Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:34, контрольная работа

Краткое описание

Факты составляют реальную основу выводов и заключений финансового контроля, но без систематизации и обобщений, логического осмысления контроль существовать не может, так как в нем не будет общественной потребности. Факты становятся составной частью научных и практических знаний лишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде, являясь основанием и подтверждением законов действительности. Законы и факты в финансовом контроле получают определенную интерпретацию и служат базой для управления экономикой при условии, когда они обобщены в теории.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и функции.docx

— 28.02 Кб (Скачать файл)

Сущность, цель, задачи и  функции финансового контроля

Государственный финансовый контроль (далее – финансовый контроль) является функцией управления производительными силами и производственными отношениями. Он состоит из двух этапов: описательного, связанного со сбором фактов и их первоначальной группировкой, и логико-аналитического, представляющего качественный анализ фактов и сочетающий качественные и количественные методы познания. Следовательно, финансовый контроль включает в себя, с одной стороны, факты и данные опыта, а с другой определенную систему знаний - теорию.

Факты составляют реальную основу выводов и заключений финансового  контроля, но без систематизации и обобщений, логического осмысления контроль существовать не может, так как в нем не будет общественной потребности. Факты становятся составной частью научных и практических знаний лишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде, являясь основанием и подтверждением законов действительности. Законы и факты в финансовом контроле получают определенную интерпретацию и служат базой для управления экономикой при условии, когда они обобщены в теории.

В основе функции финансового  контроля находится процесс изучения определенного объекта (предмета или явления) с целью установления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах рационального использования в практической деятельности людей. Поэтому возникает необходимость развития финансового контроля как и системы научных знаний.

Наука — это динамическая система знаний, раскрывающая новые  явления в обществе и природе  с целью применения их в практической деятельности людей. Экономическая наука развивается вместе с развитием производительных сил и производственных отношений в конкретных общественно-экономических формациях. Развитие каждой науки основано на ее собственных законах и исторических условиях, присущих данной формации. Вместе с тем в каждой формации действуют общие экономические законы, влияющие на развитие науки.

Исходя из этой концепции  науки, финансовый контроль представляет собой динамическую систему экономических знаний, направленных на устранение негативных явлений в развитии производительных сил и производственных отношений с целью их регулирования в расширенном воспроизводстве.

Финансовый контроль, подобно  любой экономической науке, изучает  проблемы расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта, поэтому не может ограничиваться лишь качественными определениями экономических законов и категорий, он изучает и их количественные соотношения. Развитие производительных сил и производственных отношений в обществе обусловило появление новых функциональных экономик:

научная организация и  экономика труда;

эффективность капитальных вложений и новой техники; ценообразование;

финансы, денежное обращение  и кредитование;

бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности;

математические методы и  применение вычислительной техники в экономических исследованиях, планировании и управлении экономикой и ее

отраслями.

Финансовый контроль находится  в тесной взаимосвязи с планированием, управлением и анализом хозяйственной деятельности. Эта связь проявляется в том, что эти функциональные экономические науки исследуют один и тот же объект, но с различной целевой функцией.

Финансовый контроль выполняет  конкретные функции экономической  науки: познавательную —выявляет факторы, отрицательно влияющие на развитие производительных сил и производственных отношений, с целью их регулирования; практическую — обеспечивает управление экономикой конкретными методами в части рационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Отсюда финансовый контроль как наука интегрирует различные качества экономических наук и является непосредственной производительной силой

В практической деятельности финансовый контроль может быть классифицирован  по следующим

признакам:

- контроль на уровне  верховной власти, т.е. по показателям,  отражающим динамику производства  и

потребления в стране и  уровень благосостояния народа, уровень  экономической безопасности государства;

- контроль на уровне  центральной исполнительной власти (по показателям, данным в предыдущем

параграфе);

- контроль на уровне  отрасли – здесь система показателей  центральной исполнительной власти

конкретизируется применительно  к отраслевым особенностям;

- контроль на уровне  региона предполагает интеграцию  показателей контроля верховной  власти и

отраслевых показателей;

- контроль на уровне  предприятия и организации. Здесь  контрольная работа государства  должна

ограничиваться исполнением  обязательств предприятия перед государством, а также за эффективностью и

целевым использованием средств, полученных предприятием из государственного бюджета.

Особое место в системе финансового контроля занимает государственный финансовый контроль. Он имеет более узкий спектр действия и должен распространяться, по нашему мнению, во-первых, на сферу формирования доходной части бюджета; во-вторых, на сферу расходования средств государственного бюджета, т.е. необходимо обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета и государственной собственности. В этой связи государственный финансовый контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета, и на министерства и ведомства, использующие средства государственного бюджета, а также предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.).

Кроме того, государство  должно следить и за финансовой, кредитной и эмиссионной деятельностью государственного банка.

С учетом изложенного возникает  вопрос о высшем органе государственного финансового контроля. Его место, структура, функции, права и ответственность определяются как сущностью контроля, так и формой организации верховной власти в государстве (монархия, республика (президентская или парламентская).

Говоря о сущности и  месте государственного финансового  контроля, нельзя не отметить тот факт, что в процессе его осуществления приходится опускаться до уровня предприятий, организаций, банков, акционерных обществ и т.п., т.е. до уровня хозяйствующих субъектов. И на этом уровне государственный финансовый контроль приобретает черты финансово-хозяйственного контроля, т.е. он распространяется не только на чисто финансовую деятельность, но в определенных случаях и на хозяйственную с тем, чтобы определить правильность исчисления налогов, эффективность производства и эффективность использования бюджетных средств.

Объектом финансового  контроля в этой связи является комплекс хозяйственных процессов и денежных отношений сферы материального производства и непроизводственной сферы. В финансовом контроле в таком его понимании на первый план выдвигаются два аспекта его осуществления: во-первых, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, достоверности учетных и отчетных данных, соблюдение государственной финансовой дисциплины; во-вторых, объективная оценка деятельности предприятий, выявление резервов интенсификации производства и повышение эффективности хозяйствования.

Бухгалтерский учет служит основным источником информационного  обеспечения для выполнения

разных функций управления, в том числе и контроля. Одновременно в процессе учета осуществляется

контроль за рациональным использованием материальных, трудовых к финансовых ресурсов, сохранностью

собственности. Контрольные  функции выполняются бухгалтерским  учетом через все элементы его  метода:

документацию и инвентаризацию, оценку и калькуляцию, систему счетов и двойной записи, балансовое

обобщение и отчетность. Но при всей важности бухгалтерского контроля — предварительного, текущего и

последующего — теоретическое  обоснование и разработка всей совокупности вопросов методологии и

организации финансового  контроля и ревизии остаются вне  бухгалтерского учета.

Главное

направление финансового  контроля и ревизии — изучение хозяйственных процессов и операций с позиций

законности, достоверности, хозяйственной целесообразности, обеспечения  сохранности собственности,

эффективности использования  финансовых средств.

Место финансового контроля в системе экономических дисциплин  характеризуется тем, что это

межотраслевая функциональная экономическая дисциплина. Возникновение  ее является результатом

необходимости удовлетворения нужд практики в контроле как специализированной функции управленческой

деятельности.

Исходя из этого, можно  говорить о специфических его  целях, задачах, функциях, предмете и  принципах

осуществления.

Целью государственного финансового  контроля является обеспечение законности и эффективности

использования государственных  бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной

собственности.

В соответствии с этим основными  его задачами являются:

- организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей

федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому

назначению; определение  эффективности и целесообразности расходования государственных средств  и

использования федеральной  собственности;

- оценка обоснованности  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных

внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза  проектов федеральных законов,  а также нормативных правовых  актов

федеральных органов государственной  власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств

федерального бюджета, или  влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов

федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов

федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на

совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств

федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных

учреждениях Российской Федерации;

- обеспечение поступления  в доходную часть государственного  бюджета налоговых, таможенных  и прочих

платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

- оценка эффективности  деятельности министерств и ведомств  по использованию средств государственного

бюджета и внебюджетных средств;

- контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

- улучшение бюджетной  и налоговой дисциплины;

- выявление резервов роста  доходной базы бюджетов различных  уровней и снижения расходной  части

бюджета;

- контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;

- проверка обращения средств  бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных

учреждениях;

- контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки

регионов;

- пресечение незаконных  решений по предоставлению налоговых  и таможенных льгот, государственных

дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

- выявление финансовых  злоупотреблений в сфере бюджетных  и межбюджетных отношений;

- проведение профилактической  информационной работы с целью  повышения бюджетной дисциплины.

Хотя государственный  финансовый контроль охватывает только общественный сектор экономики, он,

как видно из перечня задач, распространяется и на частнопредпринимательскую  деятельность, и на все формы

собственности, главным образом, путем проверки правильности составления  налоговых расчетов, выполнения

предприятиями государственных  заказов, финансируемых из бюджета: при предоставлении частным

предпринимателям, предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также

налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает  не только бюджетно-налоговая

сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной  деятельности субъектов рыночных

отношений. Этим и определяется огромная роль и значение финансового  контроля как важнейшего элемента

государственного контроля и управления.

Иными словами, объектом финансового  контроля являются денежные отношения, возникающие между

Информация о работе Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля