Роль ЦБ в кредитной системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Наверно каждый сегодня понимает всю значимость Центрального банка в кредитной системе. Ведь, как известно, Центральный банк осуществляет руководство над всей кредитной системой страны, он призван регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики. Тем самым, Центробанк создает условия для социального развития общества.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты анализа функционирования ЦБ в кредитной системе РФ
1.1 Сущность и роль ЦБ в кредитной системе
1.2 Кредитная политика и операции, проводимые ЦБ
1.3 Сравнение кредитных политик России и США
Глава 2 Анализ роли ЦБ в кредитной системе РФ
2.1 Основные направления денежно-кредитной политики на 2010 и период 2011 и 2012 годов.
2.2 Проблемы в денежно – кредитной политике РФ
2.3 Меры по совершенствованию кредитной системы РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Роль ЦБ в кредитной системе РФ.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

      Политика дорогих денег проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

      Прием временно свободных денег банков в депозиты;

      Рефинансирование коммерческих банков;

Различные комбинации перечисленных инструментов позволяют центральному банку в зависимости от экономической стратегии государства на том или ином этапе проводить политику «дешевых» или «дорогих» денег, имея ввиду посредством соответствующей политики добиваться понижения или повышения деловой активности участников экономического процесса. Решающим при этом является воздействие на кредитотворческую способность банков. Все перечисленные инструменты могут быть эффективными только в том случае, если они внутренне не противоречат друг другу и применяются в тесной увязке с бюджетной, налоговой, инвестиционной политикой государства.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле[9].

   Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

   В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка[10].

 

Рисунок 2. структура управления Банком России

Высшим органом управления Банка России являются Национальный банковский совет (НБС), в него входят 12 человек.

В компетенцию Национального банковского совета входят:

      Рассмотрение годового отчета и утверждение общего объема административно-хозяйственных расходов;

      Рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы России; проекта единой денежно-кредитной политики;

      Назначение главного аудитора Банка России;

В компетенцию совета директоров входят:

      Разработка во взаимодействии с Правительством РФ проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и обеспечение их дальнейшего выполнения;

      Утверждение годовой финансовой отчетности Банка России и отчета о деятельности Банка;

      Принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации организации Банка России; о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца.

Совет директоров выполняет следующие функции:

во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе; рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете; определяет структуру Банка России; принимает решения: о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций; о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в международных организациях; об общем объеме выпуска наличных денег;

Как и в любой другой организации, Совет директоров осуществляет стратегическое управление Банком России. Оперативным управлением занимаются соответствующие структурные подразделения – департаменты.

В настоящее время в Банке России работают 23 департамента, осуществляющие разнообразные функции, в том числе Департамент наличного денежного обращения, Департамент регулирования, управления и мониторинга, платежной системы Банка России;  Департамент регулирования расчетов, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организации; Департамент банковского регулирования и надзора; Департамент исследований и информаций, а также Главная инспекция кредитных организации.

Очевидно, что для такой большой страны как Россия, осуществлять оперативное управление и выполнение функций ЦБ можно только имея развитую сеть территориальных (региональных) подразделений.

Для обслуживания воинских частей в  структуре Банка России действуют полевые учреждения, которые полностью выполняют банковские функции и операции, необходимые для нормального финансового обеспечения как самих воинских частей, так и военнослужащих. Полевые учреждения предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и  организации Министерства обороны РФ и иных органов безопасности.

1.3            Сравнение кредитных политик России и США.

Федеральная резервная система США – центральное учреждение в банковской системе, отвечающее за монетарную политику США, центральный банк («банк банков», агент правительства при обслуживании государственного бюджета).

В целом, деятельность центрального банка США направлена преимущественно на борьбу с периодическими колебаниями хозяйственной конъюнктуры.

Основные Цели ФРС:

‑ дать стране гибкую систему денежного обращения;

‑ обеспечить средства для получения процентов по коммерческим кредитам и

- улучшить контроль за банковской системой.

ФРС ‑ независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным законодательным актом.

Если рассматривать деятельность ФРС подробнее, нетрудно выявить и сформулировать две наиболее важные и взаимосвязанные её функции:

     Упорядочение деятельности банков и поддержание банковской системы в целом на уровне, достаточном для полноценного функционирования. Это происходит путём регулирования финансового состояния каждого банка и облегчения проведения зачёта взаимных банковских требований. Кроме того, будучи по сути своей центральным банком страны, ФРС является кредитором в последней инстанции для коммерческих банков.

     контроль за предложением денег в экономике. Принимая решения связанные с контролем денежной массы, ФРС является основным исполнителем кредитно-денежной политики США. Совокупность решений в отношении предложения денег составляет суть кредитно-денежной политики.

В качестве своей основной функции Федеральная Резервная Система формирует и претворяет в жизнь денежно-кредитную политику, то есть регулирует рост депозитов и кредитов коммерческих банков и ссудо-сберегательных институтов. Контроль над денежно-кредитными отношениями даёт федеральному правительству США мощный рычаг управления экономической активностью и уровнем цен. Кроме того, спектр административной и контрольной деятельности ФРС на этом не замыкается. Он весьма широк – от действия в качестве налогово-бюджетного (фискального) агента Государственного Казначейства и управления банковскими холдинг-компаниями до осуществления клиринга чеков и обеспечения необходимого количества наличных денег».

По структуре и принципам управления ФРС существенно отличаются от центральных банков других стран. Один из главных принципов, положенный в ее основу при учреждении, - учет интересов местных банков относительно недопущения централизации управления денежно-кредитной системой страны. Согласно этому принципу состоялось и разделение территории США на 12 резервных округов, в каждом из которых был организован федеральный резервный банк. Это обеспечило единство денежной системы государства и ее эффективность.

Правовой статус ФРС обусловлен тем, что федеральные резервные банки тесно связаны с правительством США и всей системой государственных учреждений. С другой стороны, федеральные резервные банки формально не являются государственными, так как их капитал образуется за счет взносов частных коммерческих банков, которые становятся членами ФРС.

Структура ФРС

1.Совет Управляющих

2. 12 региональных Федеральных резервных банков.

3. Банки – члены ФРС

4. Депозитные учреждения – не члены ФРС.

Совет управляющих. Координирует и направляет деятельность ФРС.

Основные функции Совета управляющих ФРС:

- установление предусмотренных законом в пределах норм обязательных резервов, которые банки-члены должны держать на счетах в федеральных резервных банках;

- рассмотрение и утверждение учетных ставок, которые устанавливаются федеральными резервными банками;

- определение размеров маржи по банковским займам и биржевым ценным бумагам;

- определение политики относительно покупки и продажи государственных ценных бумаг;

- осуществление надзора за деятельностью федеральных резервных банков;

- надзор за эмиссией и изъятием из обращения банкнот;

- регулирование отношений федеральных резервных банков с иностранными банками.

В функции федеральных резервных банков входят:

- эмиссия наличных средств (банкнот, казначейских билетов и разменной монеты);

- хранение обязательных резервов банков-членов ФРС;

- кредитование коммерческих банков;

- финансовое обслуживание казначейства США.

К рычагам влияния на денежно-кредитную политику ФРС относятся:

- регулирование учетной ставки - ставки процентов, которую платят коммерческие банки за одолженные у федеральных резервных банков деньги;

- установление нормы обязательного резервирования - процент депозитов, установленный ФРС, который коммерческие банки обязаны держать денежный наличностью в хранилищах или на депозитных счетах в федеральных резервных банках;

- операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг).

Между денежно – кредитными политиками   России и США существуют существенные различия.

Конечно, между центральными банками любых стран имеются существенные различия, обусловленные особенностями их политического и экономического развития. Это касается организационно- правового статуса данных банков, диапазона выполняемых ими функции.

      С точки зрения собственности на капитал в США ЦБ акционерный, а в России государственный;

      Осуществление надзора за деятельностью банков в России ведется монопольно, а в США существует специальная система надзорных органов, которая является более разветвленной;

      Существование 12 резервных банка в  США , которые подотчетны ФРС;

 

 

Глава 2 Анализ роли ЦБ в кредитной системе РФ

2.1 Основные направления денежно-кредитной политики на 2010 и период 2011 и 2012 годов.

На современном этапе все большее распространение получает концепция ценовой стабильности как основной цели денежно-кредитной политики. Опыт показывает, что денежно-кредитная политика внесет наибольший вклад в развитие экономики и повышение жизненного уровня граждан, если обеспечит долгосрочную стабильность цен. Тому существует несколько объяснений:

      стабильность общего уровня цен позволяет лучше наблюдать относительные цены. Это помогает рынку эффективно распределять ресурсы, что в свою очередь приводит к ценовой стабильности и повышает возможности экономики;

      ожидания инвесторами стабильности цен в будущем снижают «инфляционную премию» для компенсации рисков держателей долгосрочных активов, что в свою очередь создает стимулы к инвестированию, способствует экономическому росту;

      в условиях ценовой стабильности меньше ресурсов отвлекается от производительного использования для хеджирования (страхования валютного рынка) инфляционного риска;

      поддержана ценовой стабильности препятствует значительному и произвольному перераспределению богатства и доходов в результате инфляции или дефляции, способствуя, таким образом, социальной и политической стабильности.

Банк России представил для рассмотрения в Правительстве РФ проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов.

Первое. Основной и единственной целью денежно кредитной политики на трехлетнюю перспективу является снижение инфляции.

Применительно к цели снижения инфляции определяется целевой количественный ориентир: 7-8,5% в 2009г. 5-6,8% в 2011г.

Второе. К концу прогнозного года (2011 г.) Банк России планирует, в основном, завершить переход к политике инфляционного таргетирования. Последнее включает в себя следующие элементы.

1.постепеный переход от режима управляемого плавания валютного курса рубля к режиму его свободного плавания;

2.превращение устанавливаемых Банком России процентных ставок в основной инструмент денежно – кредитной политики, а рефинансирование коммерческих банков -  в ключевой источник регулирования денежного предложения.

Информация о работе Роль ЦБ в кредитной системе РФ