Социальное значение бюджетных расходов на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Образование представляет одну из важнейших отраслей непро­изводственной сферы. Право на получение образования соглас­но Закону «Об образовании» является одним из основных и не­отъемлемых прав граждан Российской Федерации. Большое зна­чение придается повышению качества подготовки кадров, под­готовке специалистов по новым направлениям науки и техники, постоянному совершенствованию учебного процесса.
Расходы на образование в соответствии с бюджетной клас­сификацией включают затраты на общее образование, воспита­ние детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ
1.1. Особенности финасирования расходов на образования
1.2. Нормативного-правовое регулирование финансирования образования РФ
1.3. Основные источники финансирования образования
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ
2.1. Проблемы финансирования отрасли образования
2.2. Роль бюджетного финансирования для системы образования в новых экономических условиях
2.3. Анализ расходов бюджета РФ на образование
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая !!!!222.docx

— 22.45 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ

1.1. Особенности финасирования расходов на образования

1.2. Нормативного-правовое регулирование финансирования образования РФ

1.3. Основные источники финансирования образования

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ

2.1. Проблемы финансирования отрасли образования

2.2. Роль бюджетного финансирования для системы образования в новых экономических условиях

2.3. Анализ расходов бюджета РФ на образование

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное значение бюджетных расходов на образование

Образование представляет одну из важнейших отраслей непро­изводственной сферы. Право на получение образования соглас­но Закону «Об образовании» является одним из основных и не­отъемлемых прав граждан Российской Федерации. Большое зна­чение придается повышению качества подготовки кадров, под­готовке специалистов по новым направлениям науки и техники, постоянному совершенствованию учебного процесса.

Расходы на образование в соответствии с бюджетной клас­сификацией включают затраты на общее образование, воспита­ние детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В компетенции Российской Федерации доля федерального бюджета, направляе­мая на финансирование образования, а также формирование федерального бюджета в части расходов на образование, феде­ральных фондов развития образования, налоговых льгот, стиму­лирующих развитие образования, федеральных нормативов фи­нансирования образования в зависимости от количества учащих­ся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных уч­реждений и государственных органов управления образованием.

В компетенции субъектов Федерации в этой области — фор­мирование их бюджетов в части расходов на образование, уста­новление региональных нормативов финансирования образова­ния.

В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образова­ния, разработка и принятие местных нормативов финансирова­ния образования.

На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета, из федерального бюджета — около 4% его расходов и около 20% расходов бюджетов субъектов Федерации, т. е. основ­ная доля расходов приходится на территориальные бюджета. В общей сумме расходов на образование затраты на детские до­школьные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование — 41%, школы-интернаты — 8%, среднее специальное образование — 10,5%, на высшее образование — 11,5%. Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании различных учреждений образования. Так, средние школы на 99% финанси­руются из бюджетов субъектов Федерации и только на 1% из федерального бюджета, в то же время высшие учебные заведе­ния на 96% финансируются из федерального бюджета и только на 4% из территориальных бюджетов.

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому ти­пу и виду образовательного учреждения.

Федеральные нормативы финансирования должны утвер­ждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с при­нятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми.

Региональные и местные нормативы финансирования долж­ны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной терри­тории текущих расходов, связанных с образовательным процес­сом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудо­вания образовательного учреждения.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.

Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные учреждения по нормативам финансирования, аналогичным для государственных и муниципальных образова­тельных учреждений на данной территории. Эти учреждения получают право на государственное и муниципальное финанси­рование с момента их государственной регистрации.

Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств для финансирования своей основной деятельности. Они вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предостав­ления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвова­ний и целевых взносов юридических и физических лиц. При­влечение  образовательным  учреждением  дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

К дополнительным платным услугам населению относятся:

• обучение по дополнительным образовательным программам;

• преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

• репетиторство;

• углубленное изучение отдельных предметов и др.

Предоставление дополнительных платных услуг должно выходить за рамки соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Доходы от ука­занной деятельности образовательного учреждения должны на­правляться на развитие уставной деятельности, в том числе на увеличение расходов по заработной плате. В этом случае данная деятельность не будет относиться к предпринимательской. Так­же необходимо иметь в виду, что платные услуги не могут ока­зываться взамен и в рамках основной образовательной деятель­ности, финансируемой из бюджета. В противном случае средст­ва, полученные путем такой деятельности, изымаются в соответ­ствующий бюджет.

Негосударственные образовательные учреждения взимают плату с обучающегося за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Платная образовательная деятельность такого учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспече­нию образовательного процесса, в том числе на заработную пла­ту, на его развитие и совершенствование в данном образова­тельном учреждении.

В настоящее время образовательным учреждениям разрешено заниматься и предпринимательской деятельностью, предусмот­ренной уставом. К такой предпринимательской деятельности могут относиться реализация и сдача в аренду основных фондов и принадлежащего ему другого имущества, торговля покупными товарами, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других предприятий и организаций, приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним, ведение иных внереализационных операций, принося­щих доход.

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоя­тельный баланс и расчетный счет. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у образо­вательного учреждения или зачтены в объем финансирования следующего года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на тему: «Обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях»

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Глава 1

 

Планирование, финансирование расходов на образование

 

1.1

 

Расходы бюджета

 

1.2

 

Финансирование расходов на образование

 

Глава 2

 

Роль образования в развитии российского общества

 

2.1

 

Российское образование и тенденции мирового развития

 

2.2

 

Новые социальные требования к системе российского образования

 

2.3

 

Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации

 

2.4

 

Цели и основные задачи модернизации образования

 

2.5

 

Проблемы бюджетного финансирования образования

 

Глава 3

 

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

 

 

 

Заключение

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

В своей работе я затрагиваю очень важную проблему не только нашей страны, но и всего человечества – это образование. Я думаю, что на него нужно как можно больше расходовать средств, что бы еще больше увеличивалось образованных и высококвалифицированных людей. И эти бюджетные расходы посылать не только на образование, но и на расходы социальных нужд - это самый крупный вид расходов, так как к таким расходам относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование.

 

Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально - культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, потому что способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области.

 

Природа этих расходов во многом понятна - конституции многих стран, в том числе и Российской Федерации, провозгласили неотъемлемыми правами граждан права на бесплатное школьное и дошкольное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение после выхода на пенсию и так далее. Кроме того, Российская действительность предъявляет самые жесткие требования к данной группе расходов, во многом обеспечивающих стабильность в обществе, где без усиления социальной ориентации федерального бюджета не обойтись. Государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере возможности пополнять этот список новыми видами затрат.

 

 

 

 

Глава 1 Планирование, финансирование расходов на образование, подготовку кадров, культуру

 

 

 

1.1    Расходы бюджета

 

 

 

Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.

 

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

 

Расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По общественному назначению расходы бюджета государства могут быть поделены на следующие группы:

 

· расходы на социальные цели;

 

· внешнеэкономические расходы;

 

· экономические расходы;

 

· расходы на оборону страны;

 

· расходы на управление.

 

 

 

1.2    Финансирование расходов на образование

 

 

 

Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образование согласно Закону РФ «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан РФ. В расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров. Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 

В компетенции РФ - формирование доли федерального бюджета, направляемой на финансирование образования, установление федеральных нормативов финансирования образования. В компетенции субъектов Федерации в этой области - формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов его финансирования. В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования.

 

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

 

Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные учреждения по нормативам финансирования, аналогичным для государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории. Эти учреждения получают право на государственное и муниципальное финансирование с момента их государственной регистрации. Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Информация о работе Социальное значение бюджетных расходов на образование