Сущность финансовой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 13:57, реферат

Краткое описание

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами,
которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных
формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным)
денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании
фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении
налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении
средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и
подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность финансовой политики государства.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

   Функционирование  государственного бюджета происходит  посредством  особых

 экономических  форм - доходов и расходов, выражающих  последовательные  этапы

 перераспределения   стоимости  общественного   продукта,,  концентрируемой  в

 руках государства.  Доходы и расходы бюджета - это объективно  обусловленные

 категории,  каждая  из  которых  имеет   специфичное  общественное  значение;

 доходы  служат  финансовой  базой деятельности  государства,   расходы   -

 удовлетворению  общегосударственных потребностей. 

2. Доходы  государственного  бюджета 

     Доходы  бюджета  выражают  экономические   отношения,   возникающие   у

государства с  предприятиями (объединениями), организациями  и  гражданами  в

процессе  формирования  бюджетного  фонда  страны.  Формой  проявления  этих

экономических  отношений  служат  различные   виды   платежей   предприятий,

организаций  и  населения  в  государственный  бюджет,  а их   материально-

вещественным воплощением  -  денежные  средства,  мобилизуемые  в  бюджетный

фонд.

  Состав бюджетных  доходов, формы  мобилизации   денежных  средств  в  бюджет

зависят от системы  и методов хозяйствования, а также  от  решаемых  обществом

экономических задач. В нашей стране, где собственником  преобладающей  массы

средств производства до  недавнего  времени  выступало  государство,  доходы

бюджета базировались в  основном  на  денежных  накоплениях  государственных

предприятий, при этом  налоги  составляли  8-10  %  от  объёма  бюджета.  В

налоговом государстве 80 % доходов  бюджета формируют  средства от налогов.

  Экономическая   сущность  налогов  характеризуется   денежными  отношениями,

складывающимися у государства  с  юридическими  и  физическими  лицами.  Эти

денежные   отношения   объективно   обусловлены   и   имеют    специфическое

общественное  назначение  -  мобилизацию  денежных  средств  в  распоряжение

государства.

  Конкретными  формами проявления категории  налога  являются  виды  налоговых

платежей,    устанавливаемых    законодательными    органами    власти.    С

организационно-правовой   стороны   налог   -   это   обязательный   платёж,

поступающий  в  бюджетный   фонд   в   определённых   законом   размерах   и

установленные сроки. Совокупность  разных  видов  налогов,  в  построении  и

методах  исчисления  которых  реализуются  определённые  принципы,  образует

налоговую систему  страны.

  Сегодня налоговая  система призвана реально влиять  на  укрепление  рыночных

начал   в   хозяйстве,   способствовать   развитию   предпринимательства   и

одновременно   служить    барьером    на    пути    социального    обнищания

низкооплачиваемых слоёв населения.

  Главным среди  налогов, взимаемых  с  юридических   лиц  является  налог на

прибыль (доход) предприятий. Его применение  вызвано  тем,  что  в  условиях

рыночного хозяйства  роль  прибыли  существенно  возрастает;  она  становится

важнейшим  объектом  воздействия  государства.  Банки  и  другие   кредитные

учреждения,  осуществляющие  свою  деятельность  на  коммерческих   началах,

уплачивают в  бюджет подоходный налог. Налог на имущество  предприятий  введён

для  субъектов  хозяйствования,  являющихся  собственниками   имущества   на

территории России. Важное место в налоговой системе страны занимают  платежи

за природные  ресурсы: земельный налог, плата  за воду, лесной доход и др.

   Основное  место  в  системе  налогообложения   физических   лиц   занимает

подоходный налог.  Подоходное  обложение  дополняется  взиманием  налога  на

имущество,  который  в  условиях  перехода  к  рынку  выполняет  не   только

фискальную  роль,  но  и  служит  своеобразным   психологическим   фактором,

влияющим  на  поведение  плательщика,  осознающего  себя  собственником.   В

налоговой системе страны после  длительной  перерыва  восстановлен  налог  с

наследства, которым  с 1 января 1992  г.  облагается  имущество,  переходящее

гражданам в порядке  наследования или дарения.

  Наряду с  прямыми  налогами  используются  и  косвенные,  крупнейшим  среди

которых является налог на добавленную стоимость. Он введён с января 1992  г.

и количественно  заменил (вместе с  акцизами)  ранее  действовавшие  налог  с

оборота и налог  с продаж. Одновременно с налогом  на добавленную стоимость  в

системе  косвенного   обложения   используются   также   различные   акцизы,

устанавливаемые на отдельные виды и группы  товаров.  В  систему  косвенного

обложения включаются и таможенные пошлины;  ими  облагаются  товары  и  иные

предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за её пределы.

  Налог на  операции с ценными бумагами  включён в  налоговую  систему   страны

впервые. Уплачивают его  юридические  и  физические  лица  (в  том  числе  и

иностранцы), осуществляющие эмиссию и  операции  по  купли-  продаже  ценных

бумаг.  Налог  на  рекламу  уплачивают  юридические   и   физические   лица,

рекламирующие   свою   продукцию.   Налог   на   перепродажу    автомобилей,

вычислительной  техники и персональных компьютеров  взимается с юридических  и

физических лиц, перепродающих указанные товары.

  Государство  в лице уполномоченных  на  это  органов  (отделы  ЗАГС,  ОВИР,

нотариальные конторы  и др.) оказывает различного рода услуги  юридическим  и

физическим лицам, за которое оно взимает пошлины  и сборы.

  К числу  платежей, вносимых гражданами, относится сбор  за  право  торговли

(промысловый   налог).  Сбор  за  парковку  автотранспорта  вносят   водители

автомашин при  парковке в специально оборудованных  для  этих  целей  местах.

Граждане, неорганизованно  приезжающие на отдых  в  курортные  местности  без

путёвок и курсовок, уплачивают курортный сбор.

   Уплата  налогов  осуществляется  в   определённой   очерёдности.   Сначала

плательщики вносят все поимущественные налоги и  пошлины. На сумму  внесённых

платежей  уменьшается  налогооблагаемый   доход   (прибыль)   физических   и

юридических лиц, после  чего  плательщики  уже  во  вторую  очередь  обязаны

рассчитаться  с  бюджетом  по  местным  подоходным  налогам,  если   таковые

взимаются.

  Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К  ним  относятся,  с

одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности,  доходы

от эксплуатации государственной  собственности,  а  в  условиях  перехода  к

рынку - и от её продажи  юридическим  и  физическим  лицам,  а с другой  -

поступления от реализации облигаций государственных займов и  других  ценных

бумаг. 

3. Расходы государственного  бюджета 

   Расходы   государственного  бюджета   -   это   экономические   отношения,

возникающие в  связи с распределением фонда денежных  средств государства и

его использованием по отраслевому, целевому и  территориальному  назначению.

В  расходах   бюджета   находят   своё   выражение   две   стороны   единого

распределительного  процесса:  расщепление  бюджетного  фонда  на  составные

части и формирование денежных  фондов  целевого  назначения  у  предприятий,

организаций и  учреждений  материального  производства  и  непроизводственной

сферы, получающих ассигнования.

  Для выяснения  роли и значения многообразных бюджетных расходов  их  обычно

классифицируют  по  определённым  признакам:  по  роли  в   воспроизводстве,

общественному  назначению,  отраслям  производства  и  видам   деятельности,

целевому назначению.

  По роли  в  общественном  производстве  расходы государственного  бюджета

подразделяются  на  две  части:  одна  связана  с  развитием   материального

производства,   совершенствованием   его   отраслевой   структуры,    другая

используется на содержание и дальнейшее развитие  непроизводственной  сферы.

Экономическая группировка  бюджетных расходов по их общественному  назначению

отражает  выполняемые  государством  функции  -  экономическую,  социальную,

оборонную и др.  В  соответствии  с  общественным  назначением  все  расходы

бюджета могут  быть  подразделены  на  четыре  группы:  народное  хозяйство,

социально- культурные мероприятия, оборона,  управление.  Основу  отраслевой

группировки  расходов  государственного  бюджета   составляет   общепринятое

деление экономики  на отрасли и виды деятельности. Исходя из него  расходы  в

производственной  сфере подразделяются по отраслям  народного  хозяйства:  на

развитие промышленности, сельского  хозяйства,  капитального  строительства,

транспорта, связи, торговли и др.; в  непроизводственной  -  по отраслям  и

видам  общественной  деятельности:  на   народное   образование,   культуру,

здравоохранение, социальное обеспечение, государственное  управление  и  т.д.

В государственном  бюджете сохраняется пока  целевое  назначение  выделяемых

ассигнований,   отражающее    конкретные    виды    затрат,    финансируемых

государством.

  Наиболее крупными  до недавних пор были расходы  бюджета  на  финансирование

народного хозяйства. В их  состав  в  соответствии  с  действующей  в  нашей

стране бюджетной  классификацией включались расходы на отрасли  материального

производства,  жилищно-коммунального  хозяйства  и   бытового   обслуживания

населения.

  Значительные  бюджетные средства ежегодно  направляются  на  финансирование

социально- культурных мероприятий. Несмотря на  важную  роль  данной  группы

бюджетных  расходов  в  социально-экономических  процессах,   количественные

характеристики  бюджетных  затрат  на  эти  цели   не   только   далеки   от

оптимальных,  но  и  отражают  постепенное  ухудшение   уровня   социального

обслуживания населения  нашей страны.  Связано  это  с  тем,  что  социальная

функция государства  в течении многих лет была на “втором  плане”,  заставляя

невольно экономить  на затратах в  социальной  сфере.  По  оценкам  некоторых

Информация о работе Сущность финансовой политики государства