Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей курсовой работы «Роль региональных финансов в финансовой системе РФ». Актуальность темы вызвана необходимостью исследования роли региональных финансов в социально-экономическом развитии региона, в связи с тем, что в последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регу¬лирования этих процессов переходят от центральных уровней госу¬дарственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
1. Экономическое содержание и состав региональных финансов……….… 4
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции ………………………………………………………………………….……….. 4
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона…………………………………………………………………………. 7
2. Бюджеты субъектов РФ как основное звено региональных финансов…. 8
2.1 Бюджетные права субъектов Российской Федерации…………………... 8
2.2 Доходы и расходы региональных бюджетов……………………………. 12
2.3Анализ доходов и расходов бюджета Владимирской области………..... 16
3. Перспективы развития бюджета Владимирской области…………...…….36
Заключение…………………………………………………………………….. 45
Список литературы……………………………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образовани51.docx

— 116.49 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской федерации»

(Финансовый университет)

Владимирский филиал Финуниверситета

 

Курсовая работа по дисциплине

«Финансы»

 

 

            Направление курсовой работы № 1                     

  Название задачи: вариант  № 25

Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации

 

 

 

 

Исполнитель: Шолохова О.Н.

Факультет: Заочный финансово-кредитный

Специальность: Финансы и кредит

Группа: периферия

№ зачетной книжки 11флд41774

Руководитель: Губернаторов А.М.

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3

1. Экономическое содержание  и состав региональных финансов……….… 4

1.1  Понятие региональных  финансов, их особенности, состав  и функции ………………………………………………………………………….……….. 4

1.2  Роль региональных  финансов в социально-экономическом  развитии региона…………………………………………………………………………. 7

2. Бюджеты субъектов РФ  как основное звено региональных  финансов…. 8

2.1 Бюджетные права субъектов  Российской Федерации…………………... 8

2.2 Доходы и расходы  региональных бюджетов……………………………. 12

2.3Анализ доходов и расходов бюджета Владимирской области………..... 16

3. Перспективы развития  бюджета Владимирской области…………...…….36

Заключение…………………………………………………………………….. 45

Список литературы……………………………………………………………..46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Тема моей курсовой  работы «Роль региональных финансов в финансовой системе РФ». Актуальность темы вызвана необходимостью исследования роли  региональных финансов в социально-экономическом развитии региона, в связи с тем, что в последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Объектом данной курсовой работы являются региональные финансы Российской Федерации. Я рассмотрю региональные финансы в финансовой системе РФ на примере Тульской области. Для анализа динамики развития возьму период с 2013 по 2015 г. На основе этих трех лет постараюсь проследить изменения, которые прогнозируются в бюджете Владимирской области. Я постараюсь разобраться в следующих вопросах: экономической сущности, функциях, особенностях региональных финансов и их роли в социально-экономическом развитии региона, а также в принципах формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическое  содержание и состав региональных  финансов.

1.1 Понятие региональных  финансов, их особенности, состав  и функции.

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают региональные бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

Таким образом, региональные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.

Через эти финансовые ресурсы государство проводит социальную политику выравнивания уровня экономического и социального развития территории.

Финансовые ресурсы региона включают в себя региональный бюджет, средства субъектов хозяйствования территорий и внебюджетные региональные фонды.

Региональные местные бюджеты – главные финансовые базы территории.

Экономическая сущность региональных местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

    • формирование денежных средств для региональной местной власти;
    • распределение и использование фондов между отраслями народного хозяйства;
    • контроль, за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования, подведомственных местным органам власти. Доходы региональных бюджетов подразделяются на

регулируемые и закрепленные.

Регулируемые – это средства, передаваемые из вышестоящих бюджетов. Они делятся на процентные отчисления от налогов (НДС, налога на прибыль, подоходный налог), дотации, субвенции.

Закрепленные – твердофиксированная доля средств, которые поступают в соответствующий бюджет (налог на прибыль предприятия, подведомственных региональным органам власти),  а также местные налоги и сборы (наиболее значительные – налог на имущество, земельный налог).

Расходы региональных бюджетов направлены на разработку и осуществление планов экономического и социального развития подведомственных территорий. Структура и соотношение расходов разных регионов неодинаковы .

В региональный бюджет включаются статьи:

    • финансирование развития местной производственной базы, т.е. это основа для получения собственных доходов;
    • затраты на здравоохранение, образование, культуру, науку;
    • расходы по охране окружающей среды;
    • социальные проблемы населения;
    • благоустройство территорий.

Региональные финансы - это не только система экономических отношений. Они являются и совокупностью денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Это вызывает необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.

Одной из составляющих региональных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К таким средствам относятся, во-первых, финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности. Чаще всего это коммунальные предприятия. Во-вторых, финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме региональных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие. Третьим компонентом региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, например страховые, поступления из централизованных внебюджетных фондов, например пенсионного и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

 

1.2. Роль региональных  финансов в социально-экономическом  развитии региона.

В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.

Через региональные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали от других районов страны. С этой целью разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов.

2. Бюджет субъекта  Российской Федерации как основное  звено региональных финансов

2.1 Бюджетные права субъектов Российской Федерации

 Государственные и муниципальные бюджеты составляют центральное звено финансовой системы России. Бюджеты взаимосвязаны со всеми остальными звеньями финансовой системы страны и обеспечивают развитие самых различных сфер общественных отношений.

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ установлено: «бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

С правовой же точки зрения бюджет - это основной финансовый план соответствующей территории, который утверждается в форме закона (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации) или в форме решения представительного органа местного самоуправления. Бюджеты составляются на один финансовый год, который соответствует календарному и длится с 1 января по 31 декабря.

С принятием Бюджетного кодекса РФ сформировалась основная подотрасль финансового права - бюджетное право, которое можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения по поводу бюджетного устройства Российской Федерации, бюджетного процесса, а также отношения, возникающие в связи с установлением расходов и доходов и распределением их между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Именно эти группы общественных отношений, указанные в определении бюджетного права, и будут составлять предмет правового регулирования подотрасли.

Отношения, составляющие предмет бюджетного права, урегулированы правовыми нормами, содержащимися в различных источниках. Прежде всего, это Конституция РФ, определяющая основные начала деятельности государственных органов в бюджетной сфере.

Основным источником бюджетного права является Бюджетный кодекс РФ, который регулирует всю совокупность бюджетных отношений и имеет приоритет по отношению к иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные отношения.

Источниками бюджетного права являются федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют бюджетные отношения. Среди них: федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», ежегодно принимаемый федеральный закон о федеральном бюджете и аналогичные законы субъектов Российской Федерации. Кроме того, источниками бюджетного права являются и законы субъектов Российской Федерации, регулирующие общие вопросы бюджетного права (например, бюджетный процесс на уровне субъекта Российской Федерации). Также источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения.

К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

  • установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
  • установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
  • установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
  • определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;
  • установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;

Информация о работе Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации