Сущность, закономерности и тенденции развития финансов бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в следующем.
Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего хозяйственного законодательства РФ, налогового - в первую очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и на научно-техническое развитие.
В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения, коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Финансы бюджетных учреждений в системе финансов………….……..5
1.1. Характеристика финансов бюджетных учреждений…………………..5
1.2. Место финансов бюджетных учреждений
в финансовой системе страны……………………………………………………....8
2. Назначение и функции бюджетных, казенных учреждений………...…16
2.1. Назначение бюджетных учреждений………………………………….16
2.2. Назначение казенных учреждений…………………………………….19
3. Сущность, закономерности и тенденции развития финансов бюджетных учреждений……………………………………………………...……24
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы бюджетных учреждений, закономерности и тенденции их развития.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

- народное образование и профессиональная подготовка кадров;

- культура, искусство и средства массовой информации;

- здравоохранение;

- физическая культура и спорт;

- социальное обеспечение (включая средства, передаваемые в Пенсионный фонд Р.Ф.). [17; С. 25]

Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основу расчетов кладутся показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживающие контингенты (количество учащихся, учетных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.д.). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.

В соответствии с законодательством РФ сфера  образования признана приоритетной.

Компетенцией  субъектов федерации является формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции местных органов самоуправления находится формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие нормативов местного финансирования образования.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательного учреждения определяется типовым положением о типе и виде общеобразовательного учреждения. Нормативы  финансирования негосударственных учреждений не могут быть ниже аналогичных государственных, расположенных на данной территории. Могут привлекаться дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных услуг. Такое привлечение не ведет к снижению нормативов и размеров финансирования из бюджета учредителя.

Расходы бюджетной  системы на социальное обеспечение  включает в себя: выплату государственных  пенсий по старости, пенсии и пособия  военнослужащим срочной службы и  их семьям, пособия на детей до 6 лет, пособия одиноким матерям и другие.

Государственное управление финансового пенсионного  обеспечения осуществляет пенсионный фонд Р.Ф. являющийся самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, денежные средства которого находятся в государственной  собственности Р.Ф.

Значительная сумма расходов бюджета направляется на содержание домов интернатов, содержание престарелых инвалидов, врачебно-трудовые экспертизы, протезирование и другие мероприятия.

Развитие здравоохранения  предусматривает его поэтапное  реформирование, введение многоканальности финансирования, выделения лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг.

Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки. Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном порядке. Во всех учреждениях составляются сметы расходов по каждой конкретной теме. Порядок планирования и финансирования расходов аналогичен методике, применяемой по расходам на социально-культурные потребности.

Приоритетными направлениями финансирования научно-технических и инновационных программ являются:

- организация высокоэффективных процессов по производству продовольствия и для переработки продукции отраслей АПК;

- борьба с наиболее распространенными болезнями;

- создание экологически чистых, ресурсосберегающих технологий в энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и промышленности. [17; С. 26]

Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и флота; экономических возможностей страны.

В рамках социального  комплекса финансируются мероприятия по обеспечению жильем населения, модернизации коммунальной инфраструктуры, развитию здравоохранения, образования, сохранению культурного наследия.

Огромную роль расходы бюджетов всех уровней играют в решении  социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов бюджетов в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан призвано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы.

 

В непроизводственной сфере бюджетное  финансирование должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня социально-культурного обслуживания населения, а с другой - для достижения оптимальной структуры отраслей с учетом социальных приоритетов.

В целях повышения  эффективности функционирования бюджетной  сферы Правительством РФ были разработаны Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации, где обозначены основные направления реформирования бюджетного сектора:

- оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств;

- уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных учреждений;

- переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг;

- внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат. То есть выполнение одного из принципов бюджетной системы Российской Федерации эффективности и экономности использования бюджетных средств (статья 34 БК РФ).

В основу бюджетной  реформы положены принципы управления по результатам:

- среднесрочное финансовое планирование (3 года);

- реорганизация бюджетных учреждений, то есть формирование бюджетной сети в соответствии с задачами в новых условиях;

- новой формы бюджетного финансирования;

- бюджетирование по целям и результатам (бюджетно-целевое планирование, как предоставление средств под определенную программу, для достижения определенных результатов);

- учет и отчетность по международным стандартам. [23; С. 19]

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно  на:

- оплату труда  в соответствии с заключенными  трудовыми договорами и правовыми  актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисление  страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды; 

- трансферты  населению, выплачиваемые в соответствии  с федеральными законами, законами  субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные  и иные компенсационные выплаты  работникам в соответствии с  законодательством Российской Федерации; 

- оплату товаров,  работ и услуг по заключенным  государственным или муниципальным контрактам;

Согласно БК РФ финансирование бюджетных учреждений производится по утвержденным сметам. Смета представляет документированный  план поступления и расходования денежных средств на финансирование затрат обычной деятельности организаций.

Смета является частью финансовых планов и по форме  представляет собой особый вид плана, определяющего объем, целевое направление  и поквартальное распределение  средств, отпускаемых на содержание бюджетных учреждений и осуществление  централизованных мероприятий в течение бюджетного года. Сметы бюджетных учреждений, не имеющих других доходов кроме бюджетного финансирования, предусматривают только расходы, тем самым, выражая односторонний характер их отношений с бюджетом.

Одним из принципов, заложенных в основу бюджетной системы  Российской Федерации, является принцип  адресности и целевого характера  бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей  бюджетных средств с обозначением направления их финансирование конкретных целей.

Согласно статьи 250 БК РФ получатели бюджетных средств  имеют право принимать обязательства  по осуществлению расходов и перечислению платежей только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Чтобы денежные обязательства, принятые бюджетным учреждением, соответствовали доведенным до него ЛБО, необходимо вести учет санкционирования расходов.

Заключение

 

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Для финансовых отношений  характерно присутствие государства в качестве субъекта наделенного особыми правами. Государство устанавливает налоги, сборы, регламентирует порядок формирования фондов на предприятиях.

С помощью финансов государство  осуществляет распределение общественного  продукта не только в натурально-вещественной форме, но и в стоимостной. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Она проявляется через  деятельность финансовых и контрольных органов, которые устанавливают нормативные требования в области финансов и контролируют их выполнение. Важный способ финансового контроля - контроль рублей (установление штрафов, пени, неустоек и т.д.).

Центральное место в  финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Для осуществления своей  деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица.

Финансы в бюджетных  организациях имеет свои специфические  особенности. К этим особенностям относятся организация управления оборотным капиталом, формирования финансовых результатов, контроль исполнения сметы расходов, отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетных сфер здравоохранения, образования, науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации [Текст]: с изменениями,  внесенными Федеральным законом  от 6 апреля 2011г. №68-Ф3 / Российская  Федерация. Кодекс. – М.: Проспект: КноРус, 2011. – 271 с. 

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. М.: Проспект, 2011. – 452 с.

3. О бухгалтерском учете. Федеральный  закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ.

4. О некоммерческих организациях. Федеральный Закон РФ № 7-ФЗ от 12.01.2006.

5. Администрирование доходов // Бюджетный учет, 2011. - № 2. - С.       11-13.

6. Бюджет и  бюджетная система Российской Федерации. Учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина– М.: Маркетинг, 2009. – 422 с.

7. Алешин С.М., Нефедов В.П. Анализ исполнения  смет расходов, контроль и ревизия в бюджетных учреждениях. – М.: 2011. – 430 с.

8. Балдина С.В.  Бюджетный учет в Российской  Федерации. - М.: МЦФЭР, 2008. – 816 с.

9. Бухгалтерский  и налоговый учет в бюджетных  учреждениях /Под ред. В.М. Радионовой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 256 с.

10. Бюджетная  система России: Учебник для вузов  / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 368 с.

11. Бюджетная  система Российской Федерации:  Учебник / М.В.Романовский и др.; Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - М.: Юрайт, 2010. – 346 с.

12. Бюджетный  процесс в Российской Федерации:  Учебное пособие Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская  и др. – М.: «Перспектива»: ИНФРА-  М, 2010. – 290 с.

13. Володина  Е.В. Консолидация операций по  межбюджетным отношениям // Бюджетный  учет, 2010. - № 12. - С. 23-29.

14.  Гронь  Т.М. Когда финансовый результат  становится прибылью // Бюджетный  учет, 2011. - № 7. - С. 9-13.

Информация о работе Сущность, закономерности и тенденции развития финансов бюджетных учреждений