Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение Федерального бюджета, его роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации, в экономике и пути сокращения дефицита. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: -дано определение Федерального бюджета, его сущность и выделены основные функции, выполняемые бюджетом; -рассмотрены состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета; - рассмотрены принципы исполнения бюджета; -дана общая характеристика Федерального бюджета; -проанализирован состав и структура федерального бюджета на 2008- 2010 г.г. , то есть рассмотрены его доходы и расходы;
8. Принцип гласности предполагает:
9. Принцип достоверности бюджета – это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Принцип адресности
и целевого характера
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. В Конституции РФ(ст.71) зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального
бюджета являются главным источником
финансирования структурной перестройки
экономики, конверсии предприятий военно-промышленного
комплекса, развития перспективных направлений
в сфере производства, пионерного освоения
новых территориально-
Большую роль играет
федеральный бюджет в
Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» 1991 г. и налоговым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.
Между уровнями бюджетной системы РФ разграничиваются доходные и расходные части бюджета. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов в случае недостатка закрепленных за ними доходов могут перечисляться дополнительные средства в различных формах из вышестоящих бюджетов.
Доходы федерального бюджета. В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы :
-налоги и другие обязательные платежи;
-прочие доходы.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
К неналоговым доходам
федерального бюджета
Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Расходы бюджета тесно
связаны с функциями
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
-обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
-функционирование федеральной судебной системы;
-осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
-национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
-фундаментальные исследования
и содействие научно-техническому прогрессу
и т.д.
2 Анализ федерального бюджета РФ
2.1 Анализ доходов федерального бюджета РФ
С принятием в конце 2004
г. новой бюджетной классификации
в настоящее время
В новой бюджетной классификации
РФ не сохранилось деления доходов
на налоговые и неналоговые
Безвозмездные перечисления включают: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от государственных организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций и прочие безвозмездные поступления.
В настоящее время в составе доходов бюджетов доходы целевых бюджетных фондов не предусмотрены вообще.
Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ.
Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ (ч.2, раздел 2, гл.7)
Указанная общая классификация доходов бюджета на каждом уровне бюджетной системы имеет свои особенности.
Для дальнейшего рассмотрения доходов федерального бюджета разделим их на налоговые, неналоговые и нефтегазовые доходы. Выделение группы нефтегазовых доходов является сейчас актуальным, поскольку бюджет РФ сильно к ним привязан, и в частности к мировым ценам на нефть. Динамику налоговых, неналоговых и нефтегазовых доходов можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1 Структура доходов федерального бюджета РФ за период 2006-2010гг1
Доходы |
2006г |
2007г |
2008г |
2009г |
2010г | |||||
Млрд. Руб. |
% |
Млрд. руб. |
% |
Млрд. руб. |
% |
Млрд. руб. |
% |
Млрд. руб. |
% | |
Всего |
5046,1 |
100 |
6965,3 |
100 |
6673,2 |
100 |
7416,2 |
100 |
8035,2 |
100 |
Налоговые доходы |
2444,3 |
48,44 |
3212,4 |
46,12 |
3331,3 |
49,92 |
4098,2 |
55,26 |
4662,4 |
58,03 |
Неналоговые доходы |
672,4 |
13,33 |
797,5 |
11,45 |
910,9 |
13,65 |
965,6 |
13,02 |
1029,1 |
12,81 |
Нефтегазовые доходы |
1929,4 |
38,23 |
2955,4 |
42,43 |
2431,0 |
36,43 |
2352,4 |
31,72 |
2343,7 |
29,17 |
Как видно из таблицы 1 за период 2006-2010 гг. доля налоговых доходов увеличится почти на 10%. До 2007г. наблюдалось снижение доли налоговых доходов в общих доходах федерального бюджета, а с 2008г. наблюдается их постепенное увеличение на 3-5% в год. Меньше всего налоговых доходов было в 2007г – 46,12% от всех доходов федерального бюджета, больше всего планируется в 2010г. – 58,03% от всех доходов федерального бюджета. Это увеличение налоговых доходов планируется произвести за счет уменьшения нефтегазовых доходов и неналоговых доходов.
За период 2006-2010 гг. нефтегазовые доходы планируется снизить на 8,52%. До 2007г. наблюдалось увеличение нефтегазовых доходов и в 2007г. доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов была наибольшей - 42,43% . С 2007 г. наблюдается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов и их наименьшее значение планируется в 2010гг.- 29,17% от всех доходов федерального бюджета.
Информация о работе Роль федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ