Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучение Расходов бюджетов на основе учебной литературы, дать характеристику современного состояния бюджетных расходов и перспектив их развития, а задачами курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты расходов бюджетов;
- раскрыть экономическое содержание и состав расходов бюджета;
- разобраться с действующей системой организации расходов бюджетов в Российской Федерации;
- рассмотреть перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации.
Введение 3
1. Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав 5
1.1. Особенности расходов бюджетов, как экономической категории 6
1.2. Виды классификации расходов 11
2. Действующая система организации расходов
бюджетов в Российской Федерации 18
2.1. Анализ динамики и структуры фактических и плановых расходов федерального бюджета за 2008-2012 г. г. 18
2.2. Основные проблемы современного развития расходов бюджетов в
России 22
3. Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации 26
3.1 Основные тенденции бюджетной политики 26
3.2. Основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу 29
Заключение 45
Список использованной литературы 46
бюджетов в Российской Федерации
2.1.Анализ динамики и структуры фактических и плановых расходов федерального бюджета за 2008-2012 г. г.
Из диаграммы ниже (Рисунок 1), видно как прослеживается динамика расходов Федерального бюджета РФ за рассматриваемый период.
Рисунок 1. Динамика расходов Федерального бюджета 2008-2012 гг.
Динамика расходов федерального бюджета | ||||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | |
фактическое исполнение по состоянию на 01.11.2012 |
6729,8 |
8686,3 |
9054,7 |
10935,2 |
9735,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
утверждено законом |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
12745,2 |
13387,3 |
14207,0 |
15626,3 |
% к ВВП |
16,3 |
22,4 |
20,0 |
20,0 |
21,0 |
20,1 |
18,2 |
18,8 |
Данные Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства
В Таблице 1 отражается структура расходов Федерального бюджета РФ за рассматриваемый период:
Таблица 1. Структура Федерального бюджета 2008-2012 гг
Структура расходов федерального бюджета в 2012 году (млрд. руб) |
2012 |
2011 |
2010 |
2009 |
2008 |
Межбюджетные трансферты |
0,0 |
0,0 |
4135,9 |
3593,4 |
2674,6 |
Социальная политика |
3228,2 |
3128,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Национальная оборона |
1345,7 |
1516,0 |
682,7 |
621,9 |
562,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1283,6 |
1259,8 |
743,7 |
693,3 |
574,0 |
Национальная экономика |
1271,0 |
1790,2 |
1206,0 |
1638,1 |
1014,0 |
Общегосударственные вопросы |
609,7 |
787,4 |
836,4 |
806,4 |
777,1 |
Прочие расходы |
1997,7 |
2453,4 |
1449,9 |
1333,2 |
1127,2 |
9735,9 |
10 935,30 |
9 054,60 |
8 686,30 |
6 729,80 |
В 2008- 2010 годах ввиду кризиса расходы государства выросли на 72% и достигли 9 054,60 млрд. руб. Такой рост был вызван повышенными расходами на социальное обеспечение граждан, многие из которых потеряли свои заработки во время кризиса. Кроме того, значительные средства выделялись на поддержку национальной экономики регионов России. Расходы Федерального бюджета на 2009-2011 годы сформированы исходя из необходимости финансового обеспечения принятых решений по реализации крупных программ и проектов, имеющих общенациональное значение.
Как видно из приведенной таблицы, самая расходная статья в федеральном бюджете – межбюджетные трансферты. В 2010 г. этот показатель достиг рекордного уровня в 41%. Это связано с происходящей централизацией экономики, а следовательно увеличением объема перечислений из федерального бюджета в нижестоящие.
Отличительной особенностью Федерального бюджета 2012 года является, прежде всего, его социальная направленность, поэтому социальные расходы составляют практически треть от общего объема расходов Федерального бюджета. В 2012 году планируется выделить бюджетные ассигнования по разделу «Социальная политика» в объеме 2951,8 млрд. руб., которые будут направлены, в том числе на индексацию всех социальных выплат, пособий и пенсий, из них на 1 сентября 2012 уже выплачено 75% от выделенного объема бюджетных ассигнований раздела. В 2013 году расходы установлены в размере 3437,5 млрд. руб. соответственно.
Расходы по национальной экономике, снизились до 519, 2 млрд. руб. в 2012 г. Кроме того планируется дальнейшее снижение.
Традиционно значительную долю занимают национальная оборона. Это обусловлено такими процессами, как политическая централизация, усиление федеральных силовых ведомств, реформирования Вооруженных Сил РФ.
В 2011-2012 годах сокращаются расходы, зарезервированных по разделу «Общегосударственные вопросы», в том числе на уплату налога на имущество организаций, на исполнение судебных исков. Данное сокращение позволило увеличить расходы по разделу «Социальная политика» на 11,3 млрд. руб. на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования РФ, который может образоваться в ходе его исполнения в связи с реализацией Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Кроме того, также увеличиваются бюджетные ассигнования на реализацию комплексных программ поддержки развития образовательных учреждений.
Низкой остается в России доля бюджетных расходов на защиту окружающей среды, которая существенно ниже алогичного показателя в экономически развитых странах. Вместе с тем на высоком уровне сохраняется доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.
Расходы федерального бюджета на 2010 - 2013 годы сформированы исходя из необходимости финансового обеспечения принятых решений по реализации крупных программ и проектов, имеющих общенациональное значение. Расходы на финансирование федеральных целевых программ в 2011 году по сравнению с 2008 годом возрастают на 627,6 млрд. рублей, или на 79,5 %, и сконцентрированы в 43 программах (в 2009 году – 59, в 2010 году – 58).
Федеральные целевые программы и Федеральная адресная инвестиционная программа являются одним из важнейших инструментов реализации целей и приоритетных направлений социально-экономического развития страны, проведения активной государственной структурной политики. Бюджетные инвестиции направлены на развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование инновационной и инвестиционной активности, поддержку регионов, обеспечение внутренней и внешней безопасности.
Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов:
2.2. Основные проблемы
В связи с исчерпанием средств Резервного Фонда к концу 2011 г. Правительством РФ принято решение о сохранении объема Фонда национального благосостояния на существующем уровне (2603,7 млрд. руб.) Рисунок 2, а главными источниками финансирования дефицита Федерального бюджета в течении 2011-2013гг. станут государственные заимствования, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также поступления от приватизации федеральной собственности. Рисунок 2.
Рисунок 2. Объем резервных фондов РФ.
Рисвунок 3. Структура финансового обеспечения расходов Федерального бюджета РФ.
Объем государственного долга за 2009 – 2011 годы увеличился в 1,7 раза и составит 4,8 трлн. рублей (7,2 % ВВП) за счет роста государственного внутреннего долга, который увеличился на 1,9 трлн. рублей, или в 2 раза, и составляет 3,7 трлн. рублей (5,5 % ВВП). Ежегодный прирост заимствований на внутреннем рынке составил 27 - 52 %. Необходимо отметить, что процентные ставки по внутренним заимствованиям значительно выше доходности от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. При этом имеется возможность сократить сами заимствования за счет активизации работы по погашению задолженности по кредитам, предоставленным Российской Федерацией, которая на 1 января 2008 года составила 1,9 трлн. рублей.
Такая долговая политика приводит к увеличению расходов на обслуживание государственного долга, которые в 2011 году составят 308,1 млрд. рублей и увеличатся по сравнению с 2008 годом на 128,25 млрд. рублей, или в 1,7 раза. При этом необходимо учитывать, что увеличение расходов на обслуживание государственного долга, в свою очередь, приводит к увеличению ненефтегазового дефицита и необходимости увеличения новых заимствований.
Действующая Бюджетная система Российской Федерации еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны, существенно отличается от структуры развитых стран, где высок удельный вес расходов на образование, науки, здравоохранения.
Сравнительный анализ структуры расходов бюджетных систем Российской Федерации и стран «Группы семи» показывает, что доля расходов на образование и социальную защиту в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации ниже, чем в большинстве стран, а на здравоохранение – ниже всех развитых стран.
Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась. В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы. Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики. И что важно, удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.
Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.
Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для модернизации социально-экономической системы страны.
Эти особенности российской экономики обусловливают широкий спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития. Важнейшие из них связаны с опасностью, что ставшее привычным непродолжительное улучшение ситуации в экономике в результате действия преимущественно экстенсивных и временных факторов (рост цены на нефть и т.п.) приведет, как это неоднократно случалось в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики страны. Сегодня, когда российской экономике в определенной степени удалось преодолеть кризисные тенденции, необходимо сконцентрироваться на новых задачах.
3.1 Основные тенденции бюджетной политики
В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью выполнены принятые социальные обязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.
К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.
Но есть и ряд нерешенных проблем.
Во-первых, сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части.