Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:23, курсовая работа
В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Введение 3
Глава I Понятие денежного обращения, органы государственного финансового регулирования и контроля РФ 5
1.1 Понятие денежного обращения 5
1.2 Органы государственного финансового регулирования и контроля РФ 8
Глава II Роль Центрального банка в регулировании налично-денежного обращения 9
2.1Организационное устройство и цели Центрального банка 9
2.2Центральный банк как механизм регулирования денежного обращения 15
2.3Методы регулирования налично-денежного обращения Центральным банком РФ 19
Глава IIII Роль ГРКЦ в регулировании налично-денежного обращения 25
3.1Характеристика Головного расчетно-кассового центра, его основные функции 25
3.2Контроль ГРКЦ за налично-денежным оборотом 28
Заключение 31
Список литературы 35
Заключение
Государство регулирует денежное обращение через Центральный банк, который, в свою очередь, влияет на рынок с помощью рыночного механизма. Объектом воздействия служат:
- объем предложения денег в наличной и безналичной формах;
- объем спроса;
- цена кредита.
Возможность воздействия на предложение денег обеспечивается центральному банку совмещением субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия на эмиссию банкнот предоставляет базу контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного обращения повышает значение регулирования центральным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование центральным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего через регулирование условий предоставления кредитов центральным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.
Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процессе интеграции.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
Для регулирования ликвидности банковской системы Банк России активно использует такой инструмент денежно-кредитной политики, как обязательные резервы. В основе действия этого инструмента лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор.
Важным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.
Другим важным финансовым инструментом Банка России является политика рефинансирования, т.е. кредитования им коммерческих банков, предоставления кредитов на пополнение оборотных средств, увеличение ликвидности, преодоление временных затруднений и на другие цели.
В целях изъятия излишней ликвидности банковской системы Банк России активно использует такой инструмент, как депозитные операции. Эти операции позволяют Банку России оперативно привлекать в депозиты временно свободные денежные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.
Следующим инструментом, при помощи которого ЦБР регулирует денежно-кредитную политику, является процентная политика по операциям Банка России, т.е. политика учетной ставки. Учетная ставка – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.
Центральный банк России активно взаимодействует с Правительством РФ: совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Согласно п.1 Положения о взаимном представительстве Правительства РФ и Центрального банка РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15 августа 1994 г. N 1668, основной целью взаимного представительства является осуществление согласованных мер по реализации денежно-кредитной политики.
Высшая цель денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективности занятости и росте реального объема ВВП.
Одним из важных условий денежно-кредитной политики является регулирование объема денежной массы в соответствии с потребностями оборота, что предполагает осуществление мер по предотвращению появления в обороте избыточной массы денег, наличие которой сопровождается увеличением спроса и возможным ростом цен. В равной мере необходимо предотвращать и образование недостатка платежных средств в обороте.
Нехватка денежной массы в обращении, темпы роста которой обусловлены чрезмерно жесткой денежно-кредитной политикой, по-прежнему остается острой проблемой в экономике страны. Необходимость проведения жесткой денежно-кредитной политики диктуется целями борьбы с инфляцией. Изъятие денег из обращения породило вал растущей задолженности.
Важную работу по организации налично-денежного обращения выполняет ГРКЦ. Головной расчетно-кассовый центр является структурным подразделением Банка России, действующим в составе территориального учреждения Банка России.
Основной целью деятельности ГРКЦ, как структурного подразделения Банка России, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.
Головной расчетно-кассовый центр обеспечивает контроль за налично-денежным оборотом. Устанавливает лимит остатка наличных денег в кассе бюджетных организаций, принимает решение о расходовании организациями денежной выручки из кассы на основании письменных заявлений и представленного расчета.
В целях максимального привлечения наличных денег в кассу расчетно-кассового центра за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от организаций, ГРКЦ не реже одного раза в два года проверяет соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
Для определения объема, источников поступлений наличных денег и направлений их выдач, а также выпуска и изъятия их из обращения, Головной расчетно-кассовый центр составляет прогноз кассовых оборотов на квартал.
Расчетно-кассовый центр составляет прогноз кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через кассы, и получаемых от кредитных организаций сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег.
Прогнозные расчеты ожидаемой эмиссии денег используются расчетно-кассовым центром при составлении заявок на подкрепление оборотной кассы.
На основе полученных от Головного расчетно-кассового центра сообщений о прогнозируемых оборотах наличных денег и эмиссионном результате, а также по источникам поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал с разбивкой по месяцам на основе оценки перспектив социально-экономического развития региона, территориальное учреждение Банка России составляет прогнозы кассовых оборотов по области для определения ожидаемых изменений налично-денежной массы в обороте и потребности предприятий в денежной наличности.
Прогнозы кассовых оборотов необходимы для проведения анализа налично-денежного обращения в регионе.
Денежно-кредитная политика является одним из важных направлений регулирования экономической деятельности в России. В главе VII Федерального закона о Центральном банке Российской Федерации «Денежно-кредитная политика» к числу ее инструментов и методов отнесены: рефинансирование банков, валютное регулирование, установление ориентиров роста денежной массы и т.д. Это свидетельствует о том, что денежно-кредитная политика предусматривает использование возможностей банков, а также определенных экономических инструментов в интересах достижения поставленной цели.
Одним из важных условий этого является регулирование объема денежной массы в соответствии с потребностями оборота, что предполагает осуществление мер по предотвращению появления в обороте избыточной массы денег, наличие которой сопровождается увеличением спроса и возможным ростом цен. В равной мере необходимо предотвращать и образование недостатка платежных средств в обороте.
Список литературы
1 Борисов Г.В., Сутырин С.Ф., Шишкин М.В. – М.: ЭКСМО , 2010 г
2 В.Д. Камаев. Экономическая теория, учебное пособие для вузов
3 Белоглазова Г.Н., Толоконцева Г.В. Денежное обращение и банки: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003.
4 Белоусов Р., Белоусов А., Белоусов Д. Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления // Экономист. - 2003. - №4.
4 Букато В. И., Лапидус М. X. Финансово-кредитный механизм и банковские операции. -- М.: Финансы, 2006.
7 Ионов В.М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития// Деньги и кредит, №4, 2007.
8 Казан А.Ю. и др. Финансы и кредит. Учебник. - Екатеринбург, 2006.
9 Колесников В.И., Кроливецкая А.П. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2005.
10 Лаврушин О.И. Банковское дело: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005, стр.366.
11 Лаптырев Д.А. Система управления финансовыми ресурсами банка. - Издательство: М.: БДЦ-Пресс, 2005.
12 Моисеев С.Р. Анализ эффективности российских банков. - М.: Маркет ДС, 2007.
13 Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, 2006.
Информация о работе Роль государства в регулировании денежного обращения