Социальное значение бюджетных расходов на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Образование представляет одну из важнейших отраслей непро­изводственной сферы. Право на получение образования соглас­но Закону «Об образовании» является одним из основных и не­отъемлемых прав граждан Российской Федерации. Большое зна­чение придается повышению качества подготовки кадров, под­готовке специалистов по новым направлениям науки и техники, постоянному совершенствованию учебного процесса.
Расходы на образование в соответствии с бюджетной клас­сификацией включают затраты на общее образование, воспита­ние детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ
1.1. Особенности финасирования расходов на образования
1.2. Нормативного-правовое регулирование финансирования образования РФ
1.3. Основные источники финансирования образования
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ
2.1. Проблемы финансирования отрасли образования
2.2. Роль бюджетного финансирования для системы образования в новых экономических условиях
2.3. Анализ расходов бюджета РФ на образование
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая !!!!222.docx

— 22.45 Кб (Скачать файл)

 

Всё это позволяет предположить, что бюджетная (финансовая, экономическая) политика государства (точнее, финансовых органов) направлена в первую очередь на учёт и контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования.

 

 

 

 

 

Глава 3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

 

 

 

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

 

Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:

 

- обновление  структуры сети образовательных  учреждений в соответствии с  задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных  университетов, национальных исследовательских  университетов;

 

-  обновление  механизмов финансирования образовательных  учреждений в соответствии с  задачами инновационного развития;

 

- обеспечение  увеличения оплаты труда работникам  образовательных учреждений в  зависимости от качества и  результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты  труда в сфере экономики и  выше его.

 

Вторая задача - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе:

 

- создание  системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие  детей независимо от места  их проживания, состояния здоровья, социального положения;

 

- создание  системы выявления и поддержки  одаренных детей и талантливой  молодежи;

 

Третья задача - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе:

 

- создание  системы поддержки потребителей  услуг непрерывного профессионального  образования, поддержка корпоративных  программ подготовки и переподготовки  профессиональных кадров;

 

- формирование  системы непрерывного образования  военнослужащих, включая переподготовку  при завершении военной службы.

 

Четвертая задача - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:

 

- прозрачной, открытой системы информирования  граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность  информации;

 

- условий  для привлечения иностранных  студентов в российские образовательные  учреждения;

 

- механизмов  участия потребителей и общественных  институтов в осуществлении контроля  и проведении оценки качества  образования.

 

Установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования: к 2012 году:

 

- формирование  сети научно-образовательных центров  мирового уровня, интегрирующих  передовые научные исследования  и образовательные программы, решающих  кадровые и исследовательские  задачи общенациональных инновационных  проектов;

 

- введение  новой системы оплаты труда  на всех уровнях образования  как основы для заключения  эффективных контрактов;

 

- повышение  доли (не менее чем на 25 процентов) внебюджетных средств в общем  объеме инвестиций в сферу  профессионального образования;

 

- развитие  форм финансирования образовательных  учреждений, позволяющих сконцентрировать  частные и государственные финансовые  средства на цели опережающего  развития и структурных изменений  в системе образования, перевод  всех учреждений общего образования  и не менее 50 процентов учреждений  профессионального образования  на нормативное подушевое финансирование (включая разработку нормативов  финансирования по всем направлениям  подготовки);

 

- становление  системы привлечения работодателей  к созданию образовательных стандартов  и аккредитации образовательных  программ;

- формирование  национальной квалификационной  структуры с учетом перспективных  требований опережающего развития  инновационной экономики и профессиональной  мобильности граждан, обновление  государственных образовательных  стандартов и модернизация программ  обучения всех уровней на базе  квалификационных требований национальной  квалификационной структуры;

 

- переход  на уровневые программы подготовки  специалистов с учетом кредитно-модульных  принципов построения образовательных  программ, внедрение общеевропейского  приложения к диплому о высшем  образовании;

 

- введение  систем оплаты труда педагогического  и административно-управленческого  персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность  их деятельности;

 

- создание  системы общественных рейтингов  образовательных учреждений, программ  непрерывного профессионального  образования;

 

к 2020 году:

 

- формирование  около 20 научно-образовательных центров  мирового уровня, интегрирующих  передовые научные исследования  и образовательные программы, решающих  кадровые и исследовательские  задачи общенациональных инновационных  проектов;

- увеличение  доли средств в структуре доходов  российских университетов, получаемых  за счет выполнения научно-исследовательских  разработок и научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (не менее 25 процентов);

 

- внедрение  системы ежегодной поддержки  до 100 организаций, реализующих лучшие  инновационные программы непрерывного  профессионального образования;

 

- внедрение  новых организационно-правовых форм  учреждений образования, обеспечивающих  сочетание академической автономии  и государственно-общественного  контроля за их деятельностью;

 

- усиление  позиций российского образования  на мировом рынке образовательных  услуг (доход от обучения иностранных  студентов в российских вузах - не менее 10 процентов объема  финансирования системы образования);

 

- обеспечение  условий, при которых показатели  качества образования в российских  образовательных учреждениях будут  находиться в начале рейтинглиста  результатов международных сопоставительных  исследований;

 

- наличие  не менее 10 - 12 современных студенческих  городков и центров сопровождения  одаренных детей и талантливой  молодежи при ведущих научно-образовательных  центрах;

 

- увеличение  доли средств, предоставляемых на  научные исследования, проводимые  в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, до 30 процентов;

 

- создание  программ развития персонала, включающих  в себя финансирование программ  подготовки, переподготовки, повышения  квалификации работников не менее  чем 60 процентов предприятий и  организаций;

 

- использование  образовательных кредитов не  менее чем 12 процентами студентов;

 

- увеличение  доли иностранных студентов, обучающихся  в России, до 5 процентов общего  числа студентов.

 

Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

 

Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8 процента валового внутреннего продукта (в 2007-2008 годах) до 7 процентов в 2020 году, в том числе увеличение расходов бюджетной системы - с 4,1 процента до 5,5-6 процентов валового внутреннего продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

В своем заключении я бы хотела рассказать о том, что будет с нами, если мы не будем уделять большое внимание образованию. Я поняла, что сейчас мы - будущее, что наше государство не поможет нам в образовании, не улучшит качество и доступность, то мы не сможем дать все, то, что было познано столетиями своим детям, внукам.…

 

Но это не единственная проблема, существуют также и возникшие относительно недавно трудности в формировании данной группы расходов - это нахождение разумного баланса между социальными запросами граждан, отраженными в принятых социальных программах, и источниками их финансирования. Как известно, в нашей стране долгое время применялся принцип остаточного финансирования социальных потребностей, который оставил без источников финансирования многие вновь принятые Российским парламентом социальные программы. Такой принцип формирования социально - культурных расходов чреват невыполнением закона, ростом бюджетного дефицита и социальной напряженности в обществе.

 

Все эти и многие другие проблемы привели к тому, что динамика бюджетных расходов на социально-культурные нужды отчетливо показывает их отставание по темпам роста не только от общего объема расходов бюджета, но и от расходов на народное хозяйство страны. Но рынок заставляет государство искать ресурсы не только для осуществления экономической функции государства, а, пожалуй, даже, в первую очередь - для социальной. Отечественный бюджет перегружен расходами на финансирование народного хозяйства, в то время как государство не смогло обеспечить средствами надлежащий уровень социального обслуживания граждан.

 

Это и есть та самая российская действительность, однако, переход на основы рыночного хозяйствования должен заставить активно искать реальные пути усиления социальной ориентации расходов бюджета, т.к. это должно снять имеющуюся социальную напряженность в стране.

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

1. Поляк, Г.Б. Финансы: учебник для студентов  вузов. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2007. - 703с.

 

2. Брайчева, Т.В. Государственные финансы: учебное  пособие. - СПб.: Питер, 2001.-288с.

 

3. Бабич, А. М. Государственные и муниципальные  финансы: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001.-687с.

 

4. Алифанова, И.А., Галаган, А.И. Финансирование образования // Социально - гуманитарные знания. - 2003. - №2. - С. 101 - 105.

 

5. Бюджетная  система России: Учебник. / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: Юнити, 2006, - 540 с.;

 

6. Ходорович, М. И. «Бюджет и бюджетная система»: Учебное пособие /ВЗФЭИ-М.: Экономическое образование, 2006. - 450 с.

 

7. http://www1.minfin.ru/ru/ - официальный сайт Министерства финансов РФ.

 

8. Конституция РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 


Информация о работе Социальное значение бюджетных расходов на образование