Роль финансов в общественном воспроизводственном процессе расширенном воспроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1 Понятия и особенности финансов…………………………………………4
1.1 Финансы как стоимостная категория. Сущность финансов…………......4
1.2 Особенности финансов………………………………………………………….9
2 Процесс непрерывного возобновления и расширения производственных фондов……………………………………………………………………………13
2.1 Общественное производство, его факторы и результаты…………......13
2.2 Основы использования финансов в общественном производстве…....22
2.3 Роль финансов в расширенном производстве…………………..……..25
3 Инвестиционная деятельность………………………………….…..…..28
3.1 Инвестиции……………………………………………………….………28
3.2 Прямые иностранные инвестиции в Россию в 2000 году…….……….31
Заключение……………………………………………………….……….37
Список используемой литературы …………...………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Расширенное производство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в производстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на производственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы (финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, и, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на этой основе рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного производства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

Одной из причин сокращения инвестиционной деятельности в производственной сфере по всем народнохозяйственным комплексам — кризис неплатежей в народном хозяйстве.

Особенно велика роль финансов в расширенном производстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.

Несмотря на резкое снижение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства для предприятий в рыночной экономике облегчаются вследствие возросшей доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся амортизации в результате переоценки основных фондов, возможностей привлечения банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке.

В недавнем прошлом в рамках административно-командной системы роль финансов была незначительной и сводилась, как правило, к контролю за сбором налогов. При этом вся прибыль организаций изымалась, а при необходимости денежные средства выделялись из государственного бюджета.

В рамках рыночных условий роль финансов в расширенном производстве существенно возросла. Финансы стали играть следующую роль:[8]

  • финансовое обеспечение потребностей расширенного производства, предполагающем покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных и привлеченных средств);
  • финансовое регулирование социальных и экономических процессов, представляющем собой изменение темпов роста отдельных структурных подразделений с целью перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества;
  • финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов, осуществляемом через эффективное вложение финансовых ресурсов, создание поощрительных фондов, использование бюджетных стимулов и финансовых санкций.

Финансовая система строится на финансовых отношениях, охватывающих такие сферы экономических денежных отношений, которые опосредуют кругооборот децентрализованных денежных фондов организаций разных форм собственности, а также связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, аккумулирующихся в бюджетной системе.

Финансы, являясь частью финансового механизма, тесно связаны с процессом производства, который существует в разных экономических формациях, непосредственно связаны с товарно-денежными отношениями и государством, представляют собой, прежде всего, стоимостную категорию, осуществляют распределение (на уровне микроэкономики) и перераспределение (на уровне макроэкономики) ВВП и национального дохода.

Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что налоговая политика в настоящее время не стимулирует расширенное производство.

Финансы выступают важным элементом производства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

И прекращение спада производства, и экономический рост возможны только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Инвестиционная деятельность

3.1 Инвестиции

 

Инвестиция (нем.) — вложение капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей, направленное на простое и расширенное воспроизводство. В наиболее общей форме инвестиции — это вложения денежных средств в различные формы финансового и материального богатства. Процесс инвестирования совершается в любой экономике как взаимовыгодное перераспределение денежных ресурсов от тех, кто ими располагает, к тем, кто в них нуждается.

В условиях рыночной экономики инвестиционными ценностями выступают денежные средства, банковские депозитные вклады, банковские кредиты и ссуды, ценные бумаги (облигации, акции и т.д.), движимое и недвижимое имущество (здания, машины, оборудование и другие материальные ценности), права пользования землей и другими природными ресурсами, интеллектуальные ценности (запатентованные изобретения, закрепленные авторскими правами открытия, ноу-хау).

Термин «инвестиции» до 1991 года использовался как аналог капитальных вложений. В рамках централизованной плановой системы применялось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных и оборотных фондов. Инвестиции — более широкое понятие, которое охватывает так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к термину «капитальные вложения», и портфельные инвестиции.

Реальными инвестициями принято называть финансовые вложения в основные производственные и непроизводственные фонды (новое строительство, техническое перевооружение и т.п.).

Портфельные инвестиции — вложения финансовых ресурсов в акции предприятий и другие ценные бумаги и предоставление средств в долгосрочные ссуды. Финансовые вложения могут стать дополнительным источником инвестиции в реальное производство и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Часть портных инвестиций — вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства — по своей природе ничем не отличается от прямых инвестиций в производство.

В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования роста и развития экономики страны. Чтобы дать общее предъявление об инвестиционной деятельности, рассмотрим основные понятия, структуру инвестиционного процесса, его участников, типы инвесторов.

Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций (инвестирование) и совокупность практических действии по их реализации.

Субъектами инвестиционной деятельности являются .инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и логические организации, инвестиционные фонды) и другие участники инвестиционного процесса.

Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивают их целевое использование

.

Субъектом в инвестиционной деятельности является также предприятие (организация), использующее инвестиции, именуемое реципиентом.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется путем про ведения инвестиционной политики, направлен ной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РФ, обеспечивается государственными органами управления РФ, республик в составе РФ, органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется:

в соответствии с государственными инвестиционными программами;

путем прямого управления государственными инвестициями;

с помощью системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

путем предоставления финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

в форме финансовой и кредитной политики (в том числе путем выпуска в обращение ценных бумаг), политики ценообразования амортизационной политики;

в соответствии с установленным законодательством, действующим на территории РФ, условиями пользования землей и.другими природными ресурсами;

под контролем соблюдения государственных норм и стандартов, а также при соблюдении правил обязательной сертификации;

с применением антимонопольных мер, путем приватизации объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

с учетом экспертизы инвестиционных проектов.

Дотации. Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов, называются дотациями.

Субвенции —- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Прямые иностранные инвестиции в Россию в 2000 году.

 

По официальным данным Госкомстата[9] по состоянию на конец 2000 г. (за 1991 – 1999 гг. и 2000 г.) накопленный иностранный капитал в экономике России составил 32,0 млрд. долларов США. Доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составила 50,4 %; портфельных – 1,6 %; прочих – 48,0 %.

В 2000 г. объем поступившего иностранного капитала составил 114,6 % от объема предыдущего года, или 11,0 млрд. долларов США.

                                                          Т а б л и ц а  3.1

     Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики России по видам (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США)

    

 

2000 г.

Справочно 1999 г.

Млн. долл. США

в % к.

Млн. долл. США

в % к.

итогу

1999 г.

итогу

1998 г.

Инвестиции

10958

100

114,6

9560

100

81,2

в том числе:

прямые

4429

40,4

104,0

4260

44,6

126,7

портфельные

145

1,3

в 4,7 р.

31

0,3

16,2

прочие

6384

58,3

121,2

5269

55,1

64,1


 

По прежнему привлекательными для иностранных инвесторов остаются предприятия и организации транспорта, где объем иностранных инвестиций возрос в 2000 г. По сравнению с 1999 г. почти в 2,0 раза, связи – в 2,4 раза, пищевой промышленности – на 26,3 %, торговли и общественного транспорта – на 20,5 %.

Вместе с тем снизили объемы иностранных инвестиций в такую привлекательную ранее для иностранных инвесторов отрасль, как топливная промышленность (на 63,5%). Общая величина ПИИ в транспорт, торговлю и общественное питание, пищевую промышленность, а также топливную составила в 2000 г. 3,0 млрд. долларов США, или 68,8 % всех прямых вложений[10].

                                                             

 Т а б л и ц а  3.2

Поступление иностранных инвестиций в основные отрасли экономики в 2000 г.(млн. долларов США)

    

 

Поступило

В % к итогу

В том числе

прямые

портфельные

прочие

промышленность

4721

43,1

1844

66

2811

электроэнергетика

16

0,1

2

14

-

топливная

621

5,7

442

2

177

нефтедобывающая

563

5,1

441

2

120

нефтеперерабатывающая

57

0,6

0,7

0,0

56

машиностроение

470

4,3

228

0,5

242

пр-во строительных материалов

61

0,6

26

3

32

легкая

11

0,1

8

-

3

строительство

86

0,8

45

-

41

с/х

38

0,4

31

-

7

ТРАНСПОРТ

1020

9,3

948

0,2

72

связь

927

8,5

378

4

545

туризм

1

0,0

1

-

0,1

Информация о работе Роль финансов в общественном воспроизводственном процессе расширенном воспроизводстве