Тенденции развития российского рынка факторинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Факторинг - это широко распространенный в мире инструмент краткосрочного финансирования оборотного капитала, незаменимый для малых и средних предприятий, доступ к кредиту у которых традиционно затруднен, а ресурсов для инкассации задолженности недостаточно.

В данной курсовой работе мы используем факторинг в финансовой деятельности ОАО «ОГК-2» .

Целью данной курсовой работы является использование факторинга в финансовой деятельности предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3
1. Понятие и сущность факторинга………………………………………..…..4
2. Основные виды факторинговых сделок…………………………….…..…..8
3. Преимущества и недостатки использования факторинга в финансовой деятельности предприятия………………………………………..…….….…..10
3.1. Преимущества факторинга…………………………………………….…..10
3.2. Недостатки факторинга………………………………………………….…12
4.Тенденции развития российского рынка факторинга……………………...14
5. Использование факторинга на примере ОАО«ОГК2»……………………………………………………………………..16
5.1. Описание компании………………………………………………………...16
5.2. Возможность повышения эффективности предприятия за счет использования факторинга……………...………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………...2

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая фп РАСПЕЧАТАТЬ.docx

— 49.64 Кб (Скачать файл)

Введение……………………………………………………………………..…..3

1. Понятие и сущность факторинга………………………………………..…..4

2. Основные виды факторинговых сделок…………………………….…..…..8

3. Преимущества и недостатки использования факторинга в финансовой деятельности предприятия………………………………………..…….….…..10

3.1. Преимущества факторинга…………………………………………….…..10

3.2. Недостатки факторинга………………………………………………….…12

4.Тенденции развития российского рынка факторинга……………………...14

5. Использование факторинга на примере ОАО«ОГК2»……………………………………………………………………..16

5.1. Описание компании………………………………………………………...16

5.2. Возможность повышения эффективности предприятия за счет использования факторинга……………...………………………………………17

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованной литературы…………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Относительно новый для российского финансового рынка продукт — факторинг — в последние годы развивался быстрыми темпами, постепенно завоевывая все большую популярность у руководителей отечественных компаний. Сегодня рынок факторинговых услуг в России сопоставим с рынком лизинга или корпоративных облигаций. Положительная динамика развития данного сектора финансового рынка (так называемый Invoice Financing) характерна и для других стран, особенно Восточной Европы.

     Факторинг - это широко распространенный в мире инструмент краткосрочного финансирования оборотного капитала, незаменимый для малых и средних предприятий, доступ к кредиту у которых традиционно затруднен, а ресурсов для инкассации задолженности недостаточно. 

 
     В данной курсовой  работе мы используем факторинг  в финансовой деятельности ОАО  «ОГК-2» .

 
    Целью данной курсовой работы является использование факторинга в финансовой деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность факторинга

 

     Факторинг (в переводе с английского – агент, посредник) является разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Факторинг в любой своей форме связан с неоплаченными расчетными документами (счетами-фактурами) возникающими между производителями и потребителями в процессе реализации товаров и услуг, т.е. инкассирование дебиторской задолженности клиента.

    В основе факторинговой (факторской) операции лежит покупка банком счетов-фактур (платежных требований) поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя продукции. Поэтому Факторинговые операции называют также кредитованием продаж поставщика или предоставление факторингового кредита поставщику.

     Факторинг – это новый вид услуг в области финансирования, предназначенный для поддержки малых и средних фирм. Весьма выгоден факторинг и для крупных фирм-экспортеров, имеющих солидную клиентуру, значительные отсрочки платежей и недостаточную наличность. При этом они получают такие преимущества: а) освобождение от риска неплатежей; б) заблаговременную реализацию портфеля долговых требований; в) упрощение структуры баланса; г) сокращение срока инкассации требований на клиентов (на 15– 20% в среднем); д) экономию на бухгалтерских, административных и других расходах.

     Факторингом занимаются специальные фактор-фирмы, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними фирмами. Сущность деятельности факторинга заключается в том, что фактор-фирма покупает у своих клиентов их требования к их партнерам и в течение 2–3 дней оплачивает им от 70–90% требований в виде аванса, оставшиеся 10– 30% клиент получает после того, как к нему поступит счет от партнера.

     Факторинговые компании тщательно проверяют приобретаемые требования с точки зрения платежеспособности покупателя с помощью своих справочных отделов и банков. Кроме кредитных и учетно-контрольных операций факторинговые компании оказывают юридические, складские, информационные, консультационные услуги. Соглашение о факторинге повышает кредитоспособность фирмы экспортера и облегчает ей получение кредита в банке.

 

     Первоначально факторинг возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее - торговых банков. Он был известен еще в XVI – XVII вв. Но только в 60-е годы нашего столетия факторские операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран. Такое положение требовало более быстрой реализации продукции, т.е. перевода капитала из товарной формы в денежную.  

    Обычно факторинговая компания покупает счета клиентов на условиях оплаты до 90% от фактурированных поставок и оплаты оставшейся части за вычетом процентов за кредит в оговоренные сроки вне зависимости от поступления платежей от должников. Также факторинг используется, в основном, мелкими и средними предпринимателями.

     Открытый счет, если покупатель не предоставляет продавцу долгового обязательства, предполагает риск. Страхование и управление рисками коммерческого кредита наиболее эффективно осуществляют специализированные факторинговые компании. В настоящее время имеют место следующие факторинговые формы.

    Факторинг конвенционный или широкий - система финансового обслуживания клиентов банками, когда они принимают на себя не только кредитование до возврата долга и получение самого долга, но и бухгалтерское, сбытовое, рекламное, страховое, кредитное обслуживание клиентов. Конвенционный факторинг выступает как система финансового обслуживания клиента, в которую входит бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками и покупателями, страхование кредитование и т.д. На клиента возлагается лишь производственная функция. Предприятия, использующие форму факторинга, могут не иметь своего подразделения для данной работы, которую берет на себя организатор факторинга. Это помогает уменьшить издержки производства и реализации продукции. При факторинговом обслуживании данного вида используется «дисконтирование фактур», когда организатор факторинга приобретает у своего клиента право на получение денег от покупателей, и тут же зачисляя на счет около 80% стоимости отгрузки, а остальную сумму предоставляет от дебитора. Это, по сути,- кредит под товары отгруженные, за который клиент платит оговоренный процент.

     Существуют также факторинг конфиденциальный - факторинг, ограничивающийся учетом фактур, счетов клиента к своим должникам и получением кредита в счет будущей оплаты долга должником. Факторинговым компаниям и банкам, их обслуживающим, факторинг обеспечивает исходные данные о состоянии клиентов. Поэтому и существует конфиденциальный факторинг, служащий скрытым источником средств для предоставления кредитов. В этом случае контрагенты клиента не осведомлены о кредитовании его продаж факторинговой компанией.

     Конфиденциальный факторинг обеспечивает лишь некоторые операции – передача права на получение денежных средств, оплата долгов и др. конфиденциальный факторинг – инструмент обеспечения поставщику кредита под товары отгруженные, а покупателю платежного кредита. При этом клиенты обеспечивают предусмотренную в договоре плату, которая, по сути, выступает процентом за кредит.

     Еще имеется факторинг «тихий» - договор между клиентом и фактор - банком, по которому клиент передает последнему копи счетов по заключенным сделкам с партнерами, а банк выплачивает клиенту часть суммы этих счетов немедленно. После получения от партнера всей суммы по сделке клиент рассчитывается с фактор - банком, возвращая ему полученный кредит и проценты. Если партнер клиента не оплачивает счет в установленный срок, клиент уступает свои требования на оплату фактор-банку, который принимает меры к взысканию денег.

     Особое значение для России имеет факторинг экспортный – авансирование клиентов – экспортеров со стороны банков под будущую выручку от экспорта, при одновременном предоставлении клиенту гарантии от валютного и кредитного рисков.

    Наиболее характерными являются следующие виды факторинга:

- с ответственностью за  риск неплатежеспособности и  без права регресса;

- без принятия рисков  неплатежеспособности, однако с  правом регресса;

- с финансированием к  моменту покупки;

- с финансированием ко  времени наступления срока платежа;

- с управлением дебиторской  бухгалтерией;

- без права управления  дебиторской бухгалтерией.

      Базой современного факторинга в развитых странах является предоставление коммерческого кредита в форме отсрочки платежа за поставленные товары, чаще всего в форме открытого счета. Покупатель погашает задолженность в сроки, согласованные сторонами и зафиксированные в договоре. Риск неоплаты или несвоевременной оплаты товаров принимает на себя фактор, который оплачивает сумму переустановленных ему платежных требований.

    Для создания единых правовых основ факторинга в 1988 г. была утверждена Конвенция о международном факторинге. Любой договор о международном факторинге, на который распространяется действие Конвенции, призван включать в себя минимум две из отмеченных ниже операций:

- финансирование поставщика  с предоставлением ему авансов  и кредитов;

-бухгалтерская обработка  счетов поставщика, относящихся  к уступленным требованиям;

-получение денежных средств  с должников;

-защита интересов поставщика  из-за неплатежеспособности его  должников.

Благодаря принятию Конвенции было унифицировано понятие факторинга, что открыло возможности расширения его применения в мире.

    Мировой опыт и уже накопленная отечественная практика убеждают, что факторинг – дело выгодное. Недаром темпы его внедрения оказались весьма высокими. Конечно, при такой форме деловых контактов имеет место немалый риск, но в условиях рыночной экономики любое активное присутствие на рынке всегда в той или иной степени несет в себе опасности для участников. Главная защита от риска - осторожное, аккуратное использование любого рыночного варианта, предварительный анализ всех потенциальных последствий, любых действий, просчет альтернативных возможностей, принятие предупредительных против неприятностей мер.

   

 

2. Основные виды факторинговых сделок

 

     1. Внутренний и внешний факторинг.

     Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране. В операциях внутреннего факторинга обычно участвуют три стороны: Поставщик, Покупатель и Фактор. Если же Поставщик и Покупатель являются резидентами разных государств, то речь идет о международном факторинге.

    Факторинг называется внешним, если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств. При обслуживании таких поставок в большинстве случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности.

    Использование факторинга в международной торговле может быть очень выгодно в случаях, когда торговля осуществляется между странами с существенными различиями в их экономических и правовых системах. Поскольку факторинговая компания страны импортера обладает более полной информацией о платежеспособности компаний своей страны, это позволяет ей объективно оценивать надежность покупателей. Если импортфактор соглашается работать по схеме международного факторинга, то он автоматически принимает на себя риск неплатежеспособности импортера, тем самым гарантирует полную возвратность средств.

    Кроме того, экспортер вынужден подстраховываться на случай резкого скачка курса валют. Используя факторинг, экспортер получает значительную часть от стоимости проданного товара сразу после отгрузки, таким образом снимая с себя валютный риск.          

    Международный факторинг может осуществляться и без посредничества импорт-фактора, в этом случае схема взаимодействия контрагентов аналогична классическому факторинговому взаимодействию.

 

2. Факторинг с регрессом (recourse factoring) и без регресса (non recourse factoring)

    В случае факторинга с регрессом факторинговая компания, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика. В этом случае факторинговая компания берет на себя ликвидный риск (риск неуплаты в срок), но кредитный риск остается на поставщике.

    Денежные требования в случае факторинга с регрессом выступают, по сути, обеспечением краткосрочного финансирования. В случае безрегрессного факторинга риск неуплаты со стороны дебиторов полностью переходит к факторинговой компании. В развитых странах преимущественное развитие получила безрегрессная схема финансирования: в Италии, например, доля безрегрессного факторинга - 69%, в США - 73%.

Информация о работе Тенденции развития российского рынка факторинга