Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:34, контрольная работа

Краткое описание

Факты составляют реальную основу выводов и заключений финансового контроля, но без систематизации и обобщений, логического осмысления контроль существовать не может, так как в нем не будет общественной потребности. Факты становятся составной частью научных и практических знаний лишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде, являясь основанием и подтверждением законов действительности. Законы и факты в финансовом контроле получают определенную интерпретацию и служат базой для управления экономикой при условии, когда они обобщены в теории.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и функции.docx

— 28.02 Кб (Скачать файл)

государством, с одной  стороны, и юридическими и физическими  лицами, с другой стороны, по поводу полной

мобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального  дохода в территориальном,

социальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования с целью выполнения государством

своих функций.

Система финансового контроля в целом состоит из следующих  элементов:

1) субъект контроля (кто  контролирует);

2) объект контроля (кого  контролируют);

3) предмет контроля (что  контролируют);

4) принципы контроля;

5) метод (методика) контроля;

6) техника и технология  контроля;

7) принятие решения по  результатам контроля;

8) оценка эффективности  контроля.

Перечисленные элементы системы  контроля составляют в совокупности механизм финансового

контроля, который должен регламентироваться нормативными юридическими актами, которые в

совокупности образуют финансовое (бюджетное) право.

Финансовое право определяет меру ответственности экономических  субъектов за соблюдение (или

несоблюдение) бюджетной  дисциплины. Без административных, материально-финансовых мер воздействия  на

нарушителей бюджетно-налогового законодательства невозможно достичь  высоких результатов в выполнении

поставленных перед контролем  задач.

Цель и задачи государственного финансового контроля определяют и  его основные функции.

Эти функции можно классифицировать по двум признакам: во-первых, исходя из социального и

общегосударственного значения; во-вторых, на базе содержательного  значения функций контроля.

В первой части это касается социального управления, политического  руководства, правового

регулирования.

Эти функции финансового  контроля как части общегосударственного контроля рассмотрены

достаточно полно в  предыдущей статье.

Активная, творчески организуемая роль финансового контроля проявляется  в его собственных

функциях. Как фактор, обеспечивающий нормальное действие социальной системы, эта контрольная

деятельность использует правовые средства воздействия на общественные отношения через функции:

выявление отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта контроля, превенция и

правоохрана.

Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности. Это – установление отклонений

в исполнении законов в  части использования средств  государственного бюджета; отклонения в формировании

доходной части и использовании  расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой деятельности

министерств, ведомств, предприятий  и организаций.

Анализ причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, определивших то или

иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение.

Функция коррекции заключается  в разработке предложений по устранению выявленных отклонений в

процессе формирования и исполнения бюджета, а также процессе финансово-хозяйственной деятельности

предприятий и организаций.

Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой укрепления эффективности

контрольной деятельности является профилактическая работа для предупреждения правонарушений. Цель

профилактики — выявление  причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение с

целью недопущения новых  противоправных действий, снижения их уровня в обществе.

При всем многообразии субъектов  контрольной деятельности они все  в определенной степени проводят

профилактические мероприятия. Цели превенции достигаются: а) в  процессе осуществления контрольной

деятельности при выявлении  правонарушений и виновных лиц; б) при  реализации правовых актов, принятых

по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих

правонарушениям; в) при проведении контрольными органами конкретных профилактических мер.

Особое место в системе  мер профилактики занимают правовые акты контрольных органов. Сам факт

вынесения обоснованного  и законного постановления по делу имеет важное превентивное значение, причем не

только для лица, признанного  виновным, но и для всех лиц, прямо  или косвенно вовлеченных в процесс

контроля. Существует целый  ряд специальных правовых актов  профилактического характера, выносимых

субъектами контроля.

Первостепенное значение в деятельности контрольных органов  имеет конкретная профилактическая

работа: обобщение результатов  проверок, выявление и изучение причин тех или иных недостатков и

нарушений, условий, которые  их вызвали, разработка и проведение в жизнь превентивных мероприятий

организационного и воспитательного  характера, дача рекомендаций и обязательных указаний органам

управления по принятию соответствующих  мер.

Стало быть, профилактика является наиболее перспективным видом контрольной  деятельности,

основное назначение которой предупредить возможные правонарушения, определить меры по устранению

условий, способствующих совершению правонарушений, а в случае обнаружения  неправомерного поведения

привести в действие соответствующие  правоохранительные средства.

Функция правоохраны. Контрольная  деятельность органов государства  является в значительной мере

правоохранительной, хотя и  не сводится только к ней. Как средство обеспечения законности эта функция

направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и

нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим

субъектам мер государственного или общественного воздействия.

По действующему законодательству не все контрольные органы полномочны как самостоятельно

привлекать к ответственности  виновных лиц, так и ставить перед  вышестоящими органами вопрос о

привлечении нарушителей  к административной ответственности, а перед судебно-следственными – о

привлечении к уголовной ответственности.

Таким образом, можно сделать  определенные выводы. Во-первых, государственный  финансовый

контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может

квалифицироваться как функция: социального управления и правового  регулирования. Во-вторых, как

специфическая форма государственной  деятельности контрольная деятельность обладает собственными

функциями: фиксации отклонений, анализа, корректировки, социальной превенции, правоохраны.

Аудитор Счетной палаты С. П. ОПЕНЫШЕВ

Начальник инспекции В. А. ЖУКОВ

 

 

 

http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/14-buleten_doc_files-fl-220.pdf

 

 

 

еще статья 

http://www.newreferat.com/ref-20220-1.html


Информация о работе Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля