Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:18, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в следующем.
Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего хозяйственного законодательства РФ, налогового - в первую очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и на научно-техническое развитие.
В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения, коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Финансы бюджетных учреждений в системе финансов………….……..5
1.1. Характеристика финансов бюджетных учреждений…………………..5
1.2. Место финансов бюджетных учреждений
в финансовой системе страны……………………………………………………....8
2. Назначение и функции бюджетных, казенных учреждений………...…16
2.1. Назначение бюджетных учреждений………………………………….16
2.2. Назначение казенных учреждений…………………………………….19
3. Сущность, закономерности и тенденции развития финансов бюджетных учреждений……………………………………………………...……24
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………………………….32
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Финансы бюджетных
учреждений в системе финансов…
1.1. Характеристика
финансов бюджетных учреждений…
1.2. Место финансов бюджетных учреждений
в финансовой
системе страны…………………………………………
2. Назначение и функции бюджетных, казенных учреждений………...…16
2.1. Назначение
бюджетных учреждений…………………………
2.2. Назначение
казенных учреждений……………………………
3. Сущность, закономерности
и тенденции развития финансов
бюджетных учреждений…………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….32
Введение
В данной курсовой работе рассмотрена тема: «Финансы бюджетных учреждений, закономерности и тенденции их развития».
Актуальность данной темы заключается в следующем.
Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего хозяйственного законодательства РФ, налогового - в первую очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и на научно-техническое развитие.
В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения, коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.
Бухгалтерам в процессе работы приходится применять новые методики, позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых видов имущества и взаимоотношений участников. За последнее время в связи с принятием новых нормативных документов произошли существенные изменения в методике учета основных средств, производственных запасов, себестоимости продукции, капитальных вложений, финансовых результатов; претерпели изменения порядок формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия, распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и кредитования.
Но, несмотря на все трудности ведения учета на предприятиях, на постоянно меняющееся законодательство и налоги бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории РФ.
Финансы в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина РФ от 3 ноября 1993г №122, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:
- организация
управления оборотным
- особенности
формирования финансовых
-отраслевые
особенности учета в
Цель работы: рассмотреть закономерности и тенденции развития финансов бюджетных учреждений.
Для достижения проставленной цели в работе определен ряд задач:
- определить место финансов бюджетных учреждений в системе финансов;
- показать назначение и функции бюджетных, казенных учреждений;
- рассмотреть сущность, закономерности и тенденции развития финансов бюджетных учреждений.
Предметом исследования в работе являются финансы бюджетных учреждений, закономерности и тенденции их развития.
Объект исследования – бюджетные и казенные учреждения.
1. Финансы бюджетных учреждений в системе финансов
1.1. Характеристика финансов бюджетных учреждений
Финансы бюджетных учреждений представляют собой систему экономических отношений, посредством которых осуществляются функции некоммерческого характера. [9; С. 85]
Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ учреждение является одной из форм некоммерческой организации (статья 2). Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Цели деятельности некоммерческой организации предусмотрены учредительными документами, которые обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией и ее учредителями. [4]
В законе определен перечень функций, ради достижения которых могут быть созданы некоммерческие организации, то есть, определены функции некоммерческого характера:
- социальные;
- благотворительные;
- культурные;
- образовательные;
- научные;
- управленческие;
- охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта;
- удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан;
- защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи. [4]
Особенностями финансов бюджетных учреждений являются:
1) исключительная связь с бюджетом, результатом является недополучение средств бюджета, которое приводит к недофинансированию расходов организации;
2) может предоставлять платные услуги, за счет этого формирует часть собственных средств;
3) отсутствие самостоятельности
в расходовании средств,
Основные принципы организации финансов бюджетных учреждений:
- целевое использование средств;
- жесткое разграничение
бюджетного финансирования и
самостоятельно заработанных
Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.
Сметно-бюджетное финансирование – это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. [12; С. 48]
На сметно-бюджетном
В каждом субъекте РФ имеются организации, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.
Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений.
Наличие сметы обеспечивает
эффективное бюджетное
Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.
Специальные средства получают
бюджетные учреждения и в результате проведения
мероприятий, которые соответствуют характеру
их основной деятельности: например, средства,
поступающие от родителей за обучение
детей в музыкальных школах, за содержание
детей в дошкольных и образовательных
бюджетных учреждениях, и т.д.
Принцип финансирования расходов на культуру
- сочетание бюджетного финансирования
с элементами коммерческой деятельности,
что вполне соответствует структуре современного
рыночного механизма.
Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.
Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В компетенции Российской Федерации доля федерального бюджета, направляемая на финансирование образования, а также формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования, налоговых льгот, стиму¬лирующих развитие образования, федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от количества учащихся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений и государственных органов управления образованием.
В компетенции субъектов Федерации в этой области – формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов финансирования образования.
В компетенции
органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образования,
разработка и принятие местных нормативов
финансирования образования.
Федеральные нормативы финансирования
должны утверждаться ежегодно Государственной
Думой одновременно с принятием закона
о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально
допустимыми.
Региональные и местные нормативы финансирования
должны учитывать специфику образовательного
учреждения и быть достаточными для покрытия
средних по данной территории текущих
расходов, связанных с образовательным
процессом и эксплуатацией зданий, сооружений
и штатного оборудования образовательного
учреждения. [10; С. 112]
1.2. Место финансов бюджетных учреждений
в финансовой системе страны
Бюджетные учреждения являются элементом финансовой системы, осуществляющими взаимодействие с другими участниками этой системы. Бюджетные учреждения выполняют социальные функции, обеспечивая граждан страны жизненно необходимыми благами и услугами, и их деятельность осуществляется путем взаимоотношений между государством в лице законодательных и исполнительных органов власти и управления, учреждениями и гражданами, получающими услуги. [21; С. 78]
Особенности взаимоотношений между финансовыми, налоговыми органами и бюджетными учреждениями в соответствии с действующим в настоящее время в стране нормативно-правовым порядком и развития.
1. Взаимодействие бюджетных учреждений с органами казначейства.
Согласно Бюджетному кодексу РФ (статья 241.1) при кассовом обслуживании исполнения бюджетов:
1) учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации;
2) управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы или иные уполномоченные органы;
3) кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;
4) все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;
5) органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории. [21; С. 80]
Говоря об этом взаимодействии, следует различать два основных направления:
- учет бюджетных средств;
- учет внебюджетных доходов.
Бюджетные учреждения, финансируемые из бюджета, переведены на обслуживание в органы казначейства, через которые они получают расчетные услуги.
Бюджетные учреждения не имеют права самостоятельно заключать с банками договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетных средств. Бюджетные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которыми непосредственно работают учреждения ЦБ РФ.
Информация о работе Сущность, закономерности и тенденции развития финансов бюджетных учреждений