в виде бюджетных субсидий, субвенций или кредитов необходима для повышения темпов экономического роста. В-третьих, в определенной мере должна сохраниться государственная поддержка малого бизнеса и сельскохозяйственной отрасли. При этом бюджетные формы финансовой помощи могут быть несколько изменены. Например, будет происходить частичная замена бюджетного финансирования предоставлением льготных кредитов для развития материально-технической базы и пополнения оборотных средств.

Важная роль принадлежит расходам государства, направленным на регулирование отраслевой и территориальной структуры инвестиций. Особое внимание должно быть уделено средствам, используемым на поддержание и упрочнение тех отраслей и видов деятельности, которые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие критерии, но существование, которых жизненно важно для всего общества (машиностроение и др.).

Путем совершенствования структуры бюджетных расходов на народное хозяйство изменяются содержание и направленность экономической функции государства, которая из директивно-управляющей преобразовывается в регулирующую и стимулирующую.

Бюджетные средства используются на финансирование социально-культурных мероприятий, включая затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальную политику, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации, и составляют менее 15% общей суммы расходов. При этом следует отметить, что существенная доля данных расходов возмещается за счет средств социальных внебюджетных фондов. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., эти расходы одновременно опосредованно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.

В то же время, несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов в социально-экономических процессах, количественные характеристики бюджетных затрат на эти цели далеки от оптимальных, что отражает уровень социального обслуживания населения нашей страны за счет бюджетных средств.

Анализ бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия показывает явное их отставание по темпам роста не только от общего объема бюджетных расходов, но и от расходов на народное хозяйство. Увеличивая ресурсы бюджета, направляемые на обеспечение экономической функции, государство не может обеспечить средствами надлежащий уровень социального обслуживания граждан. Однако внедрение рыночных условий хозяйствования заставляет активно искать реальные пути усиления социальной ориентации расходов бюджетов, ибо без этого невозможно обеспечить социальную защиту населения.

При финансировании социально-культурных мероприятий в настоящее время следует исходить из нахождения разумного баланса между социальными запросами граждан, отраженными в принятых социальных программах, и источниками их финансирования. Используемый нашей практикой в течение многих лет остаточный принцип финансирования социальных потребностей приводит к тому, что некоторые из вновь принятых российским парламентом социальных программ оказываются без источников финансирования.

Усиление социальной ориентации государственного бюджета особенно важно в современных условиях, когда, по оценкам специалистов, почти  30 % населения по уровню доходов находится за чертой бедности. С учетом данного фактора традиционный выбор бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия (содержание школ, больниц, детских дошкольных учреждений и т.д.) должен пополняться новыми видами затрат. Например, для того чтобы у трудящихся в условиях свободных цен и достаточно высокой инфляции не снижался уровень жизни, в бюджете должны предусматриваться ассигнования на обеспечение индексации доходов работников с фиксированными ставками заработной платы, работников бюджетной сферы и социальных выплат. Из бюджета должны финансироваться комплексные целевые программы по улучшению условий жизни престарелых и инвалидов, по охране семьи, материнства и детства и т.п. Расходы бюджета на выплату социальных пособий – одна из форм материальной поддержки беднейших слоев населения. По мере развития и совершенствования рыночной экономики перечень бюджетных расходов, направляемых на обеспечение социальной защиты граждан, должен расширяться, а их размер – увеличиваться, создавая условия для полной реализации социальной функции государства [4, с.114-125].

Информация о работе Расходы бюджетов