Регулирование международных валютных отношений и валютная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:40, реферат

Краткое описание

Движущими силами глобализации стали углубление международного разделения труда на базе растущей дифференциации высокотехнологичных конечных продуктов и полупродуктов, развитие международной транспортной инфраструктуры, транснационализация экономики, информационная революция на базе микроэлектроники. В результате гигантски ускорились международное движение товаров и услуг, миграция рабочей силы, трансграничный переток капитала как производительного, так и ссудного, передача технологий производства. Размывается былая относительная обособленность рынков ссудных капиталов разных стран.

Содержание

Введение 3
1. Понятие валютных отношений и валютных систем. Мировая валютная система 5
2. Виды валютных систем 7
3.Задачи и функции международной валютной системы (МВС) 9
4. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование. 11
5. Валютное регулирование как элемент экономической политики 17
6. Регулирование величины валютного курса. Валютная политика 17
7.Международный валютный фонд (МВФ) 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

валютное регулирование мое.docx

— 46.12 Кб (Скачать файл)

 

6. Регулирование величины валютного курса. Валютная политика и валютные ограничения

 

Существует  рыночное и государственное регулирование  величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции  и действии законов стоимости, а  также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики - комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.

К мерам  государственного воздействия на величину валютного курса относятся:

А) валютные интервенции;

Б) дисконтная политика;

В) протекционистские  меры.

Важнейшим инструментом валютной политики государств являются валютные интервенции - операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных  валют.

Цель валютных интервенций - изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов  и пассивов по разным валютам или  ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций  аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать  иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос  на иностранную валюту, а, следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает  национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса  иностранной валюты и снижению курса  национальной валюты.

Для интервенций, как правило, используются официальные  валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем  масштабов государственного вмешательства  в процесс формирования валютных курсов.

Официальные интервенции могут проводиться  разными методами - на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно  через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением.

Кроме того, официальные валютные интервенции  подразделяются на «стерилизованные»  и «нестерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых  изменение официальных иностранных  нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие  на величину официальной «денежной  базы». Если же изменение официальных  валютных резервов в ходе интервенции  ведет к изменению денежной базы, то интервенция является «нестерилизованной».

Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального  валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:

  1. Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;
  2. Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка
  3. Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.

Дисконтная  политика - это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается.

Протекционистские меры - это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним  относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения - законодательное  или административное запрещение или  регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или  другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются следующие:

  1. Валютная блокада
  2. Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты
  3. Регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг
  4. Концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.

Государство достаточно часто  манипулирует величиной валютного  курса с целью изменения условий  внешней торговли страны, используя  такие методы валютного регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация  и ревальвация.

7.Международный валютный фонд (МВФ)

 

Международный валютный фонд (МВФ), равно как и  МБРР, был создан в 1944 году в Бреттон-Вудсе (США) и является межправительственной валютно-кредитной организацией содействия развитию международной торговли и  сотрудничества в валютной сфере. Имеет  статус специализированного учреждения ООН. В настоящее время членами  МВФ являются более 180 государств.

В задачи МВФ входит:

• содействие развитию международной торговли; 
• выработка правил регулирования валютных курсов и контроль за их соблюдением;

• содействие обратимости национальных валют, устранение валютных ограничений;

• поддержание  устойчивости валютных паритетов;

• предоставление государствам-членам кредитов для выравнивания их платежных балансов при валютных затруднениях.

Средства МВФ формируются за счет взносов членов в соответствии с установленной квотой, величина каждой из которых зависит от уровня экономического развития той или иной страны и ее роли в мировой экономике и международной торговле. Для выравнивания платежных балансов государств-членов МВФ предоставляет кредиты не в национальной валюте каждой страны, как МБРР, а в иностранной. Сами кредитные операции осуществляются исключительно с официальными органами стран-членов МВФ: казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами.

Из 24 исполнительных директоров МВФ 7 назначаются странами, располагающими наибольшими квотами (Великобритания, Китай, Франция, ФРГ, Саудовская Аравия, США, Япония). Остальные исполнительные директора избираются управляющими от других стран с соблюдением  принципов регионального представительства. Штаб-квартира МВФ расположена в  Вашингтоне, отделения фонда также  находятся во Франции и Швейцарии.

Цели Международного Валютного Фонда:

1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.

2. Способствовать  процессу расширения и сбалансированного  роста международной торговли  и за счет этого добиваться  достижения и поддержания высокого  уровня занятости и реальных  доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

3. Содействовать стабильности  валют, поддерживать упорядоченный  валютный режим среди государств-членов  и избегать использования девальвации  валют в целях получения преимущества  в конкуренции.

4. Оказывать помощь в  создании многосторонней системы  расчетов по текущим операциям  между государствами-членами, а  также в устранении валютных  ограничений, препятствующих росту  мировой торговли.

5. За  счет временного предоставления  общих ресурсов Фонда государствам-членам  при соблюдении адекватных гарантий  создавать у них состояние  уверенности, обеспечивая тем  самым возможность исправления  диспропорций в их платежных  балансах без использования мер,  которые могут нанести ущерб  благосостоянию на национальном  или международном уровне.

  1. В соответствии с вышеизложенным - сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

 

Заключение

 

Развитие  мирового рынка с его многочисленными  секторами влечет за собой рост объема валютных, кредитных, финансовых расчетных  операций. Увеличиваются документооборот, количество деловых бумаг — платежных  и унифицированных коммерческих и финансовых документов. Между участниками  рынка происходят обмен информацией, передача сведений о курсах валют  и ценных бумаг, процентных ставках, положении на разных рынках, надежности партнеров и др. Информационные потоки выходят за национальные границы. В  итоге формируется банк данных для  рынка информационных услуг в  мировом масштабе.

В рамках ООН создана организационная  структура для координации работ  межправительственных и других организаций  экономического, коммерческого, финансового, телекоммуникационного профиля. Постоянные рабочие группы разрабатывают новые  и совершенствуют действующие стандарты  по международным валютным, кредитным, финансовым, расчетным операциям. Временные  рабочие группы периодически обсуждают  проблемы ценных бумаг, дорожных чеков, золота и других драгоценных металлов, банковских операций с использованием сети СВИФТ. Система обмена информацией  предназначена для пользования  не только узким кругом профессионалов, но и всех участников рыночной экономики.

Ситуация  на мировых валютных, кредитных, финансовых рынках постоянно меняется под влиянием многих факторов. Банки и финансовые учреждения, обслуживающие международные  операции, реагируют на изменение  их конъюнктуры благодаря интеграции технических средств информации и информационной координации.

В короткой истории международных валютно-финансовых отношений России можно выделить три этапа. Первый - до 1995 г. включительно, когда Россия была слабо интегрирована  в мировой рынок капиталов  и ресурсы поступали преимущественно  в форме многостороннего и  двустороннего официального финансирования. Второй этап - 1996-1997 гг. - время быстрой интеграции в мировой рынок капиталов. Третий этап - в конце 1997 г. Россия сталкивается с финансовым кризисом. Кульминацией этого процесса явился кризис 17 августа 1998 г. Российский финансовый кризис стал также питательной средой глобального финансового кризиса.

 

Список использованной литературы

 

  1. Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник. – М.: «Дело и сервис», 2007. – 512 с.;
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. 2006. – 478 с.
  3. Бункина М.К. Макроэкономика: учебник. – М.: МГУ им. Ломоносова «ДИС», 2005. – 416 с.;
  4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика в 2-х т. – СПб: Экономическая школа, 2006 г. – 475 с.
  5. Князев Ю. Современный взгляд на теорию рыночной экономики// Общество и экономика. 2008, №5, с. 17-53
  6. Красавина Л.Н. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения: учеб. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 490 с.
  7. Круглов В.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношении: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2006. – 432 с.
  8. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 231 с.;
  9. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2008 г. – 512 с.
  10. Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 319 с.;
  11. Сакс Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный подход: пер. с англ. – М.: Дело, 2007. – 848 с.
  12. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Норма, 2008. – 672 с.
  13. Экономическая теория/под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2009. – 544 с.;
  14. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. Н.В. Сумцовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 655 с.;

Информация о работе Регулирование международных валютных отношений и валютная политика