Становление и развитие системы Федерального казначейства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов становления и развития системы Федерального казначейства.
В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи: рассмотреть процесс становления казначейской системы исполнения бюджетов, определить сущность, цели, функции, структуру и управление системы Федерального казначейства, рассмотреть проблемы и перспективы ее развития

Содержание

Введение 3
1 Предпосылки и становление системы Федерального казначейства
1.1 История возникновения казначейской системы в России 6
1.2 Становление системы Федерального казначейства 9
2 Федеральное казначейство на современном этапе
2.1 Структура, задачи и функции Федерального казначейства 14
2.2 Развитие органов Федерального казначейства 20
2.3 Перспективы развития органов Федерального казначейства 25
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Предварительный вариант.docx

— 60.27 Кб (Скачать файл)

•  предварительный и текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета распорядителями и получателями бюджетных средств

• проверка территориальных органов казначейства вышестоящими органами по соблюдению действующего законодательства и нормативных актов при исполнении федерального бюджета

•   последующий контроль за целевым расходованием средств федерального              бюджета по заданиям Министерства финансов РФ и ГУФК РФ.

Выделяют  три основных этапа контроля:

1. предварительный этап проводится на стадии санкционирования расходов в момент контроля и учета принятия бюджетными учреждениями обязательств и препятствует принятию бюджетными учреждениями обязательств, не обеспеченных назначениями

2. текущий этап осуществляется на стадии финансирования расходов. Бюджетное учреждение представляет для проверки в орган, исполняющий бюджет, документы, удостоверяющие факт выполнения принятого обязательства. Кроме того, оно должно соблюдать требования в отношении подготовки документов на оплату конкретных расходов. На данном этапе ставится препятствие оплате несуществующих расходов бюджетных учреждений

3. последующий этап. При его проведении устанавливается соответствие реальной стоимости товаров и услуг, поставленных по принятым обязательствам, тем суммам, которые были оплачены. Последующий контроль может осуществляться органом, ответственным за составление и рассмотрение проекта бюджета, другими финансовыми и контрольными органами исполнительной власти, а так же Счетной палатой. [11]

Деятельность  органов Федерального казначейства так же является подконтрольной и  может быть проверена со стороны  других уполномоченных органов:

• по финансово-хозяйственной деятельности – налоговой инспекцией, представителями внебюджетных фондов, контрольно-ревизионным управлением;

• по исполнению федерального бюджета – Счетной палатой, контрольно-ревизиционным управлением Министерства финансов РФ, Прокуратурой РФ.

При комплексном  исполнении бюджета в первую очередь  должны решаться следующие функциональные задачи:

• осуществление кассового планирования бюджетных средств, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений их использования

• оперативный бухгалтерский учет исполнения бюджетов различных уровней

• формирование росписи доходов и расходов бюджета, контроль за своевременностью совершения операций с бюджетными средствами, а так же целевое направление использования бюджетных и внебюджетных средств

• учет изменений и формирование уточненной росписи и уточненных планов по бюджетам

• составление регистров бухгалтерского учета исполнения бюджета

• комплексное решение проблемы информационного взаимодействия органов казначейства и распорядителей бюджетных ассигнований и т.д.

Для выполнения указанных функций задействована  сложная многоуровневая система  с развитыми связями не только между иерархическими уровнями органов  казначейства, но и с банковской платежной системой, системой государственной  налоговой службы, системой формирования и исполнения бюджетов всех уровней, получателями бюджетных средств  и налогоплательщиками. Сложность  этой системы усугубляется тем, что  она развернута на значительных территориях  и охватывает большое количество участников, принадлежащих разным ведомствам.

 

2.2 Развитие  органов Федерального казначейства

Процесс развития казначейской системы, учитывая значимость решаемых органами федерального казначейства задач, в настоящее  время остается одним из ключевых элементов государственной бюджетной  политики и всего комплекса реформ бюджетной сферы.

Стратегические  направления развития казначейской системы были определены в Проекте модернизации казначейской системы Российской Федерации (далее – Проект), в процессе реализации которого, за прошедшие годы, проведен значительный комплекс мероприятий, направленных на развитие казначейской системы, необходимый для повышения эффективности управления государственными финансами и контроля за целевым использованием средств федерального бюджета.

В рамках Проекта предполагалось завершить работу по реализации всех мероприятий, предусмотренных закрытой в 2004 году Федеральной целевой программой развития органов Федерального казначейства на 2000-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 1999 г. № 677(далее – Программа).

Целью проводимой модернизации казначейской системы  Российской Федерации являлось создание условий для:

  • полного и обособленного учета государственных бюджетных и внебюджетных средств;
  • эффективного контроля за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доходы бюджетов и целевым характером расходов федерального бюджета, а так же субсидий и субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;
  • эффективного управления  средствами федерального бюджета на едином счете Федерального казначейства.

Для решения этих задач были запланированы  следующие мероприятия:

  • внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, закрепляющих принцип казначейского учета государственных финансовых ресурсов,  исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов;
  • реализация Концепции функционирования единого счета Федерального казначейства;
  • централизация всех государственных финансовых средств на счетах органов ФК;
  • обеспечение единства системы учета и отчетности для всех участников исполнения бюджетного процесса на основе единой системы бухгалтерского учета и единой бюджетной классификации Российской Федерации;
  • разработка и внедрение правил совершения операций и ведения учета  внебюджетных средств, получаемых бюджетными учреждениями;
  • разработка и внедрение единой методологической основы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • составление и ведение единого реестра получателей и распорядителей средств федерального бюджета;
  • обеспечение информационно-технологической поддержки всего процесса кассового обслуживания исполнения бюджетов – развитие, внедрение и организация эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов ФК, а также организация ее взаимодействия с расчетной сетью Центрального банка Российской Федерации;
  • включение в форму банковских платежных документов ряда реквизитов, которые обеспечили бы возможность их автоматизированной обработки;
  • формализация и приведение к электронному документообороту с получателями бюджетных средств при осуществлении процедур санкционирования расходов;
  • построение системы внутреннего контроля в органах Федерального казначейства.

Данный  подход к развитию системы органов ФК, необходимый для повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами, был сформирован в рамках Программы. [12]

Программа была закрыта в 2004 году, при этом в соответствии с Соглашением  между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (далее – МБРР) о займе МБРР № 4662 RU, подписанным 31 июля 2002 г. и вступившим в силу 2 октября 2002 г., продолжилась реализация Проекта. Общий срок действия Проекта составил 8 лет, т.е. продлился до октября 2010 года (уже получен запрос на продление срока до 30 июня 2012 года).

Реализация  данного Проекта осуществлялась по следующим направлениям:

  • разработка и тестирование прикладного программного обеспечения (далее – ППО) единой автоматизированной системы органов Федерального казначейства (далее – АС ФК);
  • закупка серверного оборудования для пилотного внедрения АС ФК;
  • поставка серверного оборудования для регионов первой очереди тиражирования АС ФК;
  • создание систем инженерного обеспечения объектов информатизации органов Федерального казначейства (далее – СИО);
  • создание ведомственной транспортной сети органов Федерального казначейства (далее – ВТС);
  • создание системы управления эксплуатацией (далее – СУЭ) АС ФК;
  • внедрение системного и офисного программного обеспечения для объектов информатизации Федерального казначейства;
  • обучение базовым компьютерным навыкам функциональных специалистов, обучение IT специалистов. [14]

В 2008 году в пилотные регионы было поставлено, установлено и настроено оборудование, предусмотренное контрактом на закупку  серверного и прочего оборудования для пилотных регионов.

Были  разработаны технические требования для закупки серверных комплексов и прочего оборудования для АС ФК объектов тиражирования 1-ой очереди, проведены конкурсные процедуры и с победителем конкурса заключен соответствующий контракт.

В рамках Проекта, в соответствии с заключенными государственными контрактами на поставку товаров и услуг, 2250 объектов Федерального казначейства подлежат оснащению системами  инженерного обеспечения, предназначенными для обеспечения эффективного функционирования (создания оптимальных условий работы информационно-вычислительного комплекса  и функционирования АС ФК в режиме реального времени), унификации технической  среды и минимизации стоимости  владения создаваемой информационной системой (продление срока амортизации, снижение стоимости сервисного обслуживания, уменьшение эксплуатационных расходов и т. п.).

Из 2250 объектов 82 объекта – уровня управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, 1556 – отделений управлений Федерального казначейства по субъектам  Российской Федерации (далее – ОФК), находящихся в помещениях на праве  оперативного управления федеральной  собственностью, 612 – ОФК, находящихся  в арендованных помещениях.

В рамках Проекта за счет софинансирования Российской Федерации предусмотрено построение современной распределенной ведомственной  транспортной сети передачи данных (далее  – ВТС), обеспечивающей высоконадежную устойчивую связь между объектами  органов Федерального казначейства всех уровней, включая реализацию комплекса  мероприятий по обеспечению защиты передаваемой информации (в том числе  от несанкционированного доступа). [18]

ВТС позволяет  передавать как данные, так и «голос», что обеспечивает более высокое  качество связи при значительном снижении текущих расходов.

Для повышения  эффективности работы органов Федерального казначейства в целом реализуется  ряд мероприятий по совершенствованию  бюджетного учета и функциональной деятельности органов Федерального казначейства, а также предусматривается внесение существенных изменений в нормативную базу, регулирующую деятельность органов Федерального казначейства. В этих условиях для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование органов Федерального казначейства, необходимо, чтобы специалисты Федерального казначейства обладали квалификацией, достаточной для выполнения своих функциональных обязанностей как в условиях новой АС ФК, так и в условиях новой методологии.

В рамках различных учебных программ предполагается обучить как руководящий состав органов Федерального казначейства, включая специалистов центрального аппарата Федерального казначейства, так и функциональных специалистов, специалистов в области финансово-хозяйственной  деятельности, а также внутреннего  контроля и аудита.

 

2.3 Перспективы развития органов Федерального казначейства

Реализация  мероприятий стратегического развития системы органов Федерального казначейства направлена на обеспечение кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы, управление Единым Казначейским счетом, повышение эффективности и результативности деятельности каждого сотрудника на своем рабочем месте по функциональным направлениям, осуществление мероприятий, максимально обеспечивающих устойчивость, надежность финансовой системы страны.

Одна  из 12 стратегических задач, которые поставило перед собой ФК, связана с обеспечением прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов. Президент Российской Федерации в одном из своих выступлений отметил: «Свободный доступ наших граждан к информации – это одна из самых значимых характеристик демократического развития».

Очевидно, что источником данной информации являются органы Федерального казначейства, обрабатывающие в используемых программных системах ежедневно десятки тысяч операций. Только УФК по Тюменской области проводит в ежедневном режиме обработку порядка 40 000 платежных документов.

Информация о работе Становление и развитие системы Федерального казначейства в России