Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:33, реферат
Критическое состояние материального производства, в котором была занята подавляющая часть населения России, вызвало глубокие социальные деформации в обществе, из которых наиболее существенной является нарушение нормальных пропорций формирования денежных доходов населения, происходящее на фоне все более обостряющейся проблемы невыплаты заработной платы. Финансирование образования, науки, культуры и здравоохранения из федерального бюджета не обеспечивает даже минимальных потребностей этих социально значимых областей, в которых из-за этого также сложилась сложная ситуация.
Введение
Из проекта постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О социально-экономическом положении в Российской Федерации, подготовке к зимнему периоду 2010-2013 года и мерах Правительства Российской Федерации по повышению жизненного уровня населения» от 7 октября 2010 года.
Неблагоприятными являются
характеристики всех основных индикаторов
общехозяйственной конъюнктуры: продолжается
падение промышленного
Критическое состояние материального
производства, в котором была занята
подавляющая часть населения
России, вызвало глубокие социальные
деформации в обществе, из которых
наиболее существенной является нарушение
нормальных пропорций формирования
денежных доходов населения, происходящее
на фоне все более обостряющейся
проблемы невыплаты заработной платы.
Финансирование образования, науки, культуры
и здравоохранения из федерального
бюджета не обеспечивает даже минимальных
потребностей этих социально значимых
областей, в которых из-за этого
также сложилась сложная
Однако, рассматривая бюджет,
мы видим, что основная проблема здесь
не только в нерациональном построении
структуры распределения
I. Структура доходов
Федерального бюджета
Бюджетные отношения представляют
собой финансовые отношения государства
на федеральном, региональном и местном
уровнях с государственными, акционерными
и иными предприятиями и
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:
- федеральный бюджет РФ;
бюджеты национально-государственных
и административно-
- местные бюджеты.
Бюджетная система призвана
играть важную роль в реализации финансовой
политики государства, цели которой
обусловливаются его
Сосредоточение финансовых
ресурсов в бюджетах разных уровней
позволяет органам
Федеральный бюджет РФ является
основным финансовым планом государства,
утверждаемым Федеральным Собранием
(принимается Государственной
Составление и исполнение
бюджета базируется на бюджетной
классификации, в которой выделяются
целевые направления
Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов :
налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
налоги на совокупный доход;
налоги на имущество;
платежи за пользование природными ресурсами;
налоги на внешнюю торговлю
и внешнеэкономические
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды (см. приложение 2):
доходы от имущества, находящегося
в государственной и
доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
доходы от реализации государственных запасов;
доходы от продажи земли и нематериальных активов;
поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
административные платежи и сборы;
штрафные санкции, возмещение ущерба;
доходы от внешнеэкономической деятельности.
В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов бюджета РФ остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом, т.е. вопрос бюджетного федерализма.
Как и любая система
межбюджетных взаимоотношений, бюджетный
федерализм должен удовлетворять требованиям
социально-экономической
Конкретные формы реализации концепции бюджетного федерализма зависят от сочетания двух взаимодополняющих тенденций ¾ к конкуренции между региональными органами власти на условном рынке социальных услуг, с одной стороны, и к выравниванию условий этой конкуренции и обеспечению на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов ¾ с другой.
Специфика бюджетного федерализма
в современной России состоит
в том, что реформирование межбюджетных
отношений происходит в сложных
условиях переходного периода, когда
еще не действуют в полную силу
присущие рыночной экономике и демократическому
государству механизмы. Как показывает
мировой опыт, в кризисные периоды
часто возникает соблазн
Действительно, в условиях
унитарной бюджетной системы
центральное правительство, видимо,
имело бы меньше ограничений в
проведении жесткой политики финансовой
стабилизации. Однако в современных
условиях России усиление централизации
бюджетно-налоговой системы
Такое положение было неустойчивым и побуждало отдельные регионы время от времени предпринимать попытки улучшить свое положение в бюджетной иерархии путем «самореспубликанизации», предъявления ультиматумов федеральным властям, принятия решений о приостановке налоговых отчислений в федеральный бюджет и т.п. Высокая степень политизации и непредсказуемость межбюджетных отношений крайне негативно сказывались на состоянии бюджетной системы н ограничивали возможности федерального правительства в проведении реформ, достижении финансовой стабилизации и сборе налогов.
Менее 5% общей суммы налогов поступило в федеральный бюджет с территории Карелии, получившей налоговый «кредит» от федеральных властей. Единственным субъектом федерации (не считая Чечни), с территории которого в 2010 г. в федеральный бюджет не поступило ни рубля налогов, оставалась Республика Саха (Якутия). По минимальным оценкам, только прямые налоговые потери Федерации по этим четырем привилегированным республикам составили не менее 2 трлн. руб., или 2,3% доходов федерального бюджета.
Неурегулированность разделения предметов ведения и полномочий между органами власти различных уровней, отсутствие стабильной нормативно-законодательной базы, неопределенность в динамике пропорций распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы ¾ все это продолжает сдерживать процесс становления российской модели бюджетного федерализма, который до сих пор происходит в экспериментальном режиме и в правовых рамках ежегодного Закона о федеральном бюджете, а не целостного налогово-бюджетного законодательства.
Именно в этих законодательных
актах должны быть реализованы как
классические принципы бюджетного федерализма,
так и механизмы по их адаптации
к условиям развития экономики России,
так как четкое разграничение
предметов ведения федеральной
и местной власти позволит осуществлять
своевременное и точное прогнозирование
доходной части бюджета. Действительно,
современная система бюджетно-
II. Анализ исполнения
федерального и
Экономические реформы 2011 г. Заложили фундамент налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. В результате этих преобразований налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налоги на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства развитых стран, обеспечили в 2012 г. 80% доходов консолидированного бюджета. В доходах федерального бюджета удельный вес НДС, акцизов и налога на прибыль составил 75 %.
Наиболее важным достижением реформы 2011 г., несомненно, стала замена налога с оборота на НДС и акцизы. В рыночной экономике НДС ¾ один из наиболее устойчивых и эффективных налогов. Система его сбора сравнительно проста и защищена от инфляции, а уклонение ¾ затруднено в силу непрерывности процесса платежей и взимания его на всех стадиях движения продукции и услуг. Этот налог равномерно распределяется по всем секторам экономики и поэтому не вызывает диспропорций и искажений в сравнительных ценах, которые возникают при использовании многих других налогов. В 2012 г. Поступления НДС составили более трети доходов консолидированного и 50% доходов федерального бюджета.
Собственные, без трансфертов, доходы территориальных бюджетов (субъектов федерации и местных) возросли с 13% ВВП в 1992 г. До 15% ВВП в 2011 г. Таким образом, общий объем доходов консолидированного бюджета (включающего федеральный и территориальные бюджеты) сократился не столь значительно ¾ с 30,9% ВВП в 2011 г. До 29,1% ВВП в 2012 г.
В доходах консолидированного бюджета суммарный удельный вес налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль, подоходного налога и налога на имущество за три года упал с 80 до 65%. В доходах федерального бюджета доля НДС, акцизов и налога на прибыль снизилась с 75 до 57%. В процентах к ВВП их удельный вес тоже неуклонно снижался и составил в консолидированном бюджете 18,4% против 23,6% в 2012 г.
По налогу на прибыль тенденция к снижению поступлений особенно отчетливо проявилась в доходах федерального бюджета. Удельный вес налога на прибыль в процентах к ВВП в федеральном бюджете на 1995 г. оказался в 2 раза меньше, чем в 1992 г. (1,6% против 3,6% ВВП).
Снижение поступлений налога на прибыль можно рассматривать как вполне типичное явление, которое наблюдалось во всех странах Восточной Европы в процессе перехода к рынку. В российских условиях этот процесс тем более неизбежен, что налог на прибыль здесь включает и типично конфискационные составляющие. Среди них ¾ уже упраздненный налог на прирост курсовой стоимости средств на валютных счетах, налог на сверхнормативный фонд заработной платы и налоги на доходы от капитала, которые в условиях высокой инфляции превращаются в налоги на капитал, а не на доходы от него. Постепенное упразднение этих составляющих повлечет за собой дальнейшее снижение поступлений налога на прибыль. Финансовая стабилизация может стать дополнительным фактором уменьшения платежей по этому налогу, поскольку высокая инфляция ведет к искусственному завышению размеров прибыли и соответственно размеров налоговых платежей.