Роль ЦБ в кредитной системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Наверно каждый сегодня понимает всю значимость Центрального банка в кредитной системе. Ведь, как известно, Центральный банк осуществляет руководство над всей кредитной системой страны, он призван регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики. Тем самым, Центробанк создает условия для социального развития общества.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты анализа функционирования ЦБ в кредитной системе РФ
1.1 Сущность и роль ЦБ в кредитной системе
1.2 Кредитная политика и операции, проводимые ЦБ
1.3 Сравнение кредитных политик России и США
Глава 2 Анализ роли ЦБ в кредитной системе РФ
2.1 Основные направления денежно-кредитной политики на 2010 и период 2011 и 2012 годов.
2.2 Проблемы в денежно – кредитной политике РФ
2.3 Меры по совершенствованию кредитной системы РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Роль ЦБ в кредитной системе РФ.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Предполагается существенное расширение объемов рефинансирования коммерческих банков со стороны ЦБ, постепенно замещающие, в качестве источника расширения денежного предложения, интервенции Банка России на валютном рынке.

3.развитие внутреннего финансового рынка (денежного рынка и ценных бумаг), российской банковской системы, обеспечивающее эффективный перенос воздействия со стороны регулируемых Банком России ставок денежного рынка на динамику банковского кредита и денежной массы.

4. повышение открытости и прозрачности политики Банка России, способствующее повышению общественного доверия к денежно – кредитной политике и, как следствие, снижению инфляционных ожиданий.[11]

Можно перечислить приоритеты денежно-кредитной политики, которые не в полном объёме согласуются с теми ориентирами и целями, которые устанавливаются Центральным банком.

                  Целевые ориентиры социально-экономического развития страны должны исходить из текущей динамики экономических процессов и предполагать положительную динамику процессов в будущем на основе: социальной стабильности, использование инструментов денежно-кредитной политики и за счёт увеличения государственного долга, дефицита бюджета.

                  Денежно-кредитная политика должна быть направлена на гарантированное обеспечение темпа экономического роста и инфляции. Она должна распадаться на две составляющие: одна гасит инфляцию текущую, другая исключает инфляцию будущую. Денежно-кредитная политика обеспечивает устойчивую динамику обменного курса национальной валюты с тем, чтобы исключить возникновение валютных кризисов. Тем самым обеспечивается валютная конкурентоспособность отечественной экономики.

                  Денежно-кредитная политика осуществляется в ситуации, когда одновременно требуется обеспечить повышение уровня жизни населения и структурную модернизацию экономики.

                  Критерием эффективности денежно-кредитной политики является обеспеченность экономических структур деньгами. Денежно-кредитная политика не проводится отдельно от бюджетной, фискальной политики. Необходимо постоянно тестировать их на предмет сочетаемости и полезности в решении конкретных задач экономического развития.

Важным фактором повышения эффективности денежно-кредитной политики должно стать совершенствование банковской системы. Развитие банковской системы будет способствовать активизации трансмиссионного механизма передачи сигналов от денежно-кредитной политики экономике, созданию условий, которые позволят использовать денежно-кредитные механизмы для стимулирования роста национальной экономики без угрозы усиления инфляционных процессов.

Проект основных направлений включает характеристику состояния экономики РФ, прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в 2009 году, прогноз основных показателей платежного баланса и ориентиры денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов. Кроме того, проект основных направлений содержит сценарии макроэкономического развития на 2010 год и период

В ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

При разработке денежно-кредитной политики на период 2009‑2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.

На успешность денежно-кредитной политики будет влиять проведение консервативной бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств. По мере замедления инфляционных процессов Банк России намерен снижать ставки по своим операциям. Все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков. В рамках системы управления ликвидностью Банк России продолжит расширять доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка и его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике. Банк России также будет использовать инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе.

Говоря о денежно – кредитной политике, нельзя не затронуть ставку рефинансирования.



         С начала 2009 года действовала ставка рефинансирования, введенная еще 1 декабря 2008 года, составляла 13 %. За 2009 год ставка рефинансирования Центрального банка менялась 10 раз. За последние два года ставка рефинансирования Центрального банка стремительно снижается. Прошедший год Россия завершила с инфляцией в 8,8%, и ставкой рефинансирования в 8,75%. Оба показателя были самыми низкими за всю историю постсоветской России. С помощью понижения ставки Центральный банк осуществляет стимулирование кредитной активности банков и сдерживание инфляционных процессов, а также роста экономики.

 

 

 

2.2 Проблемы в денежно – кредитной политике РФ

3.1 Проблемы развития кредитной системы РФ

Проводимая в России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения.

На данном этапе решение этих задач требует применения режима управляемого плавающего валютного курса, который позволяет при учете фундаментальных факторов формирования валютного курса корректировать темпы его изменения в соответствии с целями экономической политики.

Важнейшей задачей является развитие внутреннего финансового рынка. Без полноценного финансового рынка невозможно достижение полной конвертируемости рубля – снижается эффективность реализации денежно-кредитной политики и уменьшается действенность процентных ставок. В этих условиях возможности процентной политики Банка России ограничены.

К настоящему времени наиболее актуальны две проблемы денежно-кредитной политики России – проблема выхода из кризисного состояния и проблема проведения денежно-кредитной политики на перспективу. Реализация стратегии выхода из кризиса отчасти началась еще весной 2009 г., когда Банк России существенно сократил масштабы помощи банковской системе. Однако заметим, что слишком поспешное ужесточение денежно- кредитной политики в рамках стратегии выхода из кризиса (до явных признаков оживления экономического роста) может оказать негативное воздействие на совокупный спрос и на состояние всей банковской системы. В результате возникнет угроза повторного скажем так сползания в кризис.

Риски реализации этой стратегии еще слишком высоки. Очевидно, Центральный банк осознает их – об этом свидетельствует хотя бы то, что он периодически поддерживает ликвидность банковской системы. Один из таких рисков – проблема доверия. Так, в III квартале 2009 г. Возобновился чистый вывоз капитала из России частным сектором (масштабы оттока, по оценкам ЦБ РФ, составили 31,5 млрд долл.).Главное направление денежно-кредитной политики на перспективу реализуется в основном в контексте двух вариантов. С одной стороны, ЦБ РФ в проекте «Основные направления

единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов»предусматривает переход к режиму инфляционного таргетирования и свободному плаванию рубля. С другой стороны, высказывается необходимость регулирования валютного курса рубля. Центральный банк в своем программном документе определяет ряд важных направлений развития денежно-кредитной политики в посткризисный период, к которым, на наш взгляд, относится усиление значимости процентной политики. В связи с этим представляется важным, что Банк России собирается сохранить ряд новых инструментов, появившихся в кризисный период, например кредиты без обеспечения. Однако спорным, по нашему мнению, является планируемый им переход к инфляционному таргетированию. Не касаясь ряда важных институциональных характеристик, о выполнении которых в России пока говорить преждевременно, сосредоточимся лишь на такой важной стороне инфляционного таргетирования, как переход национальной валюты к свободному плаванию.[12]

Зависимость отечественного экспорта и экономики в целом от мировых цен на энергоносители и металлы оказывает влияние и на трансграничные потоки капитала в Россию и из страны. Соответственно, если Центральный банк перестанет вмешиваться в динамику курса национальной валюты волатильность рубля повысится. Кроме того, устойчивая тенденция движения валютного курса в краткосрочном периоде в одном направлении (а после кризиса это, скорее всего, будет тенденция к укреплению рубля) с большой вероятностью создаст предпосылки для ухудшения экономической конъюнктуры. При этом экспорт продукции добывающей промышленности имеет низкую чувствительность к валютному курсу, а экспорт продукции обрабатывающей промышленности – высокую. И рост курса рубля повлечет за собой утяжеление структуры экспорта. Очевидны также отрицательные последствия роста курса национальной валюты и для импортозамещения.

На наш взгляд, важно сохранить регулирование валютного курса, одновременно развивая рефинансирование коммерческих банков за счет процентной политики. Необходимо и введение некоторых валютных ограничений на приток и отток капитала (речь не идет об ограничениях для долгосрочных вложений, например прямых иностранных инвестиций). Политика денежных властей и правительства должна быть активной и ориентированной на диверсификацию национальной экономики. В противном случае Центральному банку придется в ближайшей перспективе выбирать между моделью денежно-кредитной политики, проводимой в докризисный период, и переходом на зыбкую почву инфляционного таргетирования и свободного плавания национальной валюты.

2.3Пути совершенствования ЦБ в кредитной системе РФ

Главной целью денежно-кредитной политики в рамках программы финансовой стабилизации является поддержание низких текущих темпов инфляции и создание условий для роста инвестиций, обеспечение благоприятной динамики курса национальной валюты, способствующей улучшению состояния платежного баланса.

Для достижения этой цели усилия органов денежно-кредитного регулирования должны быть сосредоточены на решении следующих задач:

• ограничение денежной массы объемом, необходимым для осуществления экономической деятельности;

• оптимизация структуры денежной массы и ее распределения между секторами и субъектами экономики;

• предотвращение оттока капитала за рубеж;

• поддержание на заданном уровне валютных резервов.

Решение этих задач требует осуществления комплекса перечисленных ниже мер. Чтобы добиться контроля за инфляцией и поддерживать динамическую стабильность курса национальной валюты необходимо ограничить темпы роста денежной массы и колебания уровня процентных ставок по кредитам и депозитам экономике. Оперативное регулирование банковской ликвидности и ставок межбанковского рынка позволит обеспечить стабильность расчетов, уменьшит спекуляции на денежном рынке. Предельное ограничение роста курса национальной валюты в периоды инфляции, нельзя допускать прямого кредитования дефицита госбюджета, поэтапный перевод требований к правительству по внутреннему долгу в среднесрочные государственные ценные бумаги и с положительной реальной процентной ставкой, обеспечивающей их доходность на уровне государственных ценных бумаг.

Краткосрочное кредитование кассового разрыва в доходах и расходах государственного бюджета посредством покупки государственных краткосрочных ценных бумаг позволит создать условия для оперативной поддержки госбюджета в рыночных формах, а также необходимо установление потолка роста денежной массы и чистых внутренних активов ЦБ с целью ограничения роста денежной массы – это гарантированное ограничение темпов инфляции и предсказуемость ее изменения.

Необходимо установить учетную ставку ЦБ РФ на уровне, не ниже норматива, действующего в сопредельных государствах это, в конце концов, должно привести к снижению уровня инфляции, рост инвестиционной активности, стабилизация производства.

Так же важнейшим инструментом совершенствования денежно-кредитной политики должно стать совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения денег экономике страны. Этого можно добиться при помощи следующих мер:

• Обеспечение создания коридора базовых ставок рефинансирования банков на основе аукционных и ломбардных кредитов, что позволит перейти от количественных к ценовым методам регулирования банковской ликвидности и снижение ставок по кредитам экономике.

• Совершенствование процедуры быстрого реагирования на изменение объемов банковской ликвидности и колебание ставок межбанковского рынка путем операций на открытом рынке обеспечит точную настройку уровня ставок межбанковского рынка в заданном коридоре базисных ставок рефинансирования.

• Упорядочивание процедур предоставления резервного кредита отдельным банкам, испытывающим кратковременный недостаток ликвидности, обеспечит стабильность банковской системы при кризисах ликвидности у крупных банков, которые оказывают влияние на экономику.

• Ограничение эмиссии краткосрочных обязательств Центрального Банка по мере расширения эмиссии государственных ценных бумаг правительства, позволит сэкономить государственные средства на цели регулирования денежного рынка (300–400 млрд. руб. в год). И последним шагом совершенствования должно явится совершенствование систем резервных требований к коммерческим банкам, это выражается в следующих этапах:

• Осуществление поэтапного пересмотра норм обязательного резервирования в сторону их снижения по мере сокращения темпов инфляции и роста спроса на кредитные ресурсы для долгосрочных инвестиций, следствием этого должно явиться сбалансированность деловой активности и денежного предложения в экономике, повышение мобильности предложения денег.

• Создание системы мониторинга конъюнктуры денежного рынка и рынка капиталов и на этой основе осуществление моделирования и прогнозирования финансовых потоков в увязке с процессами макроэкономического развития страны это способствует повышению эффективности государственного регулирования денежного рынка.

Информация о работе Роль ЦБ в кредитной системе РФ