Сущность Центрального Банка и его происхождение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:12, лекция

Краткое описание

В арсенале центрального банка преимущественно эко¬номические методы регулирования, его денежно-кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса как инструментов стимулирования экономического развития.
Центральный банк можно назвать институтом обмена, обслуживающим переход материальных благ от одного экономического субъекта к другому.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность ЦБ.doc

— 651.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Правовые основы деятельности  центрального банка

1.3.1. Система  законодательства, регулирующего деятельность 

центрального банка

Банковское законодательство, в том числе законодательство, регулирующее деятельность центрального банка, является частью общего свода законов, регулирующих общественные отношения в государстве. В этой связи деятельность центрального банка как банка и государственного органа денежно-кредитного регулирования определяется совокупностью законодательных актов.

По отношению к регулированию  деятельности центрального банка эти законодательные акты имеют неодинаковое значение. Как известно, в государстве существуют как общие законы, относящиеся к общественным явлениям и прежде всего к важнейшим сторонам общественной жизни, так и законы, регулирующие определенную ее сферу. К первой категории законов относятся Конституция страны и Гражданский кодекс.

Вторую категорию  законов, регулирующих определенную сферу деятельности, составляют так называемые отраслевые законы. Среди них выделяется Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Помимо общих и отраслевых в банковском законодательстве можно выделить законы, прямо регулирующие деятельность Банка России, и законы, относящиеся к параллельно функционирующим сферам, взаимодействующим с Банком России. К первому типу законов относится упомянутый главный Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ко второму типу - законы «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», «О Счетной палате Российской Федерации» и др.

В структуре правового регулирования деятельности Банка России выделяются как собственно федеральные законы, так и международные договоры Российской Федерации, а также нормативные акты собственно Банка России, развивающие и конкретизирующие право вые нормы, содержащиеся в федеральных законах.

Существенное воздействие  на содержание законодательства о деятельности центрального банка оказывают экономические и политические факторы, представления общества о характере и направлениях общественного развития страны.

Первые кредитные учреждения нового типа стали создаваться в 1989 г., но без формирования достаточной законодательной базы. Возникла ситуация, при которой новые банковские законы и ведомственные банковские инструкции еще не были разработаны, а старые регулирующие акты уже не поспевали за практикой. В 1990 г. были приняты банковские законы, регулирующие деятельность как эмиссионного, так и коммерческих банков. Характерно, что в то время образовалось «двоевластие законов». В 1990 г. еще существовал СССР, поэтому наряду с Законом «О Госбанке СССР» на территории России действовал и Закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Деятельность коммерческих банков стала регулироваться Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Первые банковские законы закрепляли многообразие форм собственности на банки, утверждали принципы рыночного хозяйства в банковском секторе, в том числе принцип, согласно которому государство не отвечает за деятельность банков, а банки не отвечают за деятельность государства.

Первые банковские законы, бесспорно, имели положительное значение, ибо устанавливали юридические нормы, законодательно закреплявшие новые правила игры в банковском секторе.

Структура современного банковского законодательства в основном отражает закономерности, складывающиеся в мировом банковском сообществе.

 

1.3.2. Специфика  юридического статуса центрального  банка 

Юридический статус (положение) центрального банка с точки зрения права вытекает из его сущности как общественного денежно-кредитного института.

Как юридическое лицо центральный банк выступает по отношению  к другим юридическим лицам органом  государственного управления и в этом смысле государственным учреждением.

Центральный банк – это государственное учреждение, которому государство делегирует установление определенного порядка, специальных правил, регулирующих особую сферу экономических отношений.

Государство наделяет центральный  банк властными полномочиями только в области банковской деятельности, в сфере денежно-кредитных отношений. Его полномочия, распоряжения и приказы в сфере денежного оборота обязательны для исполнения, а выпускаемые им денежные знаки обязательны к приему платежей всеми участниками экономического оборота, но это не означает, что каждый экономический субъект должен рассчитываться со своими контрагентами непременно лишь по одной форме и тем более совершать платежи в сфере обмена только с согласия центрального банка. Распоряжения банка обязательны для всех участников денежного оборота только в сфере денежных операций и никоим образом в области организации производства, оказания услуг, распределения и потребления общественных благ.

Властные полномочия центрального банка носят ограниченный характер и по отношению к коммерческим банкам, для которых он является главным банком, но от которого не исходят указания распорядительного характера. Согласно правилам центральный банк не вправе давать коммерческим банкам указания как вести их деятельность, вмешиваться в их повседневную оперативную деятельность. Выполнять распоряжения центрального банка коммерческие банки должны только в части соблюдения правил ведения денежных операций, установленных норм денежно-кредитного регулирования, стандартов банковской деятельности и допустимых рисков.

Особенность центрального банка как юридического лица связана  с тем, что он функционирует преимущественно на макроуровне.

1.3.3. Подотчетность Банка России

В соответствии со ст. 1 Федерального закона о Банке России функции  и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В тоже время Банк России согласно ст. 5 Федерального закона о Банке России подотчетен Государственной Думе.

Подотчетность Банка России Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации заключается в том, что Государственная Дума:

  • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
  • назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
  • направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
  • рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  • рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
  • принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений (указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета);
  • проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
  • заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России.

Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.

1.3.4. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти

Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Целью взаимодействия Банка России, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации является реализация функций, возложенных на Банк России.

Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в  разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Министр финансов Российской Федерации  и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Банк России и Правительство  Российской Федерации информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Взаимодействие Банка России с  другими органами государственной  власти осуществляется для согласования денежно-кредитной политики с бюджетной, налоговой и финансовой политикой государства.

1.3.5. Нормотворческая деятельность Банка России

Нормотворческая функция Банка  России предполагает исключительные права  и обязанности Банка России устанавливать обязательные для органов государственной власти, всех юридических (в особенности кредитных организаций) и физических лиц, правила поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования. Эта функция закреплена в ст. 7 Федерального закона о Банке России.

Под полномочиями Банка России по изданию нормативных актов понимаются предоставленные ему права и обязанности, связанные с установлением правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, действующих независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные нормативным актом.

Порядок подготовки и вступления в  силу нормативных актов Банка  России, принимаемых им в соответствии с Федеральным законом о Банке России и другими федеральными законами, а также представления их на государственную регистрацию в случаях, определенных федеральными законами, установлен Положением Банка России от 15.09.97 № 519 «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (в дальнейшем Положение № 519).

Нормативные акты Банка России принимаются  им по вопросам, отнесенным к его компетенции, и представляют собой подзаконный уровень регулирования общественных отношений в денежно-кредитной сфере экономики.

Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным  законам и не имеют обратной силы.

Виды нормативных актов  Банка России:

  • Указание Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
  • Положение Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
  • Инструкция Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в форме инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

Нормативные акты Банка России подписываются  Председателем Банка России.

Подготовка проекта нормативного акта Банка России, либо его доработка осуществляется на основании:

  • приказа, а также иного поручения Председателя Банка России, либо лица, его замещающего, в устной или письменной форме;
  • решения Совета директоров Банка России.

Нормативные акты Банка России вступают в силу с момента опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом директоров.

Не подлежат опубликованию нормативные  акты Банка России, содержащие сведения, составляющие государственную тайну и (или) сведения ограниченного распространения, а также отдельные пункты нормативных актов Банка России, содержащие сведения такого рода.

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Для государственной регистрации  нормативного акта Банка России в  Минюст России представляются следующие документы:

  • письмо Банка России о направлении в Минюст России нормативного акта Банка России на государственную регистрацию;
  • нормативный акт Банка России;
  • справка о нормативном акте Банка России.

Взаимодействие с Минюстом России в процессе регистрации нормативного акта Банка России осуществляет Юридический департамент совместно со структурными подразделениями Банка России, ответственными за подготовку нормативного акта Банка России, представляемого на государственную регистрацию в Минюст России.

Информация о работе Сущность Центрального Банка и его происхождение