Становление и развитие системы Федерального казначейства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов становления и развития системы Федерального казначейства.
В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи: рассмотреть процесс становления казначейской системы исполнения бюджетов, определить сущность, цели, функции, структуру и управление системы Федерального казначейства, рассмотреть проблемы и перспективы ее развития

Содержание

Введение 3
1 Предпосылки и становление системы Федерального казначейства
1.1 История возникновения казначейской системы в России 6
1.2 Становление системы Федерального казначейства 9
2 Федеральное казначейство на современном этапе
2.1 Структура, задачи и функции Федерального казначейства 14
2.2 Развитие органов Федерального казначейства 20
2.3 Перспективы развития органов Федерального казначейства 25
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Предварительный вариант.docx

— 60.27 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, законодательное закрепление самостоятельности бюджетов в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации освободило финансовые органы субъектов РФ от обязательного контроля над правильностью и целевым характером использования средств федерального бюджета. В области исполнения федерального бюджета по доходам существовавший порядок характеризовался не только низкой оперативностью зачисления доходов на счета федерального бюджета, длительным запаздыванием, неполнотой и расхождениями в представляемой Центральным банком информации, но также разночтениями в порядке распределения поступающих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней.

Задержки в зачислении налогов и сборов на счета Министерства финансов, представлении отчетности о них были нормой работы многих банков, включая Центральный банк России. Последний, в свою очередь, практически  потерял контроль над счетами  бюджетных учреждений, которые, с  его согласия, в погоне за прибылью стали переводить их в коммерческие банки.

Постановка учета бюджетных  средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а значит, эффективно контролировать данные операции. Вследствие раздельного учета рублевых и валютных позиций нарушался принцип кассового единства бюджета.

Отсутствие механизмов контроля над этапами расходования бюджетных средств дестабилизировало проводимую в стране бюджетную политику и практически сделало невозможным активное участие Правительства в ее реализации. 

Поэтому возникла острая необходимость создания органа, который совместил бы в  себе часть функций банковской и  налоговой систем Российской Федерации

 Только 27 августа 1993 г. постановлением Совета Министров Российской Федерации № 864, во исполнение Указа Президента Российской Федерации       от  8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе», органы Федерального казначейства были воссозданы.

Казначейство  должно было «замкнуть» на себе осуществление  и учет операций со всеми государственными федеральными ресурсами и освободить банковскую систему от функций ведения  детального учета доходов федерального бюджета и контроля за целевым их использованием.

За сравнительно небольшой период, окончательно сформировалась единая централизованная система органов  Федерального казначейства. Сегодня это Федеральное казначейство и подчиненные ему территориальные органы по республикам, краям, областям, автономиям, а также городам, районам и районам в городах.

Августовский  кризис 1998 года наглядно показал эффективность казначейской системы, когда все бюджетные средства, находившиеся на счетах в казначейских органах, совершенно не пострадали. В то же время организации, державшие средства в коммерческих банках, понесли огромные потери.

Анализируя  более чем пятнадцатилетний период функционирования возрожденной казначейской системы исполнения бюджетов в России, можно обозначить ряд важнейших этапов.

Одним из первых из них является организация  исполнения с 1994 года федерального бюджета по доходам: ежедневный учет поступлений в бюджетную систему и распределение этих поступлений по соответствующим бюджетам бюджетной системы.

Второй  этап - исполнение федерального бюджета  по расходам начинался в 1995 году с момента открытия органами Федерального казначейства балансовых счетов «Средства федерального бюджета». Счета также открывались преимущественно в расчетно-кассовых центрах Банка России, а при их отсутствии в других кредитных учреждениях.

Следующим шагом в развитии казначейской системы  в России был переход (с 1996 г.) на обслуживание получателей средств федерального бюджета через лицевые счета, открытые ими в органах Федерального казначейства.

С 1999 года наступил третий этап становления казначейской системы в России. В этот период изменился порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением социальных льгот отдельным категориям граждан (например, лицам, пострадавшим в периоды массовых репрессий и впоследствии реабилитированным). Указанные расходы стали осуществляться за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

2001 год ознаменовался началом четвертого этапа развития казначейской системы исполнения бюджетов, характеризующегося переходом к новому качеству исполнения бюджетов, основанному на методе единого казначейского счета. На данном этапе были предприняты конкретные меры по ориентированию деятельности Федерального казначейства на распространение практики предоставления услуг субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по кассовому обслуживанию их бюджетов централизованной федеральной структурой.

С 2004 года функциональное развитие системы казначейских органов тесно взаимоувязано с проходящими в России административной и бюджетной реформами. [16]

На современном  этапе развития российского государства  установлено повсеместное казначейское исполнение бюджетов всех уровней, обозначены рамки кассового обслуживания региональных и местных бюджетов централизованной системой Федерального казначейства, а также созданными в ряде субъектов  Российской Федерации самостоятельными региональными и муниципальными казначейскими органами.

Основное  предназначение казначейской системы  – содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. [4]

Федеральное казначейство выступает в основном поставщиком информации по доходам и расходам бюджетов всех уровней для государственных органов власти, которая позволяет оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики.

 

 

2. Федеральное казначейство на современном этапе

2.1 Структура, задачи и функции Федерального казначейства

В настоящее  время создана единая централизованная система органов Федерального казначейства Министерства финансов РФ, включающая Главное управление Федерального казначейства, управления казначейства по субъектам РФ и отделения казначейства в регионах. Систему казначейства образует вся совокупность органов казначейства.

Организационная структура органов казначейства бывает централизованной, многоуровневой и иерархической. Структура построения соответствует административно-территориальному делению РФ. Организационно-функциональная структура содержит три уровня иерархии:

  1. Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ (ГУФК)
  2. Управления Федерального казначейства (УФК) по субъектам РФ, краям, областям, автономным образованиям, г. Москве и Санкт-Петербурге
  3. Отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам (исключение городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Главное управление Министерства финансов РФ возглавляет начальник в рамках заместителя Министерства финансов РФ.

Основные  функции ГУФК:

  • осуществление сводного учета доходов и расходов федерального бюджета;
  • управление движением средств на счетах казначейства;
  • доведение информации о результатах использования федерального бюджета до высших исполнительных и законодательных органов власти;
  • руководство работой нижестоящих органов казначейства, получение от них оперативной информации и отчетных данных о доходах и средствах федерального бюджета;
  • обеспечение исполнения нижестоящими органами казначейства бюджетов в соответствии с действующим законодательством.

УФК по республикам  в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, в г. Москве и Санкт-Петербурге возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от занимаемых должностей Министром финансов по представлению начальника ГУФК. Основной функцией УФК является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходования средств федерального бюджета. ОФК по городам (исключение городов районного подчинения), районам и районам в городах возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителями УФК.

Основные  функции ОФК:

  • формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории;
  • обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;
  • ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства;
  • представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.

Все органы казначейства юридические лица. Они  относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей  деятельности законодательными и нормативно-правовыми  документами, утвержденными Президентом  РФ, Правительством РФ, Министерством  финансов РФ, или согласованными с  ними. Любые документы других министерств  и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов казначейства. Таким  образом, любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными  органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами, органы казначейства не имеют права. [4]

Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета оправдал себя, так как были решены основные проблемы, связанные с организацией исполнения бюджета:

  • концентрация средств федерального бюджета на счетах одного органа государственной власти;
  • наличие оперативных сведений о поступивших в доход федерального бюджета платежах в разрезе классификации доходов бюджета РФ;
  • оперативное обеспечение текущего контроля при расходовании бюджетных средств, что приводит к минимуму их целевое использование;
  • наличие оперативной информации об исполнении федерального бюджета, финансировании расходов, кассовых расходах, остатках на счетах бюджета в разрезе всех направлений классификации расходов бюджета РФ.

 

Задачи  органов Федерального казначейства

Основными задачами органов Федерального казначейства РФ являются:

  1. организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единой кассы
  2. регулирование финансовых отношений между бюджетами и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств
  3. краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных государственных расходов
  4. сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных фондов, представление высшим законодательным и исполнительным органам власти и управления отчетности о финансовых операциях, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы в целом
  5. управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ
  6. разработка инструктивных материалов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

Система органов  казначейства, в рамках, поставленных перед ней задач, обеспечивает:

  1. финансовое исполнение федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;
  2. учет операций по движению государственных ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;
  3. сбор, обработка и анализ данных о состоянии государственных финансов;
  4. контроль за поступлением и целевым использованием государственных финансовых ресурсов;
  5. ведение сводного реестра распорядителей государственных финансовых ресурсов;
  6. краткосрочное прогнозирование объемов государственных ресурсов;
  7. краткосрочное планирование государственных финансовых ресурсов;
  8. распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  9. учет взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  10. регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  11. взаимодействие с ЦБ РФ и Министерством РФ по налогам и сборам и иными государственными органами власти и управления в целях улучшения исполнения федерального бюджета;
  12. обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга.

Одной из важнейших функций, возложенных  на казначейские органы, является контрольно-ревизиционная  работа по контролю за расходованием бюджета на всех уровнях использования. Органы казначейства в соответствии с этими функциями осуществляют предварительный и текущий контроль по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитных организаций и других участников бюджетного процесса.

Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления контрольных функций. Основными направлениями контролирующей деятельности органов казначейства являются:

• проверка коммерческих банков и учреждений Банка России по своевременности зачисления и перечисления средств, поступивших в доход федерального бюджета или доход государственных внебюджетных фондов, либо средств из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов на счет получателей

Информация о работе Становление и развитие системы Федерального казначейства в России