Роль федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотрение Федерального бюджета, его роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации, в экономике и пути сокращения дефицита. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: -дано определение Федерального бюджета, его сущность и выделены основные функции, выполняемые бюджетом; -рассмотрены состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета; - рассмотрены принципы исполнения бюджета; -дана общая характеристика Федерального бюджета; -проанализирован состав и структура федерального бюджета на 2008- 2010 г.г. , то есть рассмотрены его доходы и расходы;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.docx

— 88.29 Кб (Скачать файл)

За период 2006-2010 гг. планируется  снизить неналоговые доходы на 0,52%. За этот период наблюдалась следующая  динамика этих доходов:

- 2006-2007 гг. снижение неналоговых  доходов на 1,88% от всех доходов  федерального бюджета. И в 2007г.  наблюдается наименьшая доля  неналоговых доходов в общем  объеме доходов - 11,45%.

- 2007-2008 гг. увеличение неналоговых  доходов на 2,2% от всех доходов  федерального бюджета. И в 2008 г наблюдается наибольшая доля  неналоговых доходов в общем  объеме доходов - 13,65%.

- 2008-2010 гг. снижение доли  неналоговых доходов 0,84% от всех  доходов федерального бюджета.

Таким образом, происходят существенные изменения в структуре доходов федерального бюджета к 2010 г.

 

2.2 Анализ расходов федерального бюджета РФ

 

Анализ исполнения расходов федерального бюджета Российской Федерации  за 2007-2009 годы( таблица2) позволит определить, в полном ли объёме были исполнены расходные обязательства, которые были запланированы. Также выявить, по каким статьям расходов федерального бюджета был осуществлён перерасход, т.е. дополнительное финансирование, а по каким было осуществлено недофинансирование и выяснить причины этого.

Таблица 2. Исполнения расходов федерального бюджета за период с 2007 по 2009 годы2

 
Наименование

 
2007 год план

 
2007 год факт

%выполнения

 
2008 год 
план

2008 год факт

%выполнения

 
2009годплан

2009 год факт

 

 
В с е г о

 
5463,5

 
5983

 
109,51

 
6570,3

 
7566,6

 
115,16

 
7624,9

 
9636,8

 

 
Общегосударственные вопросы

 
808,2

 
812,1

 
100,48

 
899,6

 
8835,2

 
92,84

 
976,4

 
829,4

 
Национальная оборона

 
822

 
822,1

 
100,01

 
959,6

 
11040,8

 
108,46

 
1061,5

 
1188,2

 
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

 
662,9

 
667,2

 
100,65

 
771,1

 
8835,5

 
108,35

 
932,1

 
1004,5

 
Национальная экономика

 
497,2

 
692,6

 
139,3

 
718,2

 
11025

 
142,72

 
802

 
1651

 
Жилищно-коммунальное хозяйство

 
53

 
294,9

 
556,42

 
56,9

 
1129,4

 
227,42

 
79,2

 
151,6

 
Охрана окружающей среды

 

 

 
88,2

 
101,23

 
9,3

 
110,1

 
108,6

 
10,2

 
13

 
Образование

 
277,9

 
294,6

 
106,01

 
309

 
3355

 
114,89

 
315,5

 
418

 
Культура, кинематография и средства массовой информации

 
67,8

 
771

 
104,72

 
82,7

 
888,8

 
107,38

 
70,2

 
111,6

 
Здравоохранение и спорт

 
206,4

 
196,5

 
95,2

 
218,3

 
2278,2

 
127,44

 
234,2

 
352,3

 

 
Социальная политика

 

 

 
214

 
99,26

 
273

 
2293,6

 
107,55

 
362,4

 
323,5

 
Межбюджетные трансферты

 

 

 
1900,1

 
103,03

 
2272,4

 
22674,6

 
117,7

 
2421

 
3593,5


 

 

На основе таблицы 2, можно сделать выводы о том, что на протяжении всего исследуемого периода фактические расходы превышают плановые. В 2007 г. расходы федерального бюджета составили 5 983 млрд. руб.(что на 9,51% больше плановых), в 2008 г. – 7566,6 млрд. руб.(что на 15,16% больше плановых), в 2009 г. – 9 636,8 млрд. руб.(что на 26,39% больше плановых). Отклонения неизбежны, ведь в процессе исполнения бюджета могут возникнуть чрезвычайные ситуации, бедствия, непредвиденные обстоятельства, получение доходов в большем размере, чем планировалось или же, наоборот, в меньшем. и др. Всё это заставляет вносить изменения в бюджет. В данном рассматриваемом периоде превышение фактических расходов над плановыми вызвано экономическим кризисом, который заставил увеличить финансирование многих отраслей.

Наименьшее отклонение от плана за исследуемый период отмечается в 2007 году, т. к. тогда кризис ещё проявлялся не так ярко, как в 2008 году.

Наибольшее отклонение от плана в 2007 году наблюдается по статье жилищно-коммунальное хозяйство. Его  финансирование было превышено более  чем в 5 раз над плановым.

Также большое отклонение от плана наблюдается по статье национальная экономика. Отклонение составило 39,3%.Это  связано с антикризисным стимулированием  экономики.

Недофинансирование в  размере 4,8% произошло в сфере  здравоохранения и спорта.

По всем остальным статьям  расходов федерального бюджета РФ наблюдается  приблизительное равенство плановых и фактических показателей. За исследуемый  период 2007 год является единственным, в котором большинство фактических  расходов приблизительно равны плановым.

В 2008 году наблюдается большее  отклонение от плана, нежели в 2007году. Общее отклонение составляет 15,16%.

Основными статьями перерасхода  являются так же жилищно-коммунальное хозяйство и национальная экономика. Отклонение фактических расходов на жилищно-коммунальное хозяйство от плановых составило 127,42%,т.е. Было израсходовано в двое больше, чем было запланировано. Отклонение фактических расходов на национальную экономику от плановых составило 42,42%.

В отличии от 2007года,в котором здравоохранение и спорт были профинансированы не в полном объёме, в 2008 году осуществлено дополнительное финансирование данной сферы. Превышение фактических расходов над плановыми составило 27,44% или 60,1млрд.руб.

Недофинансирование лишь по статье общегосударственные вопросы.

Дополнительное финансирование межбюджетных трансфертов на 402,2 млрд.руб. Вызвало превышение фактических расходов над плановыми на 17,7%.Несмотря на небольшой относительный показатель, т.к. Межбюджетные трансферты занимают лидирующее место по объёму расходов федерального бюджета, в абсолютном выражении получилось достаточно большое превышение расходов над плановыми.

За 2008 год нет ни одного направления, которое было бы непрофинансировано в полном объёме. По всем остальным статьям наблюдается небольшое отклонение в пределах 4-8%.

В 2009 на жилищно-коммунальное хозяйство перерасход составил 91,41% или +72,4 млрд.руб. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики. году произошли самые большие отклонения расходов федерального бюджета РФ от плановых за весь рассматриваемый период. Общее отклонение фактических расходов от плановых составило 26,39%, что в абсолютном выражении составило 2011,9 млрд.руб.

Существенные отклонения наблюдаются по многим статьям.

Наибольший отклонение в относительном выражении, так же как и в прошлых исследуемых годах остаётся за жилищно-коммунальным хозяйством и национальной экономикой.

Отклонение расходов фактических  от плановых на национальную экономику  составляет +105,86% или 849 млрд.руб. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики. Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже в 2011 он займет второе место.

Наибольшее отклонение в  абсолютном выражении конечно же в расходах на межбюджетные трансферты-1172,5 млрд.руб. Или +48,43 %.

Значительный перерасход наблюдается по таким статьям  как здравоохранение и спорт-+50,43% или +118,1млрд.руб., культура, кинематография и средства массовой информации-+58,97% или +41,4 млрд.руб. И охрана окружающей среды-+27,45% или + 2,8млрд.руб, а также образование-+32,49% или +102,5млрд.руб. Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

По некоторым статьям  наблюдается небольшой перерасход в относительном выражении, но достаточно существенный в абсолютном. По статье национальная оборона-+11,94% или +177млрд.руб,национальная безопасность и правоохранительная деятельность-+7,77% или +72,4 млрд.руб.

Недофинансирование наблюдается по двум статьям: социальная политика(-10,73%) и общегосударственные вопросы(-15,06%).

Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его  финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета.

Согласно изменениям в  бюджетном законодательстве в структуре  расходов в 2010 и 2011 году появится новая  статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который  не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать  новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода.

 

2.3 Бюджетная политика Российской Федерации и направления её совершенствования

  

 Бюджетная политика  как целенаправленная деятельность  государства по определению основных  задач и количественных параметров  формирования доходов и расходов  бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных  инструментов экономической политики  государства. 

Бюджетная политика на очередной  финансовый год определяется Бюджетным  посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными  направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным  долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена  по результативности деятельности органов  исполнительной власти в указанных  направлениях. Состояние государственных  финансов оказывает весьма сильное  воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать  одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной  политики.

В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно предложить следующие:

  • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  • уровень выполнения бюджетных обязательств;
  • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
  • уровень монетизации бюджетного дефицита;
  • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
  • динамику валового внутреннего продукта;
  • уровень безработицы;
  • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В условиях России к вышеназванным  показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

  • масштабы эмиссии денежных суррогатов;
  • величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;
  • величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Основные направления  бюджетной политики, разработанные Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:

  • осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;
  • осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;
  • полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
  • сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;
  • сокращение дефицита федерального бюджета до 2 % ВВП;
  • снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государственных ценных бумаг  процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;
  • совершенствование межбюджетных отношений.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это – базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. 

Заключение 

В данной курсовой работе были рассмотрены роль федерального бюджета  в социально-экономическом развитии РФ, сущность федерального бюджета, его  функции, были показаны принципы исполнения федерального бюджета. Проанализирован  Федеральный бюджет на 2008-2010 г.г., т.е. рассмотрены состав и структура доходов и расходов федерального бюджета, дана общая характеристика бюджета. Также был затронут вопрос о проблеме формирования нефтегазовых доходов федерального бюджета и путей укрепления доходной части базы бюджета.

Информация о работе Роль федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ