Страховой рынок РФ: тенденции и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - на основании учебной литературы и материалов периодической печати, выявить основные проблемы развития страхового рынка в России за последние несколько лет, дать оценку его текущего состояния, обозначить основные тенденции его развития в последующие годы.
Основные задачи курсовой работы: раскрыть теоретические основы страховой рынка; дать оценку его текущего состояния; выявить основные тенденции его развития в последующие годы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..……2
1. Общая характеристика страхового рынка ………………………………………...….4
1.1 Страховой рынок и его структура ……………………………………………...……5
1.2 Характеристика нормативных актов, регулирующих страховую деятельность….10
1.3 Страхование финансовых рисков …………………………………………………..12
2. Современный страховой рынок Российской Федерации …………………………..16
2.1 Общие исследования рынка страхования в России ……………………………….16
2.2 Тенденции страхового рынка ………………………………………………………18
2.3 Динамика показателей страхового рынка по итогам I квартала 2009 года ……...19
2.4 Рейтинг страховых компаний по итогу первого полугодия 2009 ………………..20
3.Автострахование ………………………………………………………………………22
Заключение …………………………………………………………………………..
Список используемой литературы ………………………………………………….
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ страхрын РФ.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

6. Развитие ОСАГО сопровождалось  ростом убыточности страховой деятельности: коэффициент убыточности увеличился с 59,3 в 2004 г. до 63,5 в 2006 г. В соответствии с оценками, показатель на 2008 г. (69%) приблизился к «порогу», а на 1 квартал 2008 г. (79%) коэффициент убыточности превысил критический уровень в 77%. 
7. Большая и устойчивая дифференциация с точки зрения убыточности фиксируется и по типам транспортных средств: максимальные показатели (по такси и трамваям) превышают средние значения в 2,2–2,6 раза, минимальные (мототранспортные средства и тракторы) – на 60–80% ниже среднерыночного показателя. Высокий и стабильно сохраняющийся разброс в показателях убыточности в зависимости от территории преимущественного использования и типа транспортного средства свидетельствуют о несбалансированности системы тарификации ОСАГО. 
8. Несбалансированность системы коэффициентов косвенно подтверждают и данные о региональной дифференциации по коэффициенту выплат. В то же время анализ региональных данных свидетельствует о критическом уровне показателя в ряде субъектов РФ. На I квартал 2008 г. в 34 регионах показатель был выше 77%, в 7 – перевалил 100-процентный рубеж. 
9. Уровень концентрации рынка ОСАГО постепенно снижался: от умеренно концентрированного в первые годы действия ОСАГО до низко концентрированного в последние периоды. Данные по отдельным компаниям свидетельствуют о разнице в их финансовом положении, прибыльности и перспективах развития. 
10. Анализ эффективности системы бонус-малус доказал, что в существующем виде она внутренне не сбалансирована как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. 
11. В рамках данного исследования был осуществлен прогноз основных экономических и финансовых показателей рынка ОСАГО на ближайшие пять лет. Инструментарием для прогнозирования являлась актуарная имитационная модель, разработанная «Независимым актуарным информационно-аналитическим центром». Прогноз показал, что за период с 2007 по 2012 гг. число продаваемых полисов по ОСАГО возрастет в полтора раза, объем собираемой премии – на 38%, число заявленных страховых случаев – на 87%, а общий объем выплат – в 2,9 раза. 
12. Превышение роста выплат над ростом премий по ОСАГО приведет к увеличению коэффициента убыточности, который уже в 2008 году станет равным 83,2%, а в 2009 году достигнет значения в 100%. Как следствие, начиная с 2008 года система будет иметь отрицательный финансовый результат, что приведет к необходимости расходования средств стабилизационного резерва. И если на 2008 год средств стабилизационного резерва достаточно для покрытия дефицита, то уже в 2009 году их не хватит для обеспечения сбалансированности системы ОСАГО. 
13. На основании первичных данных страховых компаний, предоставленных в ФССН, с использованием обобщенной линейной модели были рассчитаны базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов по ОСАГО, адекватные существующему уровню риска.

14. Проведенный расчет показал, что расчетные значения коэффициентов для территорий с Кт=1,3 и Кт=0,5 достаточно устойчивы по отношению к отдельным компаниям и, кроме того, в первичных данных по этим территориям нет компаний, доминирующих по объему проданных полисов.

15. Расчеты показали, что для автомобилей малой мощности действующие значения коэффициента значительно занижены, и наоборот, для автомобилей высокой мощности расчетные коэффициенты ниже установленных законодательством.

16. Полученные оценки коэффициентов по фактору «возраст и стаж водителя» довольно значительно превышают действующие в настоящее время коэффициенты.

17. Анализ коэффициентов страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства, полученных на основе первичных данных по полной модели, показал, что для полисов с периодом использования 6 месяцев расчетный коэффициент оказался выше действующего значения, в то время как действующее значение для периода использования 9 месяцев выше расчетного. 
18. Расчет базовой нетто-премии проводился в соответствие с общепринятой международной практикой актуарных расчетов страховых тарифов в автостраховании. Корректировка технической нетто-премии проводилась с учетом влияния резервов убытков, инфляции на размер средних выплат, изменения частоты страховых случаев, рисковой надбавки, принятых поправок к законодательству и системы бонус-малус. 
Брутто-премия рассчитывалась исходя из установленной Постановлением Правительства №739 нагрузки в размере 23%. 
19. В качестве предложения по совершенствованию системы тарификации ОСАГО рекомендуется использовать одну базовую ставку тарифа для базовой ячейки, т.е. ставку для легкового автомобиля физического лица с Кт=1, Км=1, Kо=1, Kвс=1 и Кс=1.

20. Расчеты показали, что в случае вступления в силу с 1 января 2009 г. предлагаемой в работе системы тарификации в последующие 5 лет, для сохранения убыточности системы ОСАГО на уровне 77% потребуется ежегодная индексация базовой ставки тарифа от 8 до 16%. 

 

 

 

 

 Заключение

       Страховой рынок —  составная  часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются  страховые продукты. Всеобщность  страхования определяет непосредственную  связь страхового рынка  с   финансами предприятий, финансами   населения,  банковской  системой, государственным бюджетом и другими финансовыми институтами,  в рамках  которых  реализуются страховые отношения. Страховой рынок выполняет ряд взаимосвязанных  функций: компенсационную,  накопительную,  распределительную,  предупредительную   и инвестиционную.

       Оценивая ситуацию на российском  страховом рынке, можно сказать,  что система страхования  крайне  неравновесна. И, прежде всего,  потому, что потребность в страховании  неуклонно растет, а  подсистема  профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в  необходимом  объеме  указанную потребность.

       В итоге, не  было  бы  зазорным  рекомендовать  использование   опыта иностранных   профессионалов  страхового бизнеса, адаптируя  его к отечественному  рынку. Это касается   вопросов целевого финансирования проектов, создания фондов поддержки, налоговых льгот, возможности открытия иностранного страхового рынка для России, организации    института страхователей-экспертов, брокеров, актуариев и др.

       Основными задачами по развитию страхового дела являются:

1) формирование  законодательной базы рынка страховых  услуг;

2) развитие обязательного  и добровольного видов страхования;

3) создание эффективного  механизма государственного регулирования  и надзора за страховой деятельностью;

4)  стимулирование  перевода сбережений населения   в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

5)  поэтапная  интеграция национальной системы  страхования с международным  страховым рынком.

       Однако при этом следует иметь в виду, что страхование не может выступать едва ли ни единственным средством решения многих назревших у нас в стране проблем. Страхование в настоящее время позволяет решить только часть из  них, которые поддаются экономической оценке и поэтому, естественно, входят  в сферу страховых взаимоотношений в обществе.

         Важным остается вопрос, за счет  каких видов страхования должен  в первую очередь развиваться  российский страховой рынок? Не  секрет, что долгое время и  основной причиной роста на стадии подъема рынка, и стабилизирующим элементом в трудные годы было обязательное страхование (ОМС И ОСАГО), Этот же вопрос становится краеугольным в рамках обсуждения стратегических и концептуальных документов о будущем развитии страхового рынка.

Эксперты не высказывают однозначного мнения о  том, как будет развиваться сегмент  страхования ответственности. С  одной стороны, государственный  курс на замену страхованием ответственности  ряда процедур лицензирования и допуска  к определенным видам деятельности дает основания считать, что страхование ответственности ждет серьезный прирост. С другой, опережающий рост выплат в данном виде страхования длится уже не первый квартал, а с ростом убыточности уменьшается привлекательность этого сегмента для страховщиков. Кроме того, сам специфический характер выплат по ответственности – они могут растянуться на годы и приобрести масштабы, которые трудно заранее предугадать – заставляет относиться к приему таких рисков достаточно осторожно.  
   Что касается рынка в целом, то недавно был обнародован стратегический прогноз Всероссийского Союза Страховщиков, согласно которому к 2012 г. годовой объем совокупной страховой премии может составить от 1,3 трлн до 1,6 трлн руб. (или 2,8–3% ВВП) при выплатах 0,8–0,9 трлн руб. На практике для достижения таких показателей необходимо выполнение нескольких условий, прежде всего принятие ряда законопроектов и среди них закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов, и изменение налогового режима по долгосрочному накопительному страхованию жизни. Разумеется, что все озвученные экспертами показатели достижимы при условии макроэкономической стабилизации.

Безусловно, в  ближайшие годы возможность получать высокий уровень доходности по инвестициям для страховщиков будет ограничена, и это побудит их максимальное внимание уделять своему непосредственному бизнесу: оптимизировать организацию страхования, повышать уровень рентабельности страховых операций. С практической точки зрения это означает, что у страховых компаний возникнет необходимость установления адекватных страховых тарифов и сокращения расходов на ведение дела. Прежде всего это коснется расходов, непосредственно не связанных с операционной деятельностью компании, а относящихся к финансированию бэк-офиса, работе обеспечивающих подразделений, развитию персонала и корпоративной культуры. В то же время сложность конъюнктуры и повышенный уровень конкуренции на страховом рынке, в том числе конкуренции со стороны структур, создаваемых крупнейшими международными страховыми конгломератами, не позволит российским страховщикам существенно снижать расходы, непосредственно относящиеся к сфере внешних коммуникаций с потребителями и посредниками.

 

Список литературы:

1. Гражданский Кодекс РФ

2. Федеральный  Закон «Об организации страхового  дела в Российской Федерации»  от 27.11.92 №24015-1 (с последующими изменениями  и дополнениями).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2007 г. Стратегия развития страхования в Российской Федерации на 2008 - 2012 гг.// www.minfin.ru

4. www.minfin.ru

5. www.raexpert.ru

6. http://www.allinsurance.ru/AllDocs/TLEA-7SVARY100609538

7. http://www.expert-rating.ru/research/service/market_strahovaniy.html

8. Асамбаева Н.Т. Качественные показатели роста отечественного страхового рынка: основные приоритеты и пути совершенствования// Страховое дело. 2009. №3.- С. 8-16.

9. Гомелля В.Б.  Страхование. - 2-е изд. перераб.  и доп. - М.: Маркет ДС, 2006. - 488 с.

10. Коломин Е.В.  О социальных приоритетах развития  страхования // Финансы. 2008. №9. - С. 58-61.

11. Насырова  Г.А. Формы и инструменты государственного регулирования страховой деятельности // Страховое дело. 2008. №11. - С. 41.

12. Привалов Ю.А. Иностранный капитал на российском страховом рынке. // Страховое дело. - 2007. - №2, стр. 26-31.

13. Романова  М.В. Тенденции развития Российского  страхования и кризисная ситуация // Финансы. 2009.№1.- С. 51-54.

14. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: учебн. пособие. - М.: ИНФРА_М, 2005. - 312 с.

15. Страхование/под  ред. Т.А. Федоровой. - М.: Экономистъ, - 2005. 875 с.

16. Страхование  от А до Я/ Под ред. Л.И. Корчевской, К.Е.Турбиной.- М.: ИНФАРМА-М, 2004. - 121 с.

17. Страхование  / Под ред. И.П. Денисовой. - М.: ИКЦ  «МарТ»,2007. - 240 с.

18. Страхование  / Под ред. Т.А. Федоровой. - 2-е  изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2004. - 875 с.

19. Страховое  дело /Под ред. Л.И. Рейтмана - М.: Рост, 1992г. - 530 с.

20. Таврель В.С.  Основные проблемы развития страхового  рынка// Страховое дело. 2009. №1.- С. 5-9.

21. Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт_М, 2005 г.

22. Экономический словарь/Е.Г. Багудина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г. - 624 с.

Приложение 1.

 

 Динамика страховой премии, I кв. 2006 – I кв. 2009 гг.

Вид страхования/ период

I кв.

2006г.

 

 млрд руб.

I кв.

 

2007г.

 

 млрд руб.

Темп роста

I кв.

 

2008г.

 

 млрд руб.

Темп роста

I кв.

2009г.

 млрд руб.

Темп роста

Доля,

I кв.

2007г.

Доля

I кв.

2008г.

Доля,

I кв.

2009 г.

Отрасль страхования жизни

4,1

4,6

112,2%

3,9

84,8%

4,1

105,1%

2,4%

1,7%

1,7%

Отрасль общего страхования

 

Рыночные виды

105,5

117,9

111,8%

139,2

118,1%

128,8

92,5%

62,1%

60,9%

53,1%

ДМС и н/с

34,9

37,1

106,3%

44,0

118,6%

41,5

94,3%

19,5%

19,3%

17,1%

страхование имущества

52,5

59,9

114,1%

72,6

121,2%

64,9

89,4%

31,5%

31,8%

26,7%

страхование ответственности

4,8

5,8

120,8%

5,6

96,6%

5,7

101,8%

3,1%

2,5%

2,3%

ОСАГО

13,3

15,1

113,5%

17,0

112,6%

16,7

98,2%

7,9%

7,4%

6,9%

Нерыночные виды

44,6

67,5

151,3%

85,3

126,4%

109,8

128,7%

35,5%

37,3%

45,2%

ОМС

39,7

61,5

154,9%

78,8

128,1%

103,8

131,7%

     

иные виды обязательного страхования

4,9

6

122,4%

6,5

108,3%

6,01

92,5%

     

Итого

154,2

190

123,2%

228,4

120,2%

242,7

106,3%

100%

100%

100%

Добровольное общее страхование

92,2

102,8

111,5%

122,2

118,9%

112,1

91,7%

54,1%

53,5%

46,2%

Обязательное страхование

57,9

82,6

142,7%

102,3

123,8%

126,5

123,7%

43,5%

44,8%

52,1%

Информация о работе Страховой рынок РФ: тенденции и перспективы развития