Региональные финансы: роль и значение в социально-экономическом развитии регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 09:04, реферат

Краткое описание

Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют.

Содержание

Введение………………..………………………...……………………….…….3
1.Особенности организации финансов на региональном уровне…………5
2.Бюджеты субъектов РФ: формирование доходов, условия возникновения расходных обязательств……………………………………………………10
3.Расходы бюджетов субъектов РФ………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………..25
Тест на тему «Финансовая система и характеристика ее звеньев»…………..…………………………………..………..………………...27
Задача…………………………………………………………………….……….30
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Научный реферат.docx

— 63.17 Кб (Скачать файл)

1) составление  проекта бюджета; 

2) рассмотрение  и утверждение бюджета; 

3) исполнение  бюджета; 

4) составление  отчета об исполнении бюджета; 

5) утверждение  отчета.

Доходы  бюджета – денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ

Доходы регионального  бюджета образуются за счет налоговых  и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Налоговые доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений. Налоговый кодекс РФ к собственным региональным налогам и сборам относит: налог на имущество, организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращают свое действие, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Одновременно Федеральным бюджетом на 2002 г. установлено, что в региональные бюджеты зачисляется часть поступлений от таких федеральных налогов, как налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость на товары (работы и услуги), производимые на территории Российской Федерации; от акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, от налога на покупку иностранных денежных знаков, от лицензионных и регистрационных сборов, а также платежей за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами и от некоторых других налогов. Эти налоговые поступления считаются регулирующими; доля в них бюджетов соответствующего уровня подвергается периодическим пересмотрам.

В соответствии с положениями «Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации» к 2005 г. в региональные бюджеты должно зачисляться 20% общего объема поступлений налога на добычу  общераспространенных полезных ископаемых, 50%акцизов на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия, 100% прочих акцизов, 50% налогов на доходы физических лиц, 61% налога на прибыль предприятий, 100% транспортного налога, 40% налога с продаж, 80% налога на игорный бизнес, 50% экологических платежей.

К неналоговым  доходам регионального бюджета  относятся:

  1. средства, получаемые от продажи регионального имущества;
  2. средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу  во  временное  владение  и  пользование или  во  временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;
  3. средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  4. средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

5 плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными

6 другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

7 доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

8 часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

9 другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

10 доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В бюджеты  могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенными законом о бюджете. Иные неналоговые доходы поступают в региональные бюджеты в порядке и по

нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Финансовая  помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций и

субсидий  либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета. С позиции управления целесообразно использовать классификацию доходов на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно взимаемых в пользу субъекта Федерации, значительная часть поступлений от услуг региональных служб, арендная плата от использования имущества, рентные платежи за пользование недрами и природными ресурсами и др. К непостоянным средствам региона относятся заемные средства, доходы от продажи имущества и др.

В бюджете  средства классифицируются на функциональные и инвестиционные

поступления. Поступления, внесенные в функциональную часть бюджета,

направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений.

 

 

  1. Расходы бюджетов субъектов РФ.

Расходы бюджета субъекта Российской Федерации  – это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач  и функций субъекта Российской Федерации.

Формирование  расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методических основах, нормативах бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на:

1) текущие  расходы

2) капитальные  расходы.

К текущим  расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов регионального управления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Текущие расходы регионального бюджета не могут превышать объем доходов регионального бюджета.

Субвенции и  субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер (расходов по федеральным целевым программам, капитальным расходам, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и др. целевых расходов). Порядок их предоставления и расчет определяются специальным федеральным законом либо бюджетом на очередной финансовый год.

Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов — представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность, в т.ч. инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности субъекта Федерации. В составе капитальных расходов бюджетов может

формироваться бюджет развития.

Как текущие, так и капитальные расходы  определяются в бюджете органами власти субъектов Российской Федерации  исходя из задач, стоящих перед ними.

Главное направление использования региональных финансов – финансирование социальной и производственной инфраструктуры.

В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 86 БК РФ) исключительно  из бюджетов субъектов РФ финансируются  следующие функциональные виды расходов на [2, с. 126].

  • содержание органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
  • проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;
  • реализацию региональных целевых программ;
  • формирование государственной собственности субъектов Федерации;
  • содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;
  • оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  • прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.

В расходной  части бюджетов регионов может быть предусмотрено создание резервных  фондов органов исполнительной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Федерации устанавливается  органами законодательной (представительной) власти субъектов Федераций при  утверждении бюджетов субъектов  Федерации на очередной финансовый год.

Средства  резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в финансовом году.

Бюджет  субъектов Российской Федерации  обсуждается и утверждается представительным (законодательным) органом субъекта РФ в форме закона, после чего исполнительные органы субъектов РФ получают право на использование  бюджетных средств.

В случае превышение расходов над доходами в  пределах одного бюджетного года говорят  о дефиците бюджета. Источниками  его покрытия на уровне субъекта Российской Федерации является: государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг, ссуды, полученные от бюджетов других уровней; банковские кредиты. Это  так называемые внутренние источники  финансирования бюджетного дефицита. Существуют и внешние источники, которые реализуются путем обращения  на внешние рынки капиталов путем  эмиссии займов, получение банковских кредитов и пр. возможность их использование  также определена законами Российской Федерации.

При рассмотрении бюджетов субъектов РФ недостаточно оперировать теоретической информацией - данный вопрос необходимо рассматривать  вместе с конкретным бюджетом. В качестве примера рассмотрим бюджет Республики Карелия на 2009 год.

В законе «О бюджете Республики Карелия на 2009 год» данный бюджет характеризовался следующими данными: доход бюджета  был запланирован в размере 21 664 761,1 тыс. рублей; расход составлял 23 242 657,4 тыс. рублей. Данные суммы означают, что  на 2009 год бюджет Карелии был принят с дефицитом. Его сумма составила 1 577 896,3 тыс. рублей. Общий объем доходов бюджета Республики Карелия на 2009 год был запланирован в сумме 21 664 761,1 тыс. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 5 252 363,1 тыс. рублей, из них объем получаемых межбюджетных трансфертов в сумме 4 880 133,4 тыс. рублей.

В 2009 году в бюджет Республики Карелия планировалось  зачислить 10 процентов прибыли государственных  унитарных предприятий Республики Карелия, оставшейся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей, за 2008 год.

Также законом  о бюджете республики было установлено, что в 2009 году доходы от сдачи в  аренду имущества, находящегося в собственности  Республики Карелия и переданного  в оперативное управление бюджетным  учреждениям Республики Карелия, должны были зачислиться в бюджет Республики Карелия и использоваться в установленном  порядке на общее (совокупное) покрытие расходов.

В законе «Об исполнении бюджета Республики Карелия» сумма доходов составила 19 996 017,2 тыс. рублей, что на 1 668 743,9 тыс. рублей меньше запланированного объема.

Налоговые и неналоговые доходы составили 11 414 786,6 тыс. рублей, среди них:

- Налоги на прибыль - 5 660 891,9 тыс. рублей;

- Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ - 1 215 885,8 тыс. рублей;

- Налоги на совокупный доход - 396 190,5 тыс. рублей;

- Налоги на имущество - 1 844 837,5 тыс. рублей;

- Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 279 395,7 тыс. рублей;

- Государственная пошлина - 1 054,7 тыс. рублей;

- Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам - 6 417,5 тыс. рублей;

- Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 204 481,5 тыс. рублей;

- Платежи при пользовании природными ресурсами - 262 822,7 тыс. рублей;

- Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства - 1 603 219,2 тыс. рублей;

- Доходы от продажи материальных и нематериальных активов - 50 291 тыс. рублей;

Информация о работе Региональные финансы: роль и значение в социально-экономическом развитии регионов