Роль государства в регулировании денежного обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Содержание

Введение 3
Глава I Понятие денежного обращения, органы государственного финансового регулирования и контроля РФ 5
1.1 Понятие денежного обращения 5
1.2 Органы государственного финансового регулирования и контроля РФ 8
Глава II Роль Центрального банка в регулировании налично-денежного обращения 9
2.1Организационное устройство и цели Центрального банка 9
2.2Центральный банк как механизм регулирования денежного обращения 15
2.3Методы регулирования налично-денежного обращения Центральным банком РФ 19
Глава IIII Роль ГРКЦ в регулировании налично-денежного обращения 25
3.1Характеристика Головного расчетно-кассового центра, его основные функции 25
3.2Контроль ГРКЦ за налично-денежным оборотом 28
Заключение 31
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

fiK_kursovaya_rabota__33.docx

— 73.88 Кб (Скачать файл)

Продолжающееся снижение стоимости такого банковского актива, как государственные ценные бумаги, обострило трудности с рублевой ликвидностью банков. Кроме того, падение стоимости российских ценных бумаг на внешнем рынке привело к необходимости пополнения залога под кредиты в иностранной валюте, предоставленные российским банкам нерезидентам.

В этих условиях появилась реальная угроза неплатежеспособности российской банковской системы в целом. В результате дестабилизации ситуации на финансовых рынках финансовое состояние банков резко ухудшилось.

17 августа 1998 года было принято  решение о введении 90-дневного  моратория на возврат финансовых  кредитов, полученных от нерезидентов  Российской Федерации, на выплату  страховых платежей по кредитам, обеспеченных залогом ценных  бумаг, на выплаты по срочным  валютным контрактам.

В 1999 году были возобновлены торги на вторичном рынке ГКО/ОФЗ, проведена новация по государственным ценным бумагам. Банком России были подготовлены и утверждены нормативные документы, регламентирующие порядок использования средств нерезидентов, полученных в ходе новации. Вплоть до середины февраля Банк России проводил операции с собственными облигациями, после чего эмиссия ОБР была временно приостановлена. Особенностью рынка ГКО/ОФЗ в 1999 году стала значительная зависимость его конъюнктуры от девальвационных ожиданий участников и ситуации на валютном рынке. В течение практически всего года для рынка государственных ценных бумаг была характерна низкая ликвидность, что объясняется резким снижением доверия операторов рынка к ГКО/ОФЗ.

В 2000 году Банк России предполагает расширить спектр применяемых операций на открытом рынке и увеличить их объем. Этому способствует как восстановление объема операций на всех секторах финансового рынка, так и появление на рынке новых ликвидных инструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства финансов Российской Федерации.

В отношении купли-продажи иностранной валюты на открытом рынке Банк России будет и впредь проводить взвешенную политику, направленную на предотвращение резких колебаний курса национальной валюты, наращивание золотовалютных резервов, предотвращение чрезмерного и необоснованного увеличения денежной массы, формирование рациональных ожиданий.

 

III Роль ГРКЦ в регулировании налично-денежного обращения.

3.1 Характеристика Головного расчетно-кассового центра, его основные функции

 

Головной расчетно-кассовый центр является структурным подразделением Банка России, действующим в составе территориального учреждения Банка России. Он создан решением Совета директоров Банка России.

Основной целью деятельности ГРКЦ, как структурного подразделения Банка России, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.

Свою деятельность ГРКЦ осуществляет на основе федеральных законов, Положения и иных нормативных актов Банка России.

Взаимоотношения с обслуживаемыми кредитными организациями, представительными и исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления, органами федерального казначейства и другими клиентами строятся на договорной основе.

Возглавляет ГРКЦ начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем территориального учреждения Банка России в порядке, определяемом Советом директоров Банка России. Начальник ГРКЦ руководит деятельностью расчетно-кассового центра и действует от имени Банка России на основании доверенности, выданной в порядке передоверия начальником территориального учреждения Банка России.

Штатное расписание ГРКЦ утверждено руководителем территориального учреждения Банка России с учетом рекомендованной Банком России структуры и схемы.

Руководители ГРКЦ и его структурных подразделений несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за обеспечение соблюдения законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России. Кроме того, они обязаны обеспечить сохранность сведений составляющих государственную тайну, а также сведений ограниченного распространения.

ГРКЦ имеет идентификационный код, печать со своим наименованием и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, необходимые для выполнения его функциональных задач.

ГРКЦ обеспечивает ведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с нормативными указаниями Банка России, осуществляет операции в соответствии с возложенными на него функциональными задачами. [12]

Основные функции ГРКЦ:

1. Осуществление расчетов между  кредитными организациями (филиалами).

2. Осуществление кассового обслуживания  кредитных организаций (филиалов).

3. Хранение наличных денег и  других ценностей, совершение операций  с ними и обеспечение их  сохранности.

4. Обеспечение учета и контроля  осуществления расчетных операций  и выверки взаимных расчетов  через корреспондентские счета (субсчета), открытые кредитным организациям (филиалам).

5. Обеспечение учета и контроля  осуществления кассовых операций  через корреспондентские счета (субсчета), открытые кредитным организациям (филиалам).

6. Расчетно-кассовое обслуживание  представительных и исполнительных  органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней  и органов федерального казначейства  Министерства финансов Российской  Федерации, государственных внебюджетных  фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также  иных лиц в случаях, предусмотренных  федеральным законом.

7. Обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской  информации от несанкционированного  доступа.

8. Разработка и представление  в территориальное учреждение  Банка России прогноза по эмиссионному  результату на предстоящий квартал  по обслуживаемым клиентам ГРКЦ.

9. Установление предельных остатков  денежной наличности в кассах  обслуживаемых юридических лиц  и осуществление оперативного  контроля за их соблюдением в соответствии с действующим порядком.

10. Составление на основании  данных кредитных организаций, других  юридических лиц календаря выдач  денег на оплату труда и  предоставление его в территориальное  учреждение Банка России.

11. Участие в реализации функциональных  задач территориального учреждения  Банка России:

- в порядке передоверия права  по предоставлению банкам кредитов  Банка России в установленном  порядке;

- по его распоряжению участие  в проведении инспекционных проверок  кредитных организаций (филиалов).

12. Регулирование обязательных  резервов, депонируемых в Банке  России, осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверка достоверности расчетов обязательных резервов.

В рамках организации денежного обращения ГРКЦ устанавливает лимит остатка денежной наличности в кассах юридических лиц и осуществляет оперативный контроль за их соблюдением, а также осуществляет контроль за ведением кассовых операций.

Кроме того, ГРКЦ на основе данных, получаемых от обслуживаемых кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц, а также собственной информации составляет и анализирует установленную Банком России отчетность, сведения разовых обследований и аналитические материалы по расчетам, кредитованию, денежному обращению, кассовым оборотам, кассовому исполнению федерального бюджета, остаткам средств на счетах местных органов власти и государственных внебюджетных фондов, финансированию капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, и др. и представляет ее Главному управлению Центрального Банка Российской Федерации .

 

3.2 Контроль ГРКЦ за налично-денежным оборотом

 

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе организации представляют в ГРКЦ расчет по форме N 0408020. Ежегодно ГРКЦ принимает решение о расходовании организациями денежной выручки из кассы на основании письменных заявлений организаций и представленного расчета по вышеуказанной форме с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами.

Исходя из необходимости равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач денежной наличности организациям, Головной расчетно-кассовый центр ежегодно составляет календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) по форме 0408021  на основании сведении организаций о размерах и сроках выплаты заработной платы.

В целях максимального привлечения наличных денег в кассу расчетно-кассового центра за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от организаций, ГРКЦ не реже одного раза в два года проверяет соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Для осуществления проверки выбираются сведения о произведенных в проверяемом периоде операциях по поступлениям (зачислению) на счета организации в расчетно-кассовом центре наличных денег и их выдачам (списанию) из кассы ГРКЦ. Уточняется сумма установленного лимита остатка денег в кассе, наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы организации и его условия, согласованный порядок и сроки сдачи выручки в расчетно-кассовый центр.

В ходе проверки организации рассматривается:

Полнота оприходования денежной наличности, полученной в кассе ГРКЦ. Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным расчетно-кассового центра по суммам и срокам. При наличии расхождений между данными ГРКЦ и записями в кассовой книге организации выясняются причины.

Полнота сдачи денег в кассу расчетно-кассового центра. Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в ГРКЦ, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера, других денежных средств. Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными расчетно-кассового центра и записями в кассовой книге выясняются причины такого положения. [13]

Соблюдение согласованных с ГРКЦ условий расхождения поступающих в кассу организации наличных денежных средств. На основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу организации.

Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. В целях выявления фактов превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами с юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги рассматриваются записи в документах первичной учетной документации по кассовым операциям (записи в кассовом журнале, приходно-расходных документах, кассовой книге), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету «Расчеты с подотчетными лицами»), а также товарные чеки, счета, счета-фактуры.

Соблюдение установленного ГРКЦ лимита остатка наличных денег в кассе организации. Рассматривается соблюдение установленного расчетно-кассовым центром лимита остатка кассы на каждый день проверяемого периода. Если лимит остатка кассы превышался, определяется общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы.

Ведение кассовой книги и других кассовых документов. Рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы организации, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежегодного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями. Отмечается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге и другие.

По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству организации по установлению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью.

Материалы проверок оформляются Справкой о результатах проверки соблюдения порядка работы с денежной наличностью по форме 0408026. При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы Государственной налоговой службы Российской Федерации для принятия к организациям мер финансовой и административной ответственности за не соблюдение порядка работы с денежной наличностью в соответствии с предоставленными им правами.

Информация о работе Роль государства в регулировании денежного обращения