Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:34, контрольная работа
Факты составляют реальную основу выводов и заключений финансового контроля, но без систематизации и обобщений, логического осмысления контроль существовать не может, так как в нем не будет общественной потребности. Факты становятся составной частью научных и практических знаний лишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде, являясь основанием и подтверждением законов действительности. Законы и факты в финансовом контроле получают определенную интерпретацию и служат базой для управления экономикой при условии, когда они обобщены в теории.
Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля
Государственный финансовый контроль (далее – финансовый контроль) является функцией управления производительными силами и производственными отношениями. Он состоит из двух этапов: описательного, связанного со сбором фактов и их первоначальной группировкой, и логико-аналитического, представляющего качественный анализ фактов и сочетающий качественные и количественные методы познания. Следовательно, финансовый контроль включает в себя, с одной стороны, факты и данные опыта, а с другой определенную систему знаний - теорию.
Факты составляют реальную основу выводов и заключений финансового контроля, но без систематизации и обобщений, логического осмысления контроль существовать не может, так как в нем не будет общественной потребности. Факты становятся составной частью научных и практических знаний лишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде, являясь основанием и подтверждением законов действительности. Законы и факты в финансовом контроле получают определенную интерпретацию и служат базой для управления экономикой при условии, когда они обобщены в теории.
В основе функции финансового контроля находится процесс изучения определенного объекта (предмета или явления) с целью установления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах рационального использования в практической деятельности людей. Поэтому возникает необходимость развития финансового контроля как и системы научных знаний.
Наука — это динамическая система знаний, раскрывающая новые явления в обществе и природе с целью применения их в практической деятельности людей. Экономическая наука развивается вместе с развитием производительных сил и производственных отношений в конкретных общественно-экономических формациях. Развитие каждой науки основано на ее собственных законах и исторических условиях, присущих данной формации. Вместе с тем в каждой формации действуют общие экономические законы, влияющие на развитие науки.
Исходя из этой концепции науки, финансовый контроль представляет собой динамическую систему экономических знаний, направленных на устранение негативных явлений в развитии производительных сил и производственных отношений с целью их регулирования в расширенном воспроизводстве.
Финансовый контроль, подобно любой экономической науке, изучает проблемы расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта, поэтому не может ограничиваться лишь качественными определениями экономических законов и категорий, он изучает и их количественные соотношения. Развитие производительных сил и производственных отношений в обществе обусловило появление новых функциональных экономик:
научная организация и экономика труда;
эффективность капитальных вложений и новой техники; ценообразование;
финансы, денежное обращение и кредитование;
бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности;
математические методы и применение вычислительной техники в экономических исследованиях, планировании и управлении экономикой и ее
отраслями.
Финансовый контроль находится в тесной взаимосвязи с планированием, управлением и анализом хозяйственной деятельности. Эта связь проявляется в том, что эти функциональные экономические науки исследуют один и тот же объект, но с различной целевой функцией.
Финансовый контроль выполняет конкретные функции экономической науки: познавательную —выявляет факторы, отрицательно влияющие на развитие производительных сил и производственных отношений, с целью их регулирования; практическую — обеспечивает управление экономикой конкретными методами в части рационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Отсюда финансовый контроль как наука интегрирует различные качества экономических наук и является непосредственной производительной силой
В практической деятельности финансовый контроль может быть классифицирован по следующим
признакам:
- контроль на уровне
верховной власти, т.е. по показателям,
отражающим динамику
потребления в стране и уровень благосостояния народа, уровень экономической безопасности государства;
- контроль на уровне
центральной исполнительной
параграфе);
- контроль на уровне
отрасли – здесь система
конкретизируется
- контроль на уровне
региона предполагает
отраслевых показателей;
- контроль на уровне
предприятия и организации.
ограничиваться исполнением обязательств предприятия перед государством, а также за эффективностью и
целевым использованием средств, полученных предприятием из государственного бюджета.
Особое место в системе финансового контроля занимает государственный финансовый контроль. Он имеет более узкий спектр действия и должен распространяться, по нашему мнению, во-первых, на сферу формирования доходной части бюджета; во-вторых, на сферу расходования средств государственного бюджета, т.е. необходимо обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета и государственной собственности. В этой связи государственный финансовый контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета, и на министерства и ведомства, использующие средства государственного бюджета, а также предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.).
Кроме того, государство
должно следить и за финансовой,
кредитной и эмиссионной
С учетом изложенного возникает вопрос о высшем органе государственного финансового контроля. Его место, структура, функции, права и ответственность определяются как сущностью контроля, так и формой организации верховной власти в государстве (монархия, республика (президентская или парламентская).
Говоря о сущности и месте государственного финансового контроля, нельзя не отметить тот факт, что в процессе его осуществления приходится опускаться до уровня предприятий, организаций, банков, акционерных обществ и т.п., т.е. до уровня хозяйствующих субъектов. И на этом уровне государственный финансовый контроль приобретает черты финансово-хозяйственного контроля, т.е. он распространяется не только на чисто финансовую деятельность, но в определенных случаях и на хозяйственную с тем, чтобы определить правильность исчисления налогов, эффективность производства и эффективность использования бюджетных средств.
Объектом финансового
контроля в этой связи является комплекс
хозяйственных процессов и
Бухгалтерский учет служит основным источником информационного обеспечения для выполнения
разных функций управления, в том числе и контроля. Одновременно в процессе учета осуществляется
контроль за рациональным использованием материальных, трудовых к финансовых ресурсов, сохранностью
собственности. Контрольные
функции выполняются
документацию и инвентаризацию, оценку и калькуляцию, систему счетов и двойной записи, балансовое
обобщение и отчетность. Но при всей важности бухгалтерского контроля — предварительного, текущего и
последующего — теоретическое обоснование и разработка всей совокупности вопросов методологии и
организации финансового контроля и ревизии остаются вне бухгалтерского учета.
Главное
направление финансового
контроля и ревизии — изучение
хозяйственных процессов и
законности, достоверности,
хозяйственной
эффективности использования финансовых средств.
Место финансового контроля
в системе экономических
межотраслевая функциональная экономическая дисциплина. Возникновение ее является результатом
необходимости удовлетворения нужд практики в контроле как специализированной функции управленческой
деятельности.
Исходя из этого, можно говорить о специфических его целях, задачах, функциях, предмете и принципах
осуществления.
Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности
использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной
собственности.
В соответствии с этим основными его задачами являются:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому
назначению; определение
эффективности и
использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности
доходных и расходных статей
федерального бюджета и
внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов
федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений
от установленных показателей
федерального бюджета и
федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на
совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств
федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных
учреждениях Российской Федерации;
- обеспечение поступления
в доходную часть
платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;
- оценка эффективности
деятельности министерств и
бюджета и внебюджетных средств;
- контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
- выявление резервов роста
доходной базы бюджетов
бюджета;
- контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
- проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных
учреждениях;
- контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки
регионов;
- пресечение незаконных
решений по предоставлению
дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;
- выявление финансовых
злоупотреблений в сфере
- проведение профилактической
информационной работы с целью
повышения бюджетной
Хотя государственный финансовый контроль охватывает только общественный сектор экономики, он,
как видно из перечня задач, распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы
собственности, главным образом, путем проверки правильности составления налоговых расчетов, выполнения
предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета: при предоставлении частным
предпринимателям, предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также
налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает не только бюджетно-налоговая
сфера и бюджетный процесс,
но и весь процесс финансово-
отношений. Этим и определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего элемента
государственного контроля и управления.
Иными словами, объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие между
Информация о работе Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля