Сущность финансовой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 13:57, реферат

Краткое описание

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами,
которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных
формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным)
денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании
фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении
налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении
средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и
подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность финансовой политики государства.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

экономистов,  на  образование,   медицину   и   экологию,   вместе   взятые,

приходилось в  конце 80-х  годов  лишь  около  14  %  валового  национального

продукта, тогда  как на военные цели уходило от 25 до 30 %.

   Часть   бюджетных  средств  государство   направляет  на  оборону.  Военные

расходы  довольно  дорого  обходятся  налогоплательщику.  Основное  место  в

затратах на оборону  занимает закупка вооружений  и  военной  техники;  затем

идут затраты  по текущему содержанию армии и  флота,  финансированию  научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ;  остальное  приходится  на

долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие  расходы.  Объём

расходов  на  оборону  зависит  прежде  всего  от  степени  реальной  угрозы

военного  нападения;  при   благоприятной   международной   обстановке   они

сокращаются.  Важную  роль  в  сокращении  бюджетных  расходов  на   оборону

призвана сыграть  военная реформа. Её подготовка  и  проведение  позволяет  с

меньшим объёмом  военных расходов качественнее решать  стоящие  перед  армией

проблемы. Образование  СНГ внесло изменения в состав расходов  каждого  члена

Содружества, их структуру  и динамику. Например, на долю  России,  являющейся

правопреемницей бывшего Советского Союза, приходится 61,3 %  общих  расходов

на содержание Вооружённых Сил Содружества.

   Расходы   бюджета  на  управление  обусловлены   выполнением   государством

хозяйственно-организаторской  функции и связаны с  наличием  специфической  -

управленческой - сферы деятельности.  На сегодняшний  день это единственная

часть расходов бюджета, которая выплачивается без перебоев  и  задолжностей.

Совершенствование  аппарата  управления  и  сокращение   расходов   на   его

содержание имеет  большое народнохозяйственное значение, так как  приводит  к

высвобождению людских ресурсов, которые могут  быть  использованы  в  других

отраслях   деятельности,    позволяет    добиваться    лучшей    организации

управленческого труда, делает руководство общественным  производством  более

оперативным, конкретным, а потому - более действенным.

    Разбалансированность   отечественной   экономики,   тяжёлое   финансовое

положение страны выдвинули на первый  план  двуединую  задачу  -  сокращение

бюджетных расходов и  одновременное  повышение  эффективности  использования

бюджетных средств. 

4. Бюджетный дефицит,  управление им 

   Бюджетный  дефицит - это финансовое явление,  не обязательно относящееся к

 разряду чрезвычайных,  исключительных  событий.  В   современном  мире  нет

 государства,  которое в те или иные периоды  своей истории  не  сталкивалось

 бы с бюджетным  дефицитом.  Однако  качество  самого  дефицита  может  быть

 различным:

 а) дефицит   может  быть  связан  с   необходимостью  осуществления   крупных

 государственных  вложений в развитие экономики.  В этом случае  он  отражает

 не   кризисное   течение   общественных   процессов,   а   государственное

 регулирование    экономической    конъюнктуры,    стремление    обеспечить

 прогрессивные  сдвиги в структуре общественного  производства;

 б)  дефициты  возникают  в  результате  чрезвычайных  обстоятельств(войны,

 крупных стихийных  бедствий и  т.п.),  когда   обычных  резервов  становится

 недостаточно  и приходится прибегать к источникам  особого рода;

 в) дефицит  может  отражать  кризисные   явления  в  экономике,  её  развал,

 неэффективность  финансово-кредитных  связей,  неспособность  правительства

 держать под  контролем финансовую ситуацию  в стране. В  этом  случае  он  -

 явление чрезвычайно  тревожное, требующее  принятия  не  только  срочных  и

 действенных  экономических  мер  (по  стабилизации  экономики,  финансовому

 оздоровлению  хозяйства и т.п.), но и соответствующих  политических решений.

   За последние  несколько лет произошёл резкий  скачок бюджетного  дефицита.

 Он привёл  к быстрому росту государственного  долга, как внутреннего, так  и

 внешнего.

   Основными  причинами резкого скачка бюджетного  дефицита в  конце  80-х  -

 начале 90-х годов  явились:

   низкая  эффективность  общественного   производства,  усугубляемая  малой

 результативностью  внешнеэкономических связей;

   нерациональная  структура бюджетных расходов, усиленная  стремлением  жить

 не по средствам,  осуществляя крупные государственные  инвестиции и огромные

 военные расходы,  оказывая  помощь  (нередко   безвозмездную)  развивающимся

 странам, крупные  хищения, приписки  и  другие  уголовные  преступления   и

 т.п.;

     неэффективный   бюджетный   механизм,   не   позволяющий   государству

 использовать  его в качестве стимула развития  экономики и социальной сферы.

   Резкое  увеличение дефицита государственного  бюджета привело к нарастанию

 инфляционных  процессов (  нарастание  инфляционных  процессов  существенно

 снижает   жизненный  уровень  населения,  ведёт  к  обострению   социальной

 напряжённости),   поскольку   для    покрытия    дефицита    правительство

 систематически  использовало денежно-кредитную  эмиссию.

    Деятельность  правительства по  исполнению  бюджета  1996  года  Госдума

 признала неудовлетворительной. За 9 месяцев  доходы  составили   почти  173

 трлн. рублей - 71  %  от  запланированного.  Расходы  достигли  233  трлн.

 рублей, что   также  ниже  плановых  показателей.  Недоимка  и  отсроченные

 платежи за  указанный период увеличились  до  71  трлн.  рублей.  По  мнению

 экспертов,  правительство “упустило” бюджет  текущего  года.  Изменить  что-

 либо радикально  не удастся несмотря на то,  что  в октябре сбор  налогов

 улучшился.  С 1 по 25 октября в госказну  поступило 10,6 трлн. рублей - 84 %

 от  задания.  Бюджет-97  может  повторить   судьбу   нынешнего,   поскольку

 предлагается  принять  завышенные  доходы.  Правительство  при   доработке

 начального  проекта  сделало  Госдуме  уступку  -  увеличило  расходы   на

 экспортные  производства и конверсию, оставив  неизменным  уровень  дефицита

 бюджета.

     При   выработке  стратегии  борьбы  с  бюджетным  дефицитом   необходимо

 руководствоваться  следующим: бюджетный дефицит -зло, но ещё  большим  злом

 для экономики  и финансов страны является  мнимое его устранение путём  чисто

 математических  операций, ибо в этом случае  вместо “лечения”  экономики   её

 болезнь переходит  в скрытые формы, бороться с  которыми  гораздо труднее;

 баланс бюджета  и  даже  превышение  бюджетных   доходов  над  расходами   не

 следует рассматривать  в качестве  неотъемлемой черты   здоровой,  динамично

 развивающейся  экономики, это свидетельствует  о неполной загрузки имеющихся

 мощностей и  нереализации всех возможностей; величина бюджетного  дефицита,

 о  чём   свидетельствует  мировой   опыт,  не  должна  превышать   предельно

 допустимого  размера, определяемого 2-3  %  ВНП;  для  покрытия  бюджетного

 дефицита  могут   использоваться   разнообразные   формы   государственного

 кредита (как  внутреннего так и внешнего) и  др.

   Перечисленные  принципы должны обязательно  реализовываться при разработке

 конкретной  программы мер по снижению  бюджетного дефицита и управлению  им.

   Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение

 доходов   бюджета  и  сокращение  его   расходов,  регулирование  бюджетного

 дефицита,  целенаправленное  управление  его  размером  в  совокупности  с

 другими экономическими  антикризисными  мерами,  позволяет  стабилизировать

 финансовое  положение нашей страны, будут  способствовать её возвращению   на

 путь социально-экономического  процветания и развития. 

                              Внебюджетные фонды 

   Внебюджетные  фонды  выступают  одним из   звеньев   общегосударственных

финансов. В нашей  стране уже  действуют  фонд  государственного  социального

страхования, пенсионный фонд, государственный  фонд  занятости  населения  и

т.д. Внебюджетные фонды помогают решать  стоящие   перед  экономикой  задачи

обеспечения  подъёма  производства,  преодоления   временной   стагнации   и

неустойчивости, кризисных  явлений.

   Внебюджетные  фонды  -  это  форма  перераспределения   и   использования

финансирования  некоторых общественных потребностей и комплексно  расходуемые

на основе оперативной  самостоятельности.

  В  зависимости   от  целевого  назначения  внебюджетные  фонды  делятся  на

экономические и  социальные,  в  соответствии  с  уровнем  управления  -  на

государственные и региональные.  С  помощью  внебюджетных  фондов  возможно:

влиять  на  процесс  производства  путём   финансирования,   субсидирования,

кредитования отечественных  предприятий;  обеспечивать  природоохранительные

мероприятия, финансируя их за  счёт  специально  определённых  источников  и

штрафов  за  загрязнение  окружающей  среды;  оказывать  социальные   услуги

населению путём  выплаты пособий,  пенсий,  субсидирования  и  финансирования

социальной  инфраструктуры  в  целом;  предоставлять  займы,  в  том   числе

зарубежным партнёрам, включая иностранные государства.

   Источники   формирования  внебюджетных  фондов  имеют   как   относительно

постоянный , так  и временный характер. Они могут  быть разными на  территории

государства, различаясь по административно-территориальным единицам.

  Направление   расходования  средств,  поступающих   во  внебюджетные  фонды,

обусловливается назначением фондов, конкретными  экономическими  условиями  и

содержанием   разработанных   и   реализуемых   программ.   Часть    средств

направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается  в  ценные

бумаги.  Внебюджетные  фонды  могут  выступать  инвесторами  и   участниками

финансового рынка  в  связи  с  тем,  что  во-первых,  нередко  использование

Информация о работе Сущность финансовой политики государства