Резервный фонд Российской Федерации: порядок формирования и использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики. При этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. Характерной чертой социальной политики 90-х годов была ее экономическая несостоятельность. Многолетний экономический спад практически не оставлял ресурсов для решения социальных проблем, происходило использование накопленных за предшествующие десятилетия запасов социального капитала.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

ГЛАВА 1. Резервный фонд РФ: порядок формирования и использования..
История становления резервного фонда РФ…………………….


1.2. Предназначение и порядок формирования резервного фонда РФ

1.3. Управление резервным фондом РФ……………………………….

1.4. Использование резервного фонда РФ……………………………..

ГЛАВА 2. Анализ развития резервного фонда РФ…………………….........

2.1. Развитие Резервного Фонда РФ с 2008 – 2009гг………………….

2.2. Перспективы развития Резервного фонда РФ с 2010 – 2012гг…...


Заключение……………………………………………………………………..

Список используемой литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (Финансы и Кредит) Корнилов А.Е., гр. МО-41.docx

— 75.10 Кб (Скачать файл)

За 2008 – 2009гг. в целях управления средствами Фонда было приобретено  иностранной валюты на 837,7 млрд. руб. Хотя объём продаж иностранной валюты превысил объём покупок (2 884,0 млрд. руб.) из – за необходимости расходования в 2009г. части средств Фонда. Средства Фонда были использованы на формирование резервной позиции России в МВФ (7 операций – на 44,9 млрд. руб.). Данное списание средств в МВФ по отношению к Фонду не приводит к расходованию средств этого института, так как они по – прежнему числятся в его составе.

В 2009 – 2012гг. действует особый порядок использования средств  Фонда, в соответствии с которым  Правительство РФ вправе без внесения изменений в федеральное законодательство о федеральном бюджете направлять средства Фонда на осуществление  выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение  сбалансированности федерального бюджета (включая финансовое обеспечение  нефтегазового трансферта), в том  числе – с превышением общего объёма расходов федерального бюджета  в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ [22].

Расходование средств  Фонда должно производиться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае нехватки нефтегазовых доходов соответствующего года, а также на досрочное погашение государственного внешнего долга. При нехватке нефтегазовых доходов Министерство финансов РФ вправе самостоятельно использовать средства Фонда на финансирование нефтегазового трансферта без внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство. Однако решение о долгосрочном погашении государственного внешнего долга за счёт средств Фонда должно быть оформлено соответствующим федеральным законом.

Бюджетное законодательство не определяет возможные схемы финансирования нефтегазового трансферта при исчерпании средств Фонда. При его проектировании Министерство финансов РФ исходило из того, что он должен быть предназначен для компенсации выпадающих доходов федерального бюджета в течение трёх лет при снижении мировых цен на энергоресурсы. Период компенсации определён в три года и равен периоду бюджетного планирования. Три года также будет достаточно для адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям. Действительно, при достижении Фондом максимального значения (10% от ВВП) и при уровне нефтегазового трансферта в 3,7% от ВВП его средства можно тратить не менее 2,7 лет (10%/3,7%=2,7). Учитывая, что нефтегазовые доходы не могут упасть до нуля, период полного исчерпания средств Фонда составляет более 2,7 лет. Поэтому в качестве срока наиболее полного исчерпания средств Фонда можно взять три года. Таким образом, за три года государство может изменить бюджетную политику и произвести необходимые денежно – кредитные и общие макроэкономические корректировки в целях необходимой стабилизации. В действительности период полного расходования Фонда может быть ещё больше из – за обесценения рубля, что приведёт к переоценке его средств в рублях.

Максимальная величина Фонда  была достигнута 01.03.2009г. и составляла 4 869,74 млрд. руб., а в долларовом эквиваленте – 01.09.2008 и составляла 142.6 млрд. долл. США. На изменение величины Фонда оказывают влияние не только зачисление или списание его средств, а также изменения курсов валют, в которых номинированы и рассчитываются его средства. Например, обесценение рубля, как было отмечено выше, начавшееся со второй половины 2008г. и продлившееся до конца февраля 2009г., привело к увеличению величины Фонда в пересчёте на рубли. В тот же период происходило укрепление доллара по отношению к евро, что привело к снижению средств Фонда в долларах США.

 

2.2. Перспективы  развития Резервного фонда РФ с 2010 – 2012гг.

 

По состоянию на 01.01.2010 объём Резервного фонда РФ составил 1 830,51 млрд. руб., что эквивалентно 60,52 млрд. долл. США. Средства Фонда были размещены на счетах, открытых в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов Федеральным казначейством в Банке России и на резервном счёте МВФ. На счетах в Банке России было размещено: 20,03 млрд. долл. США, 18,30 млрд. евро и 4,21 млрд. фунтов стерлингов, а на резервном счёте МВФ – 99,94 млн. СДР.

Прогнозирование величины Фонда  представляется крайне сложным ввиду  трудной предсказуемости движения цен на нефть на мировых рынках. Падения нефтяных цен привело  к корректировкам в прогнозах  по Фонду, предполагалось его полное расходование в 2010г., после чего для  сбалансирования федерального бюджета  должны были использоваться средства Фонда национального благосостояния РФ, который стал рассматриваться  как возможный «резерв» Резервного фонда РФ.

По мере роста цен на нефть были пересмотрены параметры  федерального бюджета. В соответствии с принятым Федеральным законом  от 02.12.2009 №308 «О федеральном бюджете  на 2010г. и на плановый период 2011 и 2012гг.» прогнозируется, что в рамках 2010 – 2012 гг. нефтегазовые доходы должны превышать величину нефтегазового трансферта (табл.4).

 

Таблица 4

Параметры федерального бюджета РФ на 2010 – 2012гг., млрд. руб. [23]

Показатель

2010

2011

2012

Нефтегазовые доходы

3 194,7

3 311,8

3 503,1

Нефтегазовый трансферт

1 943,4

1 778,7

1 987,3

Превышение нефтегазовых доходов над величиной нефтегазового  трансферта

1 251,3

1 533,1

1 515,8

Нормативная величина Резервного фонда РФ

4 318,7

4 807,2

5 371,2


 

В соответствии с финансово  – бюджетным механизмом Фонда  в него должна зачисляться разница  между нефтегазовыми доходами и нефтегазовым трансфертом. За три года (2010 – 2012гг.) накопленная величина таких превышений должна составить 4,3 трлн. руб., однако их не планируется направлять в Фонд – они будут направлены на финансирование нефтегазового дефицита федерального бюджета. Однако все будет зависеть от мировых цен на нефть. Может возникнуть необходимость зачисления части средств в Фонд.

Опыт функционирования Фонда  в 2008 – 2009гг. показал, что его средств  может быть недостаточно для поддержания бюджетных расходов в период снижения нефтяных цен на мировых рынках. Поэтому, обоснованным является увеличение предельного объёма Фонда до 20 – 30% от прогнозируемого ВВП. Это может быть достигнуто за счёт:

  • более полного учёта и изъятия нефтегазовых доходов федерального бюджета путём расширения перечня таких доходов, которые получает федеральный бюджет в период высоких нефтяных цен и от других отраслей экономики;
  • установления более низкой цены на нефть, при которой происходит зачисление средств в Фонд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе рассмотрены  основные аспекты формирования и  использования Резервного фонда  РФ.

Первая глава раскрывает сущность Резервного фонда: порядок  его формирования и использования.

Вторая глава в данной курсовой работе является аналитической, рассмотрен опыт Резервного фонда РФ в период с 2008 – 2009гг. и перспективы его развития до 2012г.

Делая вывод о проделанной  работе, хочется ещё раз отметить важность и предназначение Резервного фонда РФ. В современных условиях, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики. При этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. В настоящее время мы слишком много добываем и слишком много экспортируем. А возможности наши не безграничны. Со временем добыча и экспорт нефти будут снижаться, а другой конкурентоспособной продукции у нас недостаточно – в России с самого начала экономических реформ ставка была сделана на топливно-энергетический комплекс. Сейчас самым приоритетным, самое эффективным направлением использования средств резервных фондов – это финансирование науки, образования и здравоохранения. Тем самым мы создадим условия для развития страны не как сырьевого придатка всего мира, но как высокоразвитой страны с развитой перерабатывающей, наукоемкой промышленностью.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2010)//Собрание законодательства Российской Федерации. –2000. –N 31. – ст. 3823.
  2. Федеральный закон от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п.2.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11,
  5. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда», п.1.
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда», п. 2.
  8. Приказ Минфина России от 16 января 2008 г. № 3 (в редакции приказа Минфина России от 1 июня 2011 г. № 204).
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда».
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда, приказ Минфина России от 26 октября 2010 г. № 507.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2008 г. № 805.
  12. Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. № 291 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  13. Приказ Минфина России от 16 января 2008 г. № 4.
  14. Приказ Минфина России от 17 января 2008 г. № 12.
  15. Приказ Минфина России от 16 января 2008 г. № 5.
  16. Приказ Минфина России от 17 января 2008 г. № 11.
  17. Александров И. М. « Бюджетная система Российской Федерации»: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2008. – 543 с.
  18. Бабич А.М., Л.Н. Павлова. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2007. – 301 с.
  19.   Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Ашмарина Е.М. Финансы учебник для вузов.  – М.: Дело и Сервис, 2008.  – 214 с.
  20. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: «ЮНИТИ», – 2008. –250 с
  21. Леонов В.В. Актуальные вопросы совершенствования  бюджетной системы Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ— 2010. — № 13.
  22. Интернет-ресурс www.minfin.ru
  23. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Комментарии к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный). – М., 2007, с.131.
  24. Таксир К.И., Храмова Т.В. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – М., 2004. - С.109.
  25. Дроздов О.И. Разделение Стабфонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния // Финансы и кредит - 2009. - № 12. – С.10-15.
  26. Ермакова Е.А. Проблемы управления валютными резервами государства // Финансы и кредит – 2008 – №4– С.14–17.
  27. Александров О., Афанасьева Т. Стабфонд или бюджетная загадка / Рос. газета - 2003. – 19 апреля.
  28. Гладунов О. Резервы потекли за рубеж. Центробанк купит на деньги Стабфонда иностранные госбумаги / Рос. газета, 2006 –28 июля.
  29. Трубникова Е.И. Правовое обеспечение контроля за исполнением федерального бюджета // Финансы и кредит – 2008 –№18 – С.45-48.
  30. Ремиханова Д.А. Бюджетное право - 5-е изд., перераб. / Под ред. Поляка Г.Б.– М.: 2008. - С.113.
  31. Данилина М.В. Изменения в стратегии формирования и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния // Финансы и кредит - 2008 - №10 – С. 37-53.
  32. Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Финансовое право в вопросах и ответах. – М., 2009. - С.122.
  33. Гильманов Э.М. О роли бюджетных расходов в системе экономической безопасности Российской Федерации // Финансовое право - 2007 - №7 – С.9-13.
  34. Конищева Т. «Мимо экономики». [Минфин предложит инвестировать средства Резервного фонда в ценные бумаги иностранных государств] / Рос. газета, 2007 – 4 декабря.
  35. Кукол Е. «Резервный фронт». [Нефтегазовой копилки государству хватит до 2011 года, считают в минфине] // Рос. газета, 2009 - 4 февраля.

Информация о работе Резервный фонд Российской Федерации: порядок формирования и использования