Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - на основании учебной литературы и материалов периодической печати, выявить основные проблемы развития страхового рынка в России за последние несколько лет, дать оценку его текущего состояния, обозначить основные тенденции его развития в последующие годы.
Основные задачи курсовой работы: раскрыть теоретические основы страховой рынка; дать оценку его текущего состояния; выявить основные тенденции его развития в последующие годы.
Введение ……………………………………………………………………………..……2
1. Общая характеристика страхового рынка ………………………………………...….4
1.1 Страховой рынок и его структура ……………………………………………...……5
1.2 Характеристика нормативных актов, регулирующих страховую деятельность….10
1.3 Страхование финансовых рисков …………………………………………………..12
2. Современный страховой рынок Российской Федерации …………………………..16
2.1 Общие исследования рынка страхования в России ……………………………….16
2.2 Тенденции страхового рынка ………………………………………………………18
2.3 Динамика показателей страхового рынка по итогам I квартала 2009 года ……...19
2.4 Рейтинг страховых компаний по итогу первого полугодия 2009 ………………..20
3.Автострахование ………………………………………………………………………22
Заключение …………………………………………………………………………..
Список используемой литературы ………………………………………………….
Приложение
6. Развитие ОСАГО сопровождалось
ростом убыточности страховой деятельности:
коэффициент убыточности увеличился с
59,3 в 2004 г. до 63,5 в 2006 г. В соответствии с
оценками, показатель на 2008 г. (69%) приблизился
к «порогу», а на 1 квартал 2008 г. (79%) коэффициент
убыточности превысил критический уровень
в 77%.
7. Большая и устойчивая дифференциация
с точки зрения убыточности фиксируется
и по типам транспортных средств: максимальные
показатели (по такси и трамваям) превышают
средние значения в 2,2–2,6 раза, минимальные
(мототранспортные средства и тракторы)
– на 60–80% ниже среднерыночного показателя.
Высокий и стабильно сохраняющийся разброс
в показателях убыточности в зависимости
от территории преимущественного использования
и типа транспортного средства свидетельствуют
о несбалансированности системы тарификации
ОСАГО.
8. Несбалансированность системы коэффициентов
косвенно подтверждают и данные о региональной
дифференциации по коэффициенту выплат.
В то же время анализ региональных данных
свидетельствует о критическом уровне
показателя в ряде субъектов РФ. На I квартал
2008 г. в 34 регионах показатель был выше
77%, в 7 – перевалил 100-процентный рубеж.
9. Уровень концентрации рынка ОСАГО постепенно
снижался: от умеренно концентрированного
в первые годы действия ОСАГО до низко
концентрированного в последние периоды.
Данные по отдельным компаниям свидетельствуют
о разнице в их финансовом положении, прибыльности
и перспективах развития.
10. Анализ эффективности системы бонус-малус
доказал, что в существующем виде она внутренне
не сбалансирована как в среднесрочной,
так и в долгосрочной перспективе.
11. В рамках данного исследования был осуществлен
прогноз основных экономических и финансовых
показателей рынка ОСАГО на ближайшие
пять лет. Инструментарием для прогнозирования
являлась актуарная имитационная модель,
разработанная «Независимым актуарным
информационно-аналитическим центром».
Прогноз показал, что за период с 2007 по
2012 гг. число продаваемых полисов по ОСАГО
возрастет в полтора раза, объем собираемой
премии – на 38%, число заявленных страховых
случаев – на 87%, а общий объем выплат –
в 2,9 раза.
12. Превышение роста выплат над ростом
премий по ОСАГО приведет к увеличению
коэффициента убыточности, который уже
в 2008 году станет равным 83,2%, а в 2009 году
достигнет значения в 100%. Как следствие,
начиная с 2008 года система будет иметь
отрицательный финансовый результат,
что приведет к необходимости расходования
средств стабилизационного резерва. И
если на 2008 год средств стабилизационного
резерва достаточно для покрытия дефицита,
то уже в 2009 году их не хватит для обеспечения
сбалансированности системы ОСАГО.
13. На основании первичных данных страховых
компаний, предоставленных в ФССН, с использованием
обобщенной линейной модели были рассчитаны
базовые ставки и коэффициенты страховых
тарифов по ОСАГО, адекватные существующему
уровню риска.
14. Проведенный расчет показал, что расчетные значения коэффициентов для территорий с Кт=1,3 и Кт=0,5 достаточно устойчивы по отношению к отдельным компаниям и, кроме того, в первичных данных по этим территориям нет компаний, доминирующих по объему проданных полисов.
15. Расчеты показали, что для автомобилей малой мощности действующие значения коэффициента значительно занижены, и наоборот, для автомобилей высокой мощности расчетные коэффициенты ниже установленных законодательством.
16. Полученные оценки коэффициентов по фактору «возраст и стаж водителя» довольно значительно превышают действующие в настоящее время коэффициенты.
17. Анализ коэффициентов страховых
тарифов в зависимости от периода использования
транспортного средства, полученных на
основе первичных данных по полной модели,
показал, что для полисов с периодом использования
6 месяцев расчетный коэффициент оказался
выше действующего значения, в то время
как действующее значение для периода
использования 9 месяцев выше расчетного.
18. Расчет базовой нетто-премии проводился
в соответствие с общепринятой международной
практикой актуарных расчетов страховых
тарифов в автостраховании. Корректировка
технической нетто-премии проводилась
с учетом влияния резервов убытков, инфляции
на размер средних выплат, изменения частоты
страховых случаев, рисковой надбавки,
принятых поправок к законодательству
и системы бонус-малус.
Брутто-премия рассчитывалась исходя
из установленной Постановлением Правительства
№739 нагрузки в размере 23%.
19. В качестве предложения по совершенствованию
системы тарификации ОСАГО рекомендуется
использовать одну базовую ставку тарифа
для базовой ячейки, т.е. ставку для легкового
автомобиля физического лица с Кт=1, Км=1,
Kо=1, Kвс=1 и Кс=1.
20. Расчеты показали, что в случае
вступления в силу с 1 января 2009 г. предлагаемой
в работе системы тарификации в последующие
5 лет, для сохранения убыточности системы
ОСАГО на уровне 77% потребуется ежегодная
индексация базовой ставки тарифа от 8
до 16%.
Заключение
Страховой рынок — составная
часть финансового рынка
Оценивая ситуацию на
В итоге, не было бы зазорным рекомендовать использование опыта иностранных профессионалов страхового бизнеса, адаптируя его к отечественному рынку. Это касается вопросов целевого финансирования проектов, создания фондов поддержки, налоговых льгот, возможности открытия иностранного страхового рынка для России, организации института страхователей-экспертов, брокеров, актуариев и др.
Основными задачами по развитию страхового дела являются:
1) формирование
законодательной базы рынка
2) развитие обязательного
и добровольного видов
3) создание эффективного
механизма государственного
4) стимулирование
перевода сбережений населения
5) поэтапная
интеграция национальной
Однако при этом следует иметь в виду, что страхование не может выступать едва ли ни единственным средством решения многих назревших у нас в стране проблем. Страхование в настоящее время позволяет решить только часть из них, которые поддаются экономической оценке и поэтому, естественно, входят в сферу страховых взаимоотношений в обществе.
Важным остается вопрос, за счет
каких видов страхования
Эксперты не
высказывают однозначного мнения о
том, как будет развиваться сегмент
страхования ответственности. С
одной стороны, государственный
курс на замену страхованием ответственности
ряда процедур лицензирования и допуска
к определенным видам деятельности дает основания
считать, что страхование ответственности
ждет серьезный прирост. С другой, опережающий
рост выплат в данном виде страхования
длится уже не первый квартал, а с ростом
убыточности уменьшается привлекательность
этого сегмента для страховщиков. Кроме
того, сам специфический характер выплат
по ответственности – они могут растянуться
на годы и приобрести масштабы, которые
трудно заранее предугадать – заставляет
относиться к приему таких рисков достаточно
осторожно.
Что касается рынка в целом, то недавно
был обнародован стратегический прогноз
Всероссийского Союза Страховщиков, согласно
которому к 2012 г. годовой объем совокупной
страховой премии может составить от 1,3
трлн до 1,6 трлн руб. (или 2,8–3% ВВП) при выплатах
0,8–0,9 трлн руб. На практике для достижения
таких показателей необходимо выполнение
нескольких условий, прежде всего принятие
ряда законопроектов и среди них закона
об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев опасных производственных
объектов, и изменение налогового режима
по долгосрочному накопительному страхованию
жизни. Разумеется, что все озвученные
экспертами показатели достижимы при
условии макроэкономической стабилизации.
Безусловно, в ближайшие годы возможность получать высокий уровень доходности по инвестициям для страховщиков будет ограничена, и это побудит их максимальное внимание уделять своему непосредственному бизнесу: оптимизировать организацию страхования, повышать уровень рентабельности страховых операций. С практической точки зрения это означает, что у страховых компаний возникнет необходимость установления адекватных страховых тарифов и сокращения расходов на ведение дела. Прежде всего это коснется расходов, непосредственно не связанных с операционной деятельностью компании, а относящихся к финансированию бэк-офиса, работе обеспечивающих подразделений, развитию персонала и корпоративной культуры. В то же время сложность конъюнктуры и повышенный уровень конкуренции на страховом рынке, в том числе конкуренции со стороны структур, создаваемых крупнейшими международными страховыми конгломератами, не позволит российским страховщикам существенно снижать расходы, непосредственно относящиеся к сфере внешних коммуникаций с потребителями и посредниками.
Список литературы:
1. Гражданский Кодекс РФ
2. Федеральный
Закон «Об организации
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2007 г. Стратегия развития страхования в Российской Федерации на 2008 - 2012 гг.// www.minfin.ru
4. www.minfin.ru
5. www.raexpert.ru
6. http://www.allinsurance.ru/
8. Асамбаева Н.Т. Качественные показатели роста отечественного страхового рынка: основные приоритеты и пути совершенствования// Страховое дело. 2009. №3.- С. 8-16.
9. Гомелля В.Б. Страхование. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Маркет ДС, 2006. - 488 с.
10. Коломин Е.В.
О социальных приоритетах
11. Насырова
Г.А. Формы и инструменты
12. Привалов Ю.А. Иностранный капитал на российском страховом рынке. // Страховое дело. - 2007. - №2, стр. 26-31.
13. Романова
М.В. Тенденции развития
14. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: учебн. пособие. - М.: ИНФРА_М, 2005. - 312 с.
15. Страхование/под ред. Т.А. Федоровой. - М.: Экономистъ, - 2005. 875 с.
16. Страхование
от А до Я/ Под ред. Л.И. Корче
17. Страхование / Под ред. И.П. Денисовой. - М.: ИКЦ «МарТ»,2007. - 240 с.
18. Страхование / Под ред. Т.А. Федоровой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2004. - 875 с.
19. Страховое дело /Под ред. Л.И. Рейтмана - М.: Рост, 1992г. - 530 с.
20. Таврель В.С.
Основные проблемы развития
21. Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт_М, 2005 г.
22. Экономический словарь/Е.Г. Багудина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г. - 624 с.
Приложение 1.
Динамика страховой премии, I кв. 2006 – I кв. 2009 гг.
Вид страхования/ период |
I кв. 2006г.
млрд руб. |
I кв.
2007г.
млрд руб. |
Темп роста |
I кв.
2008г.
млрд руб. |
Темп роста |
I кв. 2009г. млрд руб. |
Темп роста |
Доля, I кв. 2007г. |
Доля I кв. 2008г. |
Доля, I кв. 2009 г. |
Отрасль страхования жизни |
4,1 |
4,6 |
112,2% |
3,9 |
84,8% |
4,1 |
105,1% |
2,4% |
1,7% |
1,7% |
Отрасль общего страхования |
||||||||||
Рыночные виды |
105,5 |
117,9 |
111,8% |
139,2 |
118,1% |
128,8 |
92,5% |
62,1% |
60,9% |
53,1% |
ДМС и н/с |
34,9 |
37,1 |
106,3% |
44,0 |
118,6% |
41,5 |
94,3% |
19,5% |
19,3% |
17,1% |
страхование имущества |
52,5 |
59,9 |
114,1% |
72,6 |
121,2% |
64,9 |
89,4% |
31,5% |
31,8% |
26,7% |
страхование ответственности |
4,8 |
5,8 |
120,8% |
5,6 |
96,6% |
5,7 |
101,8% |
3,1% |
2,5% |
2,3% |
ОСАГО |
13,3 |
15,1 |
113,5% |
17,0 |
112,6% |
16,7 |
98,2% |
7,9% |
7,4% |
6,9% |
Нерыночные виды |
44,6 |
67,5 |
151,3% |
85,3 |
126,4% |
109,8 |
128,7% |
35,5% |
37,3% |
45,2% |
ОМС |
39,7 |
61,5 |
154,9% |
78,8 |
128,1% |
103,8 |
131,7% |
|||
иные виды обязательного страхования |
4,9 |
6 |
122,4% |
6,5 |
108,3% |
6,01 |
92,5% |
|||
Итого |
154,2 |
190 |
123,2% |
228,4 |
120,2% |
242,7 |
106,3% |
100% |
100% |
100% |
Добровольное общее страхование |
92,2 |
102,8 |
111,5% |
122,2 |
118,9% |
112,1 |
91,7% |
54,1% |
53,5% |
46,2% |
Обязательное страхование |
57,9 |
82,6 |
142,7% |
102,3 |
123,8% |
126,5 |
123,7% |
43,5% |
44,8% |
52,1% |
Информация о работе Страховой рынок РФ: тенденции и перспективы развития