Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 17:57, реферат
Корпоративные финансы находятся в системе финансовых отношений организаций, а корпоративная финансовая политика выступает одной из специфических разновидностей финансовой политики в рыночной экономике. К их числу, например, относятся: государственная финансовая политика, финансовая политика местных (муниципальных) органов власти и управления, финансовая политика организаций (предприятий).
Финансовая политика предприятий, фирм, компаний, корпораций, изучаемая как составная часть финансового менеджмента, оказалась выделенной из состава финансов организаций и представляет собой одну из составных частей финансовой науки. Эта наука исторически возникает и формируется из учения о деньгах и кредите.
Принято выделять три типа финансовой политики: консервативную, умеренную и агрессивную. Каждая из этих политик призвана обеспечить свой темп финансово-экономического роста и основывается на определении рационального для корпорации сочетания уровня доходности (рентабельности) с уровнем риска. Типы политик даны в порядке обеспечивающим нарастание темпов роста финансовых показателей, уровней доходностей, которым соответствуют нарастающие риски.
В основе выбора способа финансирования корпорации лежит решение вопросов о том, как именно, в каком порядке, каким методом мобилизовать и потратить имеющийся источник финансовых ресурсов и денежных средств.
Финансирование расходов корпорации есть, прежде всего, коммерческое финансирование за счет собственных, заемных и привлеченных источников.
Проявляется как внутреннее финансирование, а также как внешнее финансирование за счет средств бюджетной системы и сторонних организаций, физических лиц.
Для предприятий и организаций, входящих в состав корпорации, в качестве внешнего финансирования может выступать также финансирование их расходов в порядке перераспределения за счет и в пределах, имеющихся внутри корпорации источников в целом.
Часто способ финансирования расходов корпорации носит смешанный характер, т.е. осуществляется через сочетание внутренних и внешних источников, традиционных и специфических способов организации процессов мобилизации и расходования источников. При этом особые способы финансирования расходов корпораций связаны, например, со схемным финансированием в порядке лизинга и толлинга, вексельным, зачетным, залоговым, проектным, венчурным финансированием расходов.
Место финансовой политики корпорации обусловлено соподчинением ее экономической политике организации. При этом корпоративная финансовая политика выступает весомой частью финансовой политики проводимой в хозяйстве. Корпоративная финансовая политика в составе финансовой политики в целом выступает одной из составных частей финансовой науки.
Значение финансовой политики в развитии корпорации определено значимостью финансово-кредитного ресурса для реализации финансово-экономических задач и достижения поставленных корпорацией политических, экономических, социальных целей.
Роль финансовой политики корпорации состоит в возможности влиять через систему денежных, распределительных отношений практически на все стороны и результаты, темпы и пропорции финансово-экономической деятельности. При этом важную роль в таком влиянии играют формируемые и используемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности денежные фонды и резервы стабилизирующего, накопительного, поощрительного, инновационного характера, а также собственно эффективность производимых затрат, вложений, расходов денежных средств и финансовых ресурсов.
Цели, задачи и основные этапы формирования финансовой политики
Финансовая политика первичной рыночной структуры находит свое отражение в сформулированной для достижения цели и поставленных задачах, которые необходимо решить на пути движения к цели.
Процесс управления денежным оборотом и финансами подчинен и зависим от финансовой политики. Управление финансами как процесс, находящийся в компетенции финансовой политики, выступает важным инструментом для реализации цели и задач финансовой политики.
Планово-целевой характер формирования, распределения, использования денежных средств и финансовых ресурсов корпорации выступает основой движения денежных средств и финансовых ресурсов. Это движение подчиняется сформулированной и принятой цели проводимой финансовой политики.
Финансовую политику корпорации и других организаций принято подразделять в зависимости от периода разработки на долгосрочную и кратко-срочную. Цели и задачи таких политик, могут быть сформулированы как стратегические (долгосрочные) и тактические (краткосрочные).
Финансовая стратегия корпорации представляет собой совокупность стратегических финансовых целей и задач, которые достигаются и выполняются в ходе совершенствования процесса управления денежным оборотом и финансами. Финансовая стратегия определяет и формулирует, процесс управления изыскивает пути и способы качественного исполнения стратегических установок, инструменты и формы их достижения, которые могут быть не очевидны на момент разработки и принятия финансовой стратегии.
Финансовая тактика корпорации представляет собой совокупность годовых и оперативных целей и задач, взаимосвязанных и обусловленных стратегическими, которые достигаются и выполняются в ходе повседневной денежно-финансовой работы по полному финансово-кредитному обеспечению запланированных расходов, полноте и своевременности отпуска средств на их покрытие в порядке финансирования.
Важно иметь в виду, что соотношение целей и задач в рамках их стратегического и тактического разделения может быть разным. Например, стратегическая цель (миссия) может быть подкреплена стратегическими задачами.
В других случаях, стратегическая цель, как цель долгосрочной финансовой политики, может быть подкреплена тактической целью и краткосрочными задачами, которые могут корректироваться по ходу движения к поставленной стратегической цели.
Важно иметь в виду, что финансовая политика это наши волеизъявления в области специфики практической организации денежного оборота и финансов в интересах достижения поставленных целей и выполнения задач. Эти устремления формируются и реализуются на практике в виде двух составляющих финансовой политики: финансовой стратегии и тактики. При этом тактические цели и решаемые текущие задачи должны работать на достижение стратегических.
Зарубежные и крупные отечественные объединенные структуры часто придерживаются подхода, согласно которому приоритет принадлежит стратегической цели, на пути движения к которой допустимо даже обоснованное ухудшение отдельных текущих, не говоря уже об оперативных, финансово-экономических показателей.
Финансовой стратегии соответствует долгосрочный, укрупненный, принципиальный выбор цели. Этот выбор не может быть произвольным. Стратегическая часть финансовой политики основывается и связана, прежде всего, с философией корпоративной организации в области экономической и финансово-хозяйственной деятельности. Философия компании в принципе долгосрочна.
Например, финансовая политика «Тойота» базируется на четырехкомпонентной экономической модели. Она включает следующие составляющие: философия компании; непрерывное совершенствование процесса; сотрудники и партнеры; решение проблем. При этом философия, стратегическая цель проведения всех видов политик определена принципиальным рассмотрением компании как средства создания ценностей для потребителей, общества и партнеров.
Практика ведущих зарубежных и отечественных компаний, корпораций, концернов, других объединенных структур свидетельствует о том, что стратегические цели должны не декларироваться, а будучи четко сформулированными, постоянно культивироваться в процессе ведения бизнеса.
В основе стратегической цели бизнеса вообще и финансовой цели в частности лежит принятая концепция цели финансово-хозяйственной деятельности, или существования бизнеса вообще (имеется в виду например, концепция бережливого производства и другие).
В процессе финансово-хозяйственной деятельности рыночной структуры могут преследовать разные цели. Однозначной трактовки цели финансовой деятельности не существует, на практике имеется некий набор. Обычно цель связывается с максимизацией финансового результата, в качестве которого выступает прибыль, как сальдо счета прибылей и убытков.
Многие организации не стремятся к максимизации прибыли, а скорее наоборот - стремятся к ее минимизации. На практике минимизация прибыли нередко проводится под определяющим влиянием налоговых соображений, как результат отсутствия налогового щита и осуществляется разными методами: завышение производственной себестоимости товарной продукции, коммерческих и управленческих расходов; занижение отпускных цен в отгрузочных документах; проведение не прозрачных сделок.
Принципиально другая ситуация во многих зарубежных странах. Достижение и отражение в отчетности устойчивой динамики роста прибыли в условиях жестко фиксированных законом, реальных и постоянных налоговых льгот оказывает благотворное влияние на рыночные котировки акций, укрепляет доверие акционеров и кредиторов, увеличивает доступ к заемным источникам, формирует высокую деловую репутацию фирмы, компании, корпорации.
В качестве цели финансовой деятельности корпорации и ее организаций может выступать удовлетворение потребностей рынка данного товара. Дело в том, что высокий объем продаж и финансовый результат деятельности предприятия не может быть достигнут без признания потребителем продукции ее общественной полезности. Эта полезность фиксируется путем акта купли-продажи товара на рынке.
Следовательно, для дальновидных и солидных производителей на первый план могут выходить задачи удержания рыночной доли своей марки товара, а также попытка завоевания или расширения рынка путем систематического увеличения объема продаж, в том числе за счет проникновения и закрепления на рынках третьих стран.
Это предопределяет целенаправленное использование значительной и нередко постоянно возрастающей доли финансовых ресурсов на инновации с целью удержания, или формирования конкурентной позиции, т.е. на разработку принципиально новых образцов и продукции с улучшенными потребительскими свойствами. Цель финансовой деятельности, как максимизация финансового результата в виде прибыли, становится производной от описанного подхода к определению цели финансово-хозяйственной деятельности.
Цель финансово-хозяйственной деятельности может зависеть от финансового состояния организации. Плохое финансовое состояние неизбежно ставит проблему его улучшения. Поэтому на первый план выходят вопросы достижения финансовой устойчивости на базе поддержания платежеспособности и достижения ликвидности баланса. Финансовую же устойчивость, как и более широкое комплексное понятие финансового состояния организации, нельзя связывать только с наличием прибыли или убытка. Финансовое состояние и финансовая устойчивость как форма его проявления относятся к комплексным понятиям.
Цель финансово-хозяйственной деятельности корпорации и других акционерных организаций может быть представлена как увеличение их стоимости, определяемой массой собственного капитала, а значит размера богатства акционеров, приходящихся на их доли в уставном капитале.
Стоимостно ориентированная концепция, направленная на обеспечения роста стоимости корпорации, не снимает трактовку прибыли как цели финансово-хозяйственной деятельности в большинстве ведущих отечественных и зарубежных корпораций. Дело состоит в том, что ориентация на рост стоимости корпорации не исключает, а неизбежно предполагает обеспечение роста прибыли, эффективное в целом и инновационное в частности ее распределение и использование.
Большинство корпораций проводят в жизнь финансовую стратегию развития, финансовую стратегию обеспечения устойчивого финансового роста. Целевые стратегические установки корпораций могут также включать, например, следующие финансовые стратегии:
- финансовое обеспечение
- стратегия привлечения в
- стратегия поглощений и
- финансовое обеспечение и
- стратегия перераспределения финансовых ресурсов в более выгодные сферы деятельности и др.
Задачи формирования долгосрочной финансовой политики определены поставленной целью такой политики. Основными стратегическими задачами корпоративной финансовой политики могут выступать:
- максимизация прибыли;
- обеспечение роста стоимости бизнеса;
- оптимизация структуры
- обеспечение ее инвестиционной
привлекательности и рост
- создание эффективного
- обеспечение финансовой
Финансовая стратегия практически материализуется через финансовое прогнозирование и избранные формы долгосрочного денежно-финансового планирования.
Финансовая стратегия реализуется в полной мере через тактику обычными мерами лишь при условии относительной стабильности экономических отношений. При потере стабильности объективно возникает потребность в ужесточении финансовой политики. Объективный характер возникновения потребности в проведении жесткой финансовой политики есть объективность по отношению к фактическому наличию и углублению стоимостных и натурально-вещественных диспропорций в хозяйстве, которые объективно отражаются на состоянии финансов.
В числе тактических целей финансовой политики корпораций могут быть определены следующие цели краткосрочной финансовой политики:
- финансовое оздоровление
- нормализация текущей
- стабилизация финансового
- улучшение ее финансового
Задачи формирования краткосрочной финансовой политики определены поставленной целью такой политики. В качестве основных тактических задач корпоративной финансовой политики могут, например, выступать:
- активное участие финансовых
служб в формировании и