Роль бюджета государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования курсовой работы является бюджет Российской Федерации за последние годы.
Предмет работы – роль бюджета государства в Российской Федерации.
Основные методы исследования: аналитический, метод системного анализа, метод экономического анализа, статистический метод.
В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы, исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законы о бюджетах 2007-2010 гг. (на федеральном уровне), статистические сводки с сайта Министерства финансов Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ФУНКЦИИ И РОЛЬ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………….5
Экономическая сущность бюджета государства………………………5
Функции бюджета государства…………………………………………10
Роль бюджета государства в национальной экономике………………14
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2008-2013 ГОДЫ……..20
Анализ состава доходов и расходов бюджета Российской Федерации………………………………………………………………...20
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Роль_бюджета.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

В номинальном выражении  в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 2.5).

 

 

 

Таблица 2.5

Динамика расходов федерального бюджета

Показатель

2010 год 

Прогноз

2011 год

2012 год

2013 год

Изменения к предыдущему  году,

млрд. рублей

552,3

172,7

459,5

904,5

% (в номинальном  выражении)

5,7

1,7

4,4

8,3

% (в реальном  выражении)

- 3,9

- 4,5

- 1,5

2,7


 

Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах – за счет средств от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований (таблица 2.6):

Таблица 2.6

Источники покрытия дефицита федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель

2010 год

Прогноз

2011 год

2012 год

2013 год

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего

2 428,6

1 767,3

1 712,9

1 765,2

%% к ВВП

5,4

3,6

3,1

2,9

в том числе:

       

за счет средств Резервного фонда

1 419,3

242,3

0,0

0,0

за счет Фонда национального благосостояния

2,5

5,0

7,5

10,0

иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таб. 3.10)

1 006,8

1 520,0

1 705,4

1 755,2

%% к ВВП

2,2

3,1

3,1

2,8


 

В связи с использованием большей части накопленных в  Резервном фонде ресурсов на финансирование дефицита федерального бюджета в 2009 году и направлением нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2013 годах в полном объеме на покрытие расходов (покрытие нефтегазового дефицита) поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в 2010-2013 годах не планируются.

 

В связи с произошедшими  изменениями в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в  части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮЖДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Главной целью современной бюджетной политики России как центральной составляющей государственной политики является повышение уровня и качества жизни населения.

Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге; безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи. Остановимся на важных составляющих бюджетной политики.

Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства. Для этого прежде всего необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющую степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. В 2006 г. удалось добиться снижения инфляции до 9%, а к 2010 г. поставлена задача снизить ее до уровня 5,5%.

Большое значение для развития бизнеса имеют снижение налоговой нагрузки на экономику, административные барьеры, защита прав собственности, обеспечение экономической свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией — необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести и комплексное решение демографической проблемы.

Достижение многих из поставленных целей определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать адекватные законы и добиваться их исполнения. Значительный вклад в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности вносят органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития.

При формировании проекта федерального бюджета на 2008-2010 гг. и стратегии в долгосрочную перспективу были сформулированы следующие основные задачи бюджетной политики:1

  • превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;
  • обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;
  • дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;
  • обеспечение исполнения расходных обязательств;
  • проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;
  • переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;
  • применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходе расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;
  • повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
  • решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда РФ;
  • содействие опережающему социально-экономическому развитию отдельных регионов, в частности Дальнего Востока и Забайкалья.

Меры по реализации этих задач бюджетной политики предусмотрены в первом трехлетнем федеральном бюджете. Следует подчеркнуть, что Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» стал исключительной новацией бюджетного процесса в России.2

Во-первых, он сформирован по новым процедурам и правилам, предусмотренным поправками в Бюджетный кодекс РФ.3

Во-вторых, впервые законодательно апробирован трехлетний период планирования; В-третьих, относительно ранний срок принятия данного закона — лето 2007 г. (как правило, закон о федеральном бюджете был готов только к думу РФ в декабре 2007 г. предотвратить негативный процесс и пользования бюджетных средств в политических целях отдельный партий.

Бюджет 2008-2010 гг. направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных с отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны. В 2008 г, совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населен превысят 6906 тыс. руб., а к 2010 г. — достигнут 8588 тыс. руб. Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства общественные услуги — образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельно.

Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге; безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи. Остановимся на важных составляющих бюджетной политики.

Предпосылки для решения этой стратегической задачи были заложены в первой половине 2000-х гг. восстановлением долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы путем:

  • разграничения расходных обязательств и ликвидации «необеспеченных мандатов», общий объем которых в 1,6 раза превышал возможности бюджетной системы;
  • создания Стабилизационного фонда, обеспечивающего «подушку безопасности» в случае снижения экспортных цен на нефть и сдерживание инфляции в условиях увеличения денежного предложения вследствие дополнительных доходов от экспорта в случае высоких цен на нефть;
  • стабильного закрепления доходных источников за бюджетами разных уровней и введения объективных критериев распределения межбюджетных трансфертов;
  • развития системы Федерального казначейства, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с едиными стандартами и процедурами.

Это позволило обеспечить прозрачность и подотчетность формирования и исполнения бюджетов, оперативность и достоверность бюджетной отчетности. Установлен жесткий и действенный контроль за принятием и исполнением бюджетных обязательств. Гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, с одной стороны, и, с другой стороны, принятие новых обязательств только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению в условиях долгосрочной сбалансированности бюджета, прозрачности и подотчетности бюджетов, соблюдения финансовой дисциплины — основное требование к эффективной и ответственной бюджетной политике и одновременно необходимое условие для достижения планируемых целей и результатов государственной политики.

Начиная с 2008 г. федеральный бюджет формируется на основе реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета. При подготовке проекта федерального бюджета на 2008 г. и период до 2010 г. использованы обоснования бюджетных ассигнований главных распорядителей средств федерального бюджета, содержащие информацию о непосредственных результатах деятельности объема и качественных средств по управлению финансами в целях достижения запланированных результатов. Такое расширение полномочий в рамках выделенных бюджетных ассигнований предусмотрено поправками в Бюджетный кодекс РФ.

Президент страны не только поддержал 3-летний бюджет, но и предложил новый горизонт планирования на 10-15лет. Это необходимо для достижения новых стратегических целей.

Доходы федерального бюджета в процентах ВВП составили в 2007 г. - 23,8, а в ближайшие годы снизятся до 18,7%. В реальном выражении ежегодный прирост доходов в 2005-2007 гг. составлял 11,8%, в 2008-2010 гг. составит 2,4%. Это обусловливает необходимость более строго относиться к бюджетным обязательствам. Если в 2007 г. все нефтегазовые доходы составляли 8,2% ВВП, то в 2008-2010 гг. они будут сокращаться и в 2010 г. составят 5,3% ВВП. Это наименее надежная часть бюджетных доходов: цены от правительства не зависят, добыча требует больших инвестиций в новые регионы, что далеко не сразу даст отдачу.

Ненефтегазовые доходы, напротив, по оптимистическим прогнозам, вырастут до 12,8% в 2009 г. и до 12,7% в 2010 г., т. е. по сравнению с 2007 г. будут существенно выше. На эти доходы в основном и следует рассчитывать; это та часть экономики, которую следует поддерживать. В таких условиях задача диверсификации становится важной для исполнения всех государственных решений, всех задач бюджетной политики.

  1. Обеспечение долгосрочной стабильности и сбалансированности бюджета обусловили необходимость разделения Стабилизационного фонда, выделения из него Резервного фонда и Фонда будущих поколений. Еще важнее — создание новой системы управления нефтегазовыми ресурсами страны. Эта система уже закреплена поправками в Бюджетный кодекс РФ и реализована в новом трехлетнем бюджете. Суть системы кратко характеризуется следующим образом:1 разделение всех доходов федерального бюджета на две части: нефтегазовые доходы и все остальные ненефтегазовые доходы, концентрация их на двух различных счетах;
  2. из нефтегазовых доходов формируются Резервный фонд и Фонд будущих поколений, а также нефтегазовый трансферт, направляемый на расходы подобно другим источникам заимствования на финансирование дефицита бюджета;
  3. все расходы бюджета, не обеспеченные ненефтегазовыми доходами, строго отбираются с учетом приоритетов.

Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации