Теоретические аспекты амортизационной политики и ее роль в воспроизводстве средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Амортизационная политика является составной частью экономической политики государства. Она выступает в качестве важнейшего рычага воздействия государства на экономические процессы в стране. В первую очередь амортизационная политика воздействует на процесс обновления основных производственных фондов, ускорение темпов научно-технического прогресса, инвестиционную деятельность, а через них и на эффективность общественного производства.
Анализ источников экономической литературы показал, что среди ученых - экономистов и практиков нет единого подхода в понимании сущности амортизационной политики как целостной системы как на макро-, так и на микро-уровне.

Вложенные файлы: 1 файл

курсов.docx

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Теоретические  аспекты  амортизационной политики и ее роль в воспроизводстве средств предприятия .

 

    1. Понятие и сущность амортизационной политики.

 

Амортизационная политика является составной частью экономической  политики государства. Она выступает  в качестве важнейшего рычага воздействия  государства на экономические процессы в стране. В первую очередь амортизационная политика воздействует на процесс обновления основных производственных фондов, ускорение темпов научно-технического прогресса, инвестиционную деятельность, а через них и на эффективность общественного производства.

Анализ источников экономической  литературы показал, что среди ученых - экономистов и практиков нет  единого подхода в понимании  сущности амортизационной политики как целостной системы как на макро-, так и на микро-уровне.

Для отраслей определяющих научно-технический прогресс экономики  в целом государством устанавливается  ускоренная амортизация, что позволяет  быстрее списывать используемые средства труда, заменять их новыми, более  совершенными, ввод которых своими выгодами перекрывает ущерб от списания физически еще не изношенного  оборудования. Это стимулирует производителей новой техники разрабатывать  и выпускать новые модели.

Покупатель же выигрывает за счет высоких параметров приобретенной  техники большей производительности, меньшей трудоемкости. Есть и побочный эффект: списанная техника может  быть продана тем предприятиям, которые  на ее основе будут производить пользующуюся спросом продукцию.

Для реализации данной схемы  требуются определенные условия. Во-первых, машиностроительный комплекс должен удовлетворять  спрос на средства производства. Во-вторых, темп повышения потребительских  качеств новой техники должен опережать темп амортизации. По имеющимся  оценкам, новое оборудование должно превосходить заменяемое не менее, чем на 40-50%. Ниже этого предела реновация теряет смысл: незачем списывать за три года эксплуатации вполне исправный станок, чтобы заменить его таким же.

Такое понимание взаимосвязи  амортизационной политики и научно-технического прогресса на наш взгляд, является упрощенным и далеко не полным по следующим  причинам.

Во-первых, предлагается использовать механизм ускоренной амортизации только в отраслях, развитие которых определяет ускорение научно-технического прогресса  в целом. Вряд ли с этим можно согласиться. Процесс ускорения научно-технического прогресса наиболее успешно может  осуществляться только в том случае, когда все отрасли национального  хозяйства имеют право на применение механизма ускоренной амортизации 

Во-вторых, представляется связь  амортизационной политики с научно-техническим  прогрессом только через механизм осуществления  ускоренной амортизации, что является чрезмерно узким подходом. Взаимосвязь амортизационной политики с научно-техническим прогрессом осуществляется не только через механизм ускоренной амортизации, но и через систему норм амортизации вообще, через систему использования амортизационных отчислений в качестве источника финансирования инвестиций, а также по другим направлениям.

Под амортизационной политикой  следует понимать научно обоснованную и целенаправленную систему мер, осуществляемую государством в области  простого и расширенного воспроизводства  амортизируемого имущества, с целью  создания благоприятных условий  для развития всех субъектов хозяйствования, ускорения научно-технического прогресса, и реализации экономической политики государства.

Амортизационная политика тесно  связанна с научно-технической, инвестиционной, финансово-кредитной политикой и  другими, но все они являются составными частями общей экономической  политики государства.

Целью амортизационной политики является создание благоприятных условий  всем субъектам хозяйствования для  воспроизводства и обновления внеоборотных активов, активизации инвестиционной деятельности и ускорения научно-технического прогресса.

В связи с тем, что амортизационная  политика является составной частью общей экономической политики, она  направлена на повышение эффективности  производства и подъем отечественной  экономики. Амортизационная политика государства в каждый конкретный момент времени предполагает определенные корректировки в зависимости  от сложившейся ситуации и экономической  стратегии на перспективу.

Амортизационная политика должна способствовать решению задач по направлениям:

1. развитие научно-технического прогресса;

2 .ускорение процесса обновления основного капитала и наращивания национального богатства страны;

3. оптимизацию сроков полезного использования имущества;

4.накоплению достаточных средств для простого и расширенного воспроизводства;

5.созданию условий для объективной оценки и переоценки основных производственных фондов.

При разработке амортизационной  политики государство должно придерживаться таких принципов, как:

своевременность и правильность осуществления переоценки основных фондов, особенно в условиях инфляции;

дифференцированность сроков полезного использования и соответственно норм амортизации в зависимости от функционального назначения основных фондов, учет их морального и физического износа;

обеспечение за счет амортизационных  отчислений не только простого, но и  расширенного воспроизводства основных средств;

обеспечение целевого характера  использования амортизационных  отчислений на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования;

возможность осуществления  всеми предприятиями ускоренной амортизации;

стимулирование своевременного обновления основных фондов и ускорение  научно-технического прогресса;

предоставление больших  прав предприятиям в области проведения амортизационной политики.

Исходя из сущности, цели и задач амортизационной политики, можно сделать вывод, что она  играет важную роль в экономике любого государства. Амортизационная политика является мощным рычагом воздействия  государства на происходящие экономические  процессы и управления ими в необходимом  направлении .

Проводя эффективную амортизационную  политику, государство тем самым  способствует:

- ускорению темпов научно-технического  прогресса;

- наращиванию национального  богатства страны;

- улучшению качественного  состояния основных фондов;

- оживлению инвестиционной  деятельности;

- обеспечению конкурентоспособности  отечественной продукции;

- развитию отечественной  экономики.

В настоящее время государством осуществляется новая амортизационная  политика, ориентированная на международные  стандарты как в направлении  экономически целесообразных сроков полезного  использования амортизируемого  имущества, так и применения новых  эффективных механизмов начисления амортизационных отчислений. Наиболее важными составляющими этой амортизационной  политики является значительное снижение сроков полезного использования  амортизируемого имущества, более  широкая возможность выбора методов  начисления амортизационных отчислений.

Основными элементами амортизационной  политики являются:

1. Взаимосвязь амортизационной  политики с инвестиционной и  инновационной политикой. Амортизационные  отчисления являются одним из источников финансирования инвестиций и в основном обеспечивает простое воспроизводство амортизируемых активов. Величина амортизационных отчислений во многом определяет рамки инвестиционной деятельности в стране. Соотношение между амортизационными отчислениями и валовыми инвестициями характеризует темпы развития экономики. В том случае, если валовые инвестиции превышают амортизационные отчисления, экономика находится на подъеме. При этом обеспечивается не только простое воспроизводство основного капитала, но и его прирост за счет других источников финансирования и прежде сего прибыли. Если валовые инвестиции меньше амортизационных отчислений, то экономика находится на стадии спада и этих инвестиций недостаточно для возмещения потребленного в производстве капитала.

В течение ряда последних  лет для экономики Украины  был характерен спад производства, амортизационные отчисления отвлекались  для финансирования оборотных средств, что привело к значительному  старению производственных фондов. В  результате в настоящее время  амортизационные отчисления не могут  обеспечить даже простого воспроизводства  основных средств.

В то же время направления  инвестирования оказывают влияние  на последующее формирование инвестиционных ресурсов. В связи с этим необходимо направлять амортизационные отчисления в первую очередь на внедрение  инноваций, поскольку в условиях рыночных отношений резко возрастает конкуренция, и в результате освоения технологических инноваций можно  значительно повысить производительность труда и качество продукции без  существенных затрат на основные фонды.

2. Разработка экономически  целесообразных сроков полезного  использования амортизируемого  имущества. Срок полезной службы - ожидаемый (расчетный) период  использования активов компании, или количество изделий, которое  компания предполагает произвести  с использованием актива. Вместе  с тем действует целый ряд  факторов, противодействующих максимилизации эффекта, получаемого от эксплуатации активов. Поэтому, при определении срока полезной службы актива в соответствии с вышеназванным стандартом учитываются следующие факторы:

ожидаемый объем использования  актива компанией, который оценивается  по предполагаемой мощности или физической производительности актива;

предполагаемый физический износ, зависящий от производственных факторов, таких, как количество смен, использующих данный актив, и программа  ремонта и обслуживания, принятая в компании, а также условия  хранения и обслуживания актива в  период простоя;

моральный износ в результате изменений или усовершенствования производственного процесса, или  в результате изменений объема спроса на рынке на данную продукцию или  услугу, производимые или предоставляемые  с использованием актива;

юридические или аналогичные  ограничения на использование актива, такие, как сроки аренды.

3.Реализация наиболее  эффективных механизмов начисления  амортизационных отчислений. Действующими  в настоящее время нормативными  актами государство предусматривает  несколько механизмов начисления  амортизационных отчислений. К ним  относятся:

линейный метод;

ускоренный (нелинейный) метод (с применением понижающих коэффициентов, с использованием повышающих коэффициентов, с льготным режимом начисления амортизационных  отчислений (для малых предприятий), с мерами ограничительного характера  на применение ускоренной амортизации  (например, применение линейного метода начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую-десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов).

На основе разрешенных  к применению механизмов каждый хозяйствующий  субъект выбирает наиболее оптимальный  и приемлемый вариант, исходя из конкретных целей и задач развития предприятия  и сложившихся условий хозяйствования.

4. Создание условий, обеспечивающих  использование амортизационных  отчислений в соответствии с  функциональным назначением. На  протяжении ряда последних лет  предложение инвестиций на украинском  рынке не удовлетворяет потребностей  в них, и для создания конкурентоспособной  отечественной технической базы  производства необходимо привлечение  дополнительных ресурсов. В связи  с этим в настоящее время  исключается возможность массового  обновления основного капитала, и тем более за счет собственных  инвестиционных ресурсов. Необходимо  привлечение внешних источников. В сложившихся условиях единственный  постоянный источник финансирования  воспроизводства внеоборотных активов - амортизационные отчисления - должен использоваться с наивысшей отдачей. Для этого государству необходимо создавать условия, обеспечивающие использование амортизационных отчислений в соответствии с их функциональным назначением.

5. Налоговое стимулирование  ускорения обновления амортизируемого  имущества. Введение нового порядка  начисления амортизационных отчислений  напрямую связывается со стимулированием  обновления имущества в производственном  секторе экономики, поскольку  при формировании амортизационной  политики появилась возможность  выбора метода начисления амортизации,  а следовательно, регулирования величины прибыли, налога на прибыль и налога на имущество. Таким образом, механизм ускоренной амортизации можно рассматривать в качестве своеобразной формы налоговых скидок, преследующей цель стимулирование инвестиций и внедрения новой техники.

6. Методическое руководство  процессами разработки и реализации  амортизационной политики. Методическое  руководство амортизационной политикой  включает:

подготовку пакета нормативных  актов;

проведение мероприятий  по обучению персонала, обмену опытом работы в соответствующем направлении;

руководство процессами внедрения  новых правил, методов, способов начисления амортизационных отчислений, их учета, составления отчетности;

своевременное доведение  распорядительных документов до исполнителей и другие мероприятия.

Методическое руководство  амортизационной политикой должно осуществляться на всех уровнях управления, поскольку эффективность амортизационной политики во многом зависит от качества управленческих решений, принимаемых всеми участниками этого процесса.

Информация о работе Теоретические аспекты амортизационной политики и ее роль в воспроизводстве средств предприятия