Региональные финансы: роль и значение в социально-экономическом развитии регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 09:04, реферат

Краткое описание

Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют.

Содержание

Введение………………..………………………...……………………….…….3
1.Особенности организации финансов на региональном уровне…………5
2.Бюджеты субъектов РФ: формирование доходов, условия возникновения расходных обязательств……………………………………………………10
3.Расходы бюджетов субъектов РФ………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………..25
Тест на тему «Финансовая система и характеристика ее звеньев»…………..…………………………………..………..………………...27
Задача…………………………………………………………………….……….30
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Научный реферат.docx

— 63.17 Кб (Скачать файл)

- Административные платежи и сборы - 450,9 тыс. рублей;

- Штрафы, санкции, возмещение ущерба - 10 400 тыс. рублей;

- Прочие неналоговые доходы - 39 386,5 тыс. рублей;

- Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет - 17 339,8 тыс. рублей;

·- Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет - (-) 178 278,6 тыс. рублей.

Доход бюджета  Республики Карелия за 2009 год по безвозмездным поступлениям составил 8 581 230,6 тыс. рублей. В данную сумму входят такие доходы как:

1. Безвозмездные  поступления от других бюджетов  бюджетной системы РФ - 8 394 895,7 тыс. рублей;

2. Безвозмездные  поступления от государственных  (муниципальных) организаций - 59 071,9 тыс. рублей;

3. Прочие  безвозмездные поступления - 127 263 тыс. рублей.

Как видно  из вышеизложенных данных, основную массу  среди доходов данного бюджета  составили безвозмездные поступления  от других бюджетов, налоги на прибыль  и налоги на имущество. Нет ничего удивительного в том, что межбюджетные трансферты стоят на первом месте, так  как республика Карелия является реципиентом.

Что касается расходов, то, как указывалось выше, их объем планировался в сумме 23 242 657,4 тыс. рублей, в том числе  за счет средств федерального бюджета  в сумме 1 141 095,9 тыс. рублей. На практике данная цифра составила 22 882 795,5 тыс. рублей. Дефицит бюджета Республики Карелия составил 2 886 778,3 тыс. рублей.

Данные по разделам расходов представлены в таблице 1:

Таблица 1

Позиция

Наименование статьи

План, тыс. руб.

Исполнение, тыс. руб.

1

Всего расходов

23 242 658,0

22 882 820,0

2

Межбюджетные трансферты

8 598 398,0

7 531 932,0

3

Социальная политика

4 058 239,0

4 410 505,5

4

Национальная экономика

3 119 197,5

3 232 595,5

5

Здравоохранение, физическая культура и спорт

2 336 431,3

2 727 828,8

6

Общегосударственные вопросы

1 797 726,1

1 385 108,5

7

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 446 381,6

1 495 978,3

8

Образование

1 303 118,0

1 311 597,1

9

Культура, кинематография, средства массовой информации

520 493,0

666 565,8

10

Жилищно-коммунальное хозяйство

57 474,0

114 101,5

11

Охрана окружающей среды

5 199,0

6 608,5


 

Как видно  из данной таблицы, фактическое исполнение расходов бюджета Республики Карелия сложилось ниже планового из-за разделов «Межбюджетные трансферты» и «Общегосударственные вопросы». По остальным же разделам фактические расходы оказались выше запланированных.

Хорошим показателем является то, что расходы  по здравоохранению, физической культуре и спорту стоят на четвертом месте  по объему расходования. Так как  это выражает заботу о здоровье населения  данного субъекта.

Важно отметить, что исполнение бюджета и по доходам  и по расходам оказалось ниже запланированного. А межбюджетные трансферты оказались  как основным объемом доходов, так  и расходов.

Во всем мире возникают проблемы при составлении  или исполнении бюджета, не составляют исключения и бюджеты субъектов  РФ. Причем отрицательные моменты  присутствуют как в бюджете в  целом, так и в доходах его, так и в расходах.

Основной проблемой, относящейся  к получению доходов региональными  бюджетами, является их сравнительно малый  объем. Действительно, при исполнении бюджетов субъектов часто можно  наблюдать дефицит, так в Республике Карелия закон о бюджете на 2009 год был принят с дефицитом  1 577 896,3 тыс. рублей. И это несмотря на межбюджетные трансферты и другие доходы.

Решение данной проблемы путем поднятия ставок налогов не выход, так как  в настоящее время и так  большое количество организаций  скрывает свои доходы, уклоняясь тем  самым от налогов, а повышение  ставок приведет только к увеличению количества таких организаций.

Резервы по увеличению доходов региональных бюджетов в части неналоговых  источников находятся в совершенствовании  управления принадлежащим Карелии  имуществом. Эффективное использование  республиканской собственности  может обеспечить бездефицитность регионального бюджета и включение в собственную доходную базу региональных бюджетов воспроизводимых доходов бюджета от государственной собственности. В настоящее время практически по всей территории РФ до сих пор сохраняется целый ряд отрицательных моментов в области расходования бюджетных средств. К таким моментам относятся: низкая эффективность использования бюджетных средств; нецелевое расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство.

К основным задачам в области  совершенствования расходования бюджетных  средств можно отнести:

1) обеспечение приоритетного финансирования  социальных расходов;

2) увеличение инвестиций в приоритетных  областях экономики;

3) сокращение расходов по отдельным  целевым статьям расходов и  целевым программам;

4) уменьшение дотаций по покрытие  убытков отдельных отраслей;

5) концентрация расходов бюджета  на затратах, гарантирующих наибольшую  большую отдачу;

6) Сокращение расходов на содержание  государственного аппарата;

8) Усиление контроля за использованием бюджетных средств.

Проанализировав вышесказанное можно  утверждать, что проблемы, возникающие  как в части расходов, так и  в части доходов бюджета в  некоторой степени решаемы.

Анализируя бюджет Республики Карелия  на 2009 год, можно увидеть, что и  фактические доходы и фактические  расходы оказались ниже запланированных, а именно:

Доходы запланированные - 21 664 761,1 тыс. рублей;

Доходы фактические - 19 996 017,2 тыс. рублей;

Расходы запланированные - 23 242 657,4 тыс. рублей;

Расходы фактические - 22 882 795,5 тыс. рублей.

Среди доходов налоговые и неналоговые  доходы составили 11 414 786,6 тыс. рублей, а  доходы по безвозмездным поступлениям составили в сумме 8 581 230,6 тыс. рублей. Основную массу среди доходов данного бюджета составили безвозмездные поступления от других бюджетов, налоги на прибыль и налоги на имущество. Фактическое исполнение расходов бюджета Республики Карелия сложилось ниже планового из-за разделов «Межбюджетные трансферты» и «Общегосударственные вопросы». По остальным разделам фактические расходы превышают запланированные.

Основная масса расходов бюджета  данного субъекта приходится на такие  разделы как: «Межбюджетные трансферты» - 22 82 820 тыс. рублей; «Социальная политика» - 4 410 505,5 тысяч рублей; «Национальная экономика» - 3 232 595,5 тысяч рублей.

Основной проблемой, относящейся  к получению доходов региональными  бюджетами, является их недостаточный  для покрытия расходов объем.

К решениям данной проблемы можно  отнести совершенствование управления принадлежащим Карелии имуществом. Эффективное использование республиканской  собственности может обеспечить бездефицитность регионального бюджета и включение в собственную доходную базу региональных бюджетов воспроизводимых доходов бюджета от государственной собственности.

К проблемам, связанным с расходованием  регионального бюджета относятся: низкая эффективность использования  бюджетных средств; нецелевое расходования средств бюджета; недостаточное  количество средств, выделяемых на решение  социальных вопросов и т.д.

Решением данных проблем могут  стать следующие действия: усиление контроля за использованием бюджетных средств; сокращение расходов на содержание государственного аппарата; концентрация расходов бюджета на затратах, гарантирующих наибольшую большую отдачу; обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов и т.д.

 

Заключение.

Региональные  финансы являются неотъемлемой частью финансовой системы Российской Федерации, и в последние годы их роль значительно возрастает. Однако нужно отметить, что еще не сложилась универсальная модель системы управления региональными финансами.

В данной работе были исследованы доходы и  расходы бюджета Республики Карелия. Фактические доходы и фактические расходы оказались ниже запланированных: доходы - на 1 668 743,9 тыс. рублей, расходы - на 359 861,9 тыс. рублей.

Основную  массу среди доходов данного  бюджета составили безвозмездные  поступления от других бюджетов, налоги на прибыль и налоги на имущество. А среди расходов - разделы «Межбюджетные  трансферты», «Социальная политика»  и «Национальная экономика».

Основной  проблемой, относящейся к получению  доходов региональными бюджетами, является их недостаточный для покрытия расходов объем. наиболее эффективным решением данной проблемы является совершенствование управления принадлежащим Республике Карелия имуществом.

К проблемам, связанным с расходованием регионального  бюджета относятся: низкая эффективность  использования бюджетных средств; нецелевое расходования средств  бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов и т.д.

Решением  данных проблем могут стать следующие  действия: усиление контроля за использованием бюджетных средств; сокращение расходов на содержание государственного аппарата; концентрация расходов бюджета на затратах, гарантирующих наибольшую большую отдачу; обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов и т.д.

Важной  проблемой осуществления целевых  бюджетных расходов также является их защищенность от обесценения в  условиях высоких темпов инфляции. Выход в данной ситуации заключается  в финансировании ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

Бюджеты субъектов РФ сталкиваются с многочисленными  проблемами и вопросами, которые  требуют тщательного рассмотрения. От выбранного пути решения данных вопросов зависит развитие региона  и жизнь его населения.

 

Тест на тему «Финансовая  система и характеристика ее звеньев».

 

Вопрос  № 1. Центральное место в финансовой системе занимает:

а) бюджет;

б) государственный бюджет;

в) региональный бюджет;

г) муниципальный бюджет.

Ответ № 1. б.

Вопрос  № 2. Какая система включает в себя финансовые ресурсы коммерческих банков и прочих депозитных организаций.:

а) денежно-кредитная система;

б) внебюджетные специальные фонды;

в) фонды страхования;

г) государственный бюджет.

Ответ № 2. а.

Вопрос  № 3. Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

а) Федеральный бюджет РФ, Бюджеты субъектов федерации.

Местные бюджеты;

б) Государственный бюджет, Федеральный бюджет, Бюджеты субъектов федерации;

в) Бюджеты субъектов федерации, Региональные бюджеты, Местные бюджеты;

г) Региональные бюджеты, Муниципальные бюджеты, Краевые бюджеты.

Ответ № 3. а.

Вопрос  № 4. Какая система формируются за счет страховых взносов населения и предприятий и предназначены для возмещения причиненного виновной стороной материального ущерба и покрытия страховых рисков:

а) денежно-кредитная система;

б) внебюджетные специальные фонды;

в) государственный бюджет;

г) фонды страхования.

Ответ № 4. г.

Вопрос  № 5. Когда началась коренная перестройка государственной бюджетной системы началась:

а) в 2001 году

б) в 1991 году;

в) в 1981 году;

г) в 1971 году.

Ответ № 5. б.

Вопрос  № 6. Какая система образуются за счет страховых взносов работников, предпринимателей, а также дотаций из государственного бюджета. Средства этих фондов используются для выплаты пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, по временной нетрудоспособности, по безработице, беременности и родам и др.:

а) денежно-кредитная система;

б) внебюджетные специальные фонды;

в) государственный бюджет;

г) фонды страхования.

Ответ № 6. б.

Вопрос  № 7. Основным органом государственного финансового контроля федеральной исполнительной власти является:

а) Федеральная налоговая служба;

б)  Управление Президента РФ;

в) Министерство финансов РФ;

Информация о работе Региональные финансы: роль и значение в социально-экономическом развитии регионов